Социальные выступления народных масс в России в XVII-XVIII вв.
Вопросы:
1. «Бунташный век»: особенности социального протеста посадского и крестьянского населения в России.
2. Феодально-крепостнический строй и положение податных сословий и социальных групп российского общества в XVIII в.
3. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва (1773-1775 гг.).
Методические рекомендации
При подготовке ответа на первый вопрос семинара в первую очередь необходимо изучить содержание событий, вошедших в российскую историю как «Соляной бунт» (1648 г.), восстание в Новгороде и Пскове (1650 г.), «Медный бунт» (1662 г.), «Стрелецкий бунт» (1682 г.). Особое внимание следует уделить изучению восстанию под предводительством И.И. Болотникова (1606-1607 гг.) и С.Т. Разина (1670-1671 гг.).
При рассмотрении данных событий следует иметь ввиду, что социальные выступления в XVII в. часто обрекались в форму, соответствующую уровню общественного сознания масс. Тем не менее, народные движения в «бунташный век» заметно отличались от борьбы, которую вели трудящиеся классы России в предшествующее время. К их особенностям можно отнести: ярко выраженный антикрепостнический, антифеодальный характер, значительный масштаб социальных выступлений, более высокая степень организации народных масс и др. Всё это предопределило их своеобразие и уникальность в истории Российского государства и общества.
Уяснить данные особенности необходимо на базе фактологического материала. При этом целесообразно стремиться к обобщению материала, изучая социальные выступления по следующему алгоритму:
· выделить предпосылки и причины социальных выступлений, внутренние и внешние факторы, повлиявшие на данные события;
· проанализировать социально-правовое положение различных классов и социальных групп российского общества, в первую очередь крестьян, казачества, посадских людей, боярства, дворянства, духовенства, а затем попытаться прояснить мотивы и цели их выступлений против власти и режима (характер движения);
· исследовать территориальные границы народных движений, численность и контингент восставших;
· уяснить организацию повстанческих войск, элементы военного и государственного управления;
· разобраться с формой, которую принимали социальные выступления в условиях феодально-крепостнического строя России, а также причины поражений восставших масс.
Предварительно стоит поразмышлять над содержанием и соотношением понятий «бунт», «восстание», проанализировать ЧС (чрезвычайные ситуации), имевшие место в XVII столетии и их связь с социальными проблемами общества.
При изучении исторических фактов и событий необходимо акцентировать своё внимание не на отдельных событиях, а стремиться к обобщению материала, уяснению важнейших, сущностных аспектов проблемы.
Второй вопрос семинарского занятия требует знания проблемы становления и эволюции феодально-крепостнического строя в XVII - XVIII вв. Для понимания того, что изменилось в положении податных сословий и социальных групп российского общества в XVIII столетии, целесообразно проштудировать реформы Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II в области социально-экономической политики. В ходе данных преобразований изменилась социальная структура, социально-правовое положение сословий и социальных групп российского общества, произошло ужесточение крепостного права. Рост товарно-денежных отношений, производства товаров для рынка во второй половине XVIII в. стимулировали предпринимательскую деятельность помещиков и крестьян, попутно способствуя увеличению объёма феодальных повинностей податных сословий и социальных групп российского общества. Всё это в конечном итоге привело к мощным социальным протестам населения в той или иной форме в период правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.
В целом, изучив учебный материал, обучаемые должны знать:
· содержание понятий «феодально-крепостнический строй», «крепостное право», «барщина», «оброк», «месячина»;
· социально-правовое положение дворянства, духовенства, купечества, городских жителей и крестьян в России;
· характер и формы крепостного права в России в XVIII в.
При подготовке к третьему вопросу семинарского занятия необходимо обратить внимание на следующие аспекты проблемы:
· основные причины крестьянской войны и её характер;
· периодизация восстания под предводительством Е.Пугачёва и содержание основных периодов войны;
· мотивы социального протеста;
· причины поражения восставших и армии Е.Пугачева;
· оценки восстания среди современников, потомков и в отечественной историографии.
На семинаре можно выступить с докладом (сообщением) по следующим, рекомендуемым темам (по согласованию с преподавателем 1-2 сообщение на занятие):
а) Эпидемии и природные бедствия в России в XVII - XVIII вв.
б) Быт и условия жизни народных масс (дворовых и крепостных крестьян, городских жителей, беднейшего казачества, инородцев) в XVIII столетии.
При подборе литературы и определении содержания сообщения курсантам (студентам) следует в обязательном порядке проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем были вызваны социальные выступления народных масс в XVII в.? Каковы их причины и предпосылки?
2. Что представлял собой феодально-крепостнический строй в России в XVIII столетии? Какие новые черты в нём проявились по сравнению с предыдущим временем?
3. Какие изменения происходили в социально-правовом положении основных классов, сословий и социальных групп российского общества на рубеже XVII - XVIII в.?
4. Какой характер и формы принимали социальные выступления в России в указанное время?
5. Каковы причины, основные этапы, итоги и причины поражения восстания под предводительством Е. Пугачёва.
Рекомендуемая литература:
Инв. №2382у. Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Учебное пособие. - М.: Логос, 2012.
Инв. №1269к7. Москалев Ю.А. Крестьянские войны в России в XVII - XVIII вв. Учебное пособие. Новогорск, 1997.
Инв. №1717у. История России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 (2008).
Инв. №1693у. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / ред. А. Н. Сахаров. – М, 2008.
Инв. №2082у. История России с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М., 2010. Т. 1.
Инв. №1777у. Семенникова Л.И Отечественная история: учебник для вузов. 9-е изд. - М.: КДУ, 2008.
Инв. №1924у. Фортунатов В.В. Отечественная история: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2009.
Инв. №1744у. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2008.
Инв. №1746к, 1747к. Виноградов А. В. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. В 2-х частях. – Новогорск, 2001.
Инв. №2138у. Жукова Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. – М., 2011.
Занятие 5/5. Семинар