Восстановление империи: династия Суй (581-618)
Во второй половине VI в. в одном из многочисленных северных государств – Чжоу – к власти пришла военная группировка китайско-варварской знати Северо-Западного Китая, ставшая центром консолидации сил. В противоборстве с сепаратистскими устремлениями сильных домов она добилась воссоединения страны под властью китайцев, и в 581 г. военачальник Севера Ян Цзянь (Вэнь-ди) был провозглашён императором новой династии, получившей название Суй.
Сравнительно быстрое воссоединение огромной страны объяснялось следующими причинами.Во второй половине VI в. культурные, экономические и политические различия между Севером и Югом страны значительно смягчились. Варвары Севера постепенно ассимилировались с местным населением, а боеспособная тобийская конница – опора степников – перестала существовать. Культурные, экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения нестойких царств в единую империю. Мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая от набегов кочевников-соседей. Кочевники Центральной Азии, создав мощный союз – Тюркский каганат, - угрожали очередным вторжением. Опасность подчинения новым завоевателям стала реальной. Неудивительно, что в этих условиях инициатива возрождения единства страны принадлежала северянам. Затянувшиеся изнурительные междоусобицы подрывали сельское хозяйство, ремесло, торговлю, затрудняли использование огромной ирригационной системы, а сложившаяся ещё в древности культура земледелия была немыслимой без искусственного орошения. Необходимость ликвидации последствий губительных разливов рек и опустошительных засух требовала единения средств и рабочих рук и была не под силу отдельным властителям.
Расчленение Китая, отсутствие сильного и прочного общегосударственного аппарата затрудняли возможность наладить жизнь в стране. В то же время её объединению способствовали интенсивные культурные контакты, издавна существовавшие между Югом и Севером. Дальнейшее заселение северянами юга страны стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.
Образование новой династии круто изменило течение китайской истории. На смену четырёхвековой эпохе раскола и противоборства пришло время единения и централизации. Прекращение междоусобицы вызвало мощный экономический и культурный подъём в стране. Расширилась площадь посевов, выросло население. Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV-V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. На юге Китая жизнь сохранившихся городов мало чем отличалась от деревенской. Однако уже в VI в. возродилось градостроительство. И на юге и на севере стали появляться новые города – как пограничные города-крепости, торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или как морские порты. Заново отстраивались поражавшие воображение современников столицы – центры культуры и ремесла, зримое средоточие функций государственного управления.
Император Ян Цзянь (581-604) выдвинул, в согласии с конфуцианской доктриной, курс на упорядочение отношений в стране, стабильность и процветание.
Новые власти упорядочили налоги и отменили все чрезвычайные поборы, отменили соляную и винную монополии казны, унифицировали меры и выпустили новую стандартную монету. Будучи приверженцем конфуцианства, Вэнь-ди стал приглашать на службу учёных, заложил основы института экзаменов, успешная сдача которых открывала перспективу получения должности чиновника для каждого жителя Поднебесной. Суйский двор заимствовал бюрократическую систему ханьского образца, было упорядочено административное деление, значительно (в три раза) сокращён штат государственных служащих. Центральной частью преобразований оказалось решение острых проблем земледелия и землепользования. Отталкиваясь от принципов северокитайской надельной системы, император провозгласил правило: каждый пахарь должен иметь своё поле и платить налоги государству. В основе обновлённой им надельной системы лежало право каждого мужчины, каждой женщины и вообще каждого взрослого, вплоть до раба (который привычно воспринимался в качестве младшего члена семьи), на земельный надел: 80 му – мужской, 40 му – женский. С семейного среднего надела (120 му) взимался небольшой налог в три центнера зерна. Кроме того, существовала промысловая подать (женщина сдавала в казну шёлк или пряжу) и трудовая повинность (20 дней в году для мужчин). Впервые на рабов предоставляли такой же надел, какой давался свободному земледельцу. При этом была сделана уступка хозяевам рабов: подать с их надела была вдвое меньше.
Был произведён тщательный учёт населения и выявлено свыше 1,5 млн. крестьян, не внесённых ранее в списки податных.
Кроме того, сравнительно щедрое наделение землёй побудило суйские власти нарезать целинные и залежные земли, что привело к невиданному прежде росту клина возделываемыхполей: с 19,4 до 55,8 млн. му за немногие десятилетия правления династии Суй.
В рамках надельной системы были восстановлены так называемые «должностныеземли», доходы с которых шли в кормление чиновникам. Кроме того, из казённого фонда членам императорской фамилии, носившим титул ванов, выделялись владения до 10 тыс. му земли.
Ян Цзянь настойчиво добивался укрепления власти центра и беспощадно расправлялся с местной знатью. Но в 604 г. он был убит своим сыном Ян Гуаном, который и вступил на престол (604-618).
Действуя жёсткими методами, Ян Гуан (Ян-ди) стремился создать мощную империю. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на обогащение казны, экономическую и политическую централизацию.
Ян Гуан учредил экзамен на степень цзиньши («продвинутого мужа»), ставший позднее одним из главных каналов выдвижения на службу, подчеркнув тем самым приоритет гуманитарного, гражданского начала в стране. Что касается военных, то их перевели в разряд податного люда, в подчинение провинциальным гражданским властям.
Новый император перенёс столицу в Лоян, переселив в него до 10 тыс. богатых семей из разных районов страны, оторвав их от родных мест и поставив под свой контроль. Великолепный дворцовый ансамбль, громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами поражали современников сказочной роскошью. Источники свидетельствуют о привлечении на строительство Лояна 2 млн. человек. Для усиления связи центра с периферией был сооружён водный путь, соединившийдолины рек Хуанхэ и Янцзы. Великий канал, созданный на базе старых и новых каналов, рек и озёр, имел множество шлюзов. Внутренний водный путь, проходивший с Юга на Север, способствовал развитию торговли, укреплению контактов столицы с провинцией, регулярности перевозок продуктов с Юга – рисовой житницы страны. Кроме того, он обеспечивал большую маневренность в случае необходимости переброски войск.
Другим важным мероприятием того времени стало укрепление и реконструкцияВеликой стены (607-608). Едва ли это сооружение могло сыграть серьёзную роль в деле защиты от вторжений кочевников. Но как символ, как дело престижа, как желание показать, что в дальнейшем империя вторжений с севера допускать не намерена, ремонт стены был вполне уместным. По свидетельству источников на сооружение Великого канала и Великой стены было привлечено не менее 1 млн. человек.
Таким образом, суйский Ян-ди вёл одновременно несколько колоссальных строек, каждая из которых требовала миллионов рабочих рук и огромных средств. Этого же требовали и возрастающие расходы знати и двора. И власти вновь произвели переучёт населения, увеличили налогообложение и сроки повинности (до 30 дней в году и более).
Грандиозное строительство, поражавшее современников своей пышностью, непомерные траты, обеспечивающие роскошь императорского двора, - всё это стало возможным благодаря использованию властями традиционного средства – надельной системы, позволяющей, как уже не раз случалось в китайской истории, молодым восходящим династиям, возродив «коренное», главное занятие – земледелие, наладить и все другие ветви древа государственности.
Правители Суй вели затяжные, но малоуспешные войны на всём протяжении границ империи. Стабилизация внешнего положения рассматривалась как средство упрочения их позиций внутри страны. Тем же целям служила и гибкая дипломатия: натравливание одних племён на другие, разжигание внутриплеменной розни, задабривание титулами и подарками, династические браки, приглашение членов правящих родов почётными заложниками ко двору императоров. Эти методы наиболее ярко проявились в отношениях с Тюркским каганатом, распавшимся вскоре на Восточный и Западный. В борьбе за объединение страны в конце VI в. суйские власти иногда признавали свою зависимость от тюрок.
Действия китайцев на северо-востоке были направлены на овладение Ляонином и морскими путями в Жёлтое море. Так, объектом захватнической политики империи Суй стали государства Когуре и Пэкче (в северной и юго-западной частях Корейского полуострова). Силла (на юго-востоке полуострова) выступала союзником Суйской империи. В ожесточённой войне 612-614 гг. китайцы трижды совершали неудачные походы в Корею. Тяготы военных походов и особенно неудача корейских войн послужили одним из толчков к широкому народному выступлению против правящей династии. Одновременно начались раздоры в правящем стане. В возникшей смуте сильнейшим оказался родственник Ян Гуана по женской линии Ли Юань. В 617 г. в Тайюане он поднял мятеж и вскоре с войском, усиленным конницей союзных тюркских племён, захватил Чанъань. После неудачи корейского похода Ян Гуан, спасаясь от мятежников, бежал на юг. В 618 г. в г. Цзянду он был убит дворцовой стражей, а Ли Юань провозгласил основание династии Тан.
На примере династии Суй отчётливо видна классическая динамика восходящей и нисходящей линий развития династии и государства в целом: сначала упрочение императорской власти, культурный взлёт, уступки основным производителям, а затем – усиление агрессивной внешней политики, рост разорительных налогов и крупного землевладения и, наконец, развал страны.