Международных и внешнеэкономических связей

Субъектов Российской Федерации

(Утверждена Коллегией МИД России

13 июня 2001 г.)

Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации стали весомым компонентом внешней политики нашего государства. Возрос их объем, расширилась география, обогащается содержание. Они реально влияют как на формирование, так и на реализацию внешнеполитического курса страны, наполняют конкретным содержанием заключенные Россией международные договоры, являются важным направлением дальнейшей интеграции России в систему мирохозяйственных связей.

МИД России исходит из того, что экономический, культурный и гуманитарный потенциал субъектов Федерации в международной сфере может полностью раскрыться лишь при соответствующей поддержке федеральных органов. В свою очередь, национальные интересы России на международной арене, ее позиции в отношениях с другими странами могут быть обеспечены в наиболее полной форме только за счет совместных усилий федерального центра и субъектов Федерации.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации является одной из приоритетных задач в деятельности МИД России.

Эта работа строится на основе Конституции Российской Федерации, договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, федерального закона “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”, Указа Президента России “О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации”, Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также других нормативно-законодательных актов Российской Федерации.

Для целей настоящей Концепции принципиально важно подчеркнуть, что, в соответствии с упомянутыми законодательными актами, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а МИД России определен в качестве головного органа в системе федеральных органов исполнительной власти в сфере координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации.

Цели и задачи координации международных связей

Субъектов Российской Федерации

Основными целями проводимой МИД России работы на данном направлении являются:

– создание субъектам Федерации благоприятных внешних условий для реализации ими конституционного права на осуществление международных и внешнеэкономических связей, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели, оказание им содействия в развитии международного сотрудничества при обеспечении единой внешнеполитической линии, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

– использование международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене;

– использование сотрудничества с сопредельными государствами на региональном уровне как инструмента для формирования пояса добрососедства по периметру наших границ.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, МИД России определяет приоритеты своей работы по координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации следующим образом:

На направлении СНГ

– Всемерное содействие субъектам Федерации в развитии межрегионального и приграничного сотрудничества с партнерами в СНГ в целях решения социально-экономических проблем регионов, ускорения экономической интеграции в рамках Содружества. При этом особое внимание уделять российско-белорусскому межрегиональному взаимодействию в рамках Союзного государства.

– Использование международного межрегионального сотрудничества в качестве дополнительного рычага для укрепления двусторонних экономических и политических отношений со странами СНГ.

– Укрепление международно-правовой основы межрегиональных связей с государствами-членами СНГ.

– Использование возможностей регионов для восстановления культурных связей с государствами-участниками СНГ; использование канала межрегионального сотрудничества с государствами СНГ и работы с соотечественниками.

– Подключение регионов к созданию и укреплению единого информационного пространства СНГ; использование канала межрегионального сотрудничества с государствами СНГ для продвижения на территории стран Содружества российских СМИ и информационных потоков, прежде всего, в районы проживания русскоязычного населения.

– Развитие приграничного сотрудничества путем создания организаций приграничного сотрудничества с участием как регионов, так и муниципальных образований.

На европейском направлении

– Использование межрегионального и приграничного сотрудничества в качестве одного из средств подключения страны к процессам европейской интеграции.

– Взаимодействие с представителями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Конгрессе местных и региональных властей Европы в целях реализации российской внешнеполитической линии в Совете Европы.

– Обеспечение равноправного участия северо-западных регионов России в международном сотрудничестве на Балтике и Севере Европы в целом. Поддержка их стремления к углублению сотрудничества с территориальными образованиями сопредельных государств, оказание им содействия в создании приграничных сообществ по типу еврорегионов.

– Взаимодействие с субъектами Федерации в рамках развития сотрудничества с Европейским союзом, в том числе по вопросам реализации инициативы “Северного измерения” ЕС, программы ТАСИС.

– Усиление координации действий регионов в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) и Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), активизация их участия в сотрудничестве в Совете государств Балтийского моря (СГБМ), придание импульса деятельности Ассоциации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ССГБМ), усиление роли регионов в реализации проектов и программ Арктического Совета, более полное использование потенциала взаимодействия с Северным Советом, Советом министров Северных стран.

– Усиление работы по координации связей субъектов Федерации с партнерами из стран Балтии при соблюдении общегосударственной линии в отношении этих стран.

– Стимулирование межрегионального взаимодействия с государствами Центральной и Восточной Европы;

– Обеспечение отвечающих государственным интересам форм и методов участия регионов в деятельности региональных и субрегиональных механизмов сотрудничества в Юго-Восточной Европе.

Наши рекомендации