Срок действия и вступление в силу
Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.
Настоящий Договор подлежит ратификации Договаривающимися Сторонами и вступает в силу с даты сдачи депозитарию, которым является Интеграционный Комитет, последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Стороны, в случае необходимости, приводят свое национальное законодательство в соответствие с положениями настоящего Договора.
Статья 19.
Изменения и дополнения
В настоящий Договор могут быть внесены дополнения и изменения, которые оформляются Договаривающимися Сторонами отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 20.
Регистрация
Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава ООН подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.
Совершено в городе Астана “10”октября 2000 года в одном экземпляре на белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий по тексту настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут использовать текст на русском языке.
Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждой Договаривающейся Стороне его заверенную копию.
ДЕКЛАРАЦИЯ О СОЗДАНИИ
“ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА”
(Подписана 15 июня 2001 г. в Шанхае главами государств Казахстана, КНР, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана)
Главы государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан,
Высоко оценивая позитивную роль “Шанхайской пятерки” за пять лет ее существования в продвижении и углублении отношений добрососедства, взаимного доверия и дружбы между государствами-участниками, упрочении безопасности и стабильности в регионе, содействии совместному развитию, единодушно считая, что создание и развитие “Шанхайской пятерки” отвечало нуждам человечества и исторической тенденции к миру и развитию в условиях, сложившихся после окончания “холодной войны”, раскрыло огромный потенциал добрососедства, единения и сотрудничества через взаимоуважение и взаимное доверие между государствами, принадлежащими к разным цивилизациям и являющимися носителями разных культурных традиций, особо отмечая, что подписанные в Шанхае и Москве соответственно в 1996 и 1997 годах главами Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, а также итоговые документы встреч в Алма-Ате (1998 г.), Бишкеке (1999 г.) и Душанбе (2000 г.) внесли важный вклад в дело поддержания мира, безопасности и стабильности в регионе и во всем мире, значительно обогатили практику современной дипломатии и регионального сотрудничества, оказали широкое и позитивное влияние на международное сообщество, будучи твердо убежденными в том, что в условиях динамичного развития процессов политической многополярности, экономической и информационной глобализации в XXI веке перевод механизма “Шанхайской пятерки” на более высокий уровень сотрудничества будет способствовать более эффективному совместному использованию открывающихся возможностей и противостоянию новым вызовам и угрозам, торжественно объявляют о следующем:
1. Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан создают “Шанхайскую организацию сотрудничества”.
2. Целями “Шанхайской организации сотрудничества” являются: укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других областях; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.
3. В рамках “Шанхайской организации сотрудничества” поочередно в каждом из ее государств-участников проводятся ежегодные официальные встречи глав государств и регулярные встречи глав правительств государств-участников. В целях расширения и интенсификации сотрудничества во всех областях по мере необходимости возможно создание новых механизмов, помимо уже действующих механизмов встреч руководителей соответствующих ведомств, а также формирование постоянные и временных экспертных рабочих групп для изучения планов и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.
4. Сформировавшийся в процессе развития “Шанхайской пятерки” “шанхайский дух”, характеризующийся взаимным доверием, взаимной выгодой, равенством, взаимными консультациями, уважением к многообразию культур, стремлением к совместному развитию, является бесценным достоянием, накопленным странами региона за многие годы. Оно будет приумножаться, становясь в новом столетии нормой в отношениях не только между государствами — участниками “Шанхайской организации сотрудничества”, но и в межгосударственных отношениях в целом.
5. Государства — участники “Шанхайской организации сотрудничества” твердо придерживаются целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, принципов взаимного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности, равноправия и взаимной выгоды, решения всех вопросов путем взаимных консультаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения военной силы или угрозы силой, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах.
6. “Шанхайская организация сотрудничества” сформироваласьна базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, подписанных соответственно в Шанхае и Москве. Сегодня сотрудничество в ее рамках уже охватывает политическую, торгово-экономическую, культурную, научно-техническую и иные сферы. Принципы, нашедшие отражение в вышеуказанных соглашениях, определяют основу взаимоотношений между государствами-участниками “Шанхайской организации сотрудничества”.
7. “Шанхайская организация сотрудничества” не является союзом, направленным против других государств и регионов, придерживается принципа открытости. Она выражает готовность развивать диалог в любых формах, контакты и сотрудничество с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями и на основе консенсуса принимать в качестве новых членов государства, которые разделяют цели и задачи сотрудничества в рамках организации, принципы, изложенные в пункте 6, а также другие положения настоящей Декларации и вступление которых может способствовать осуществлению такого сотрудничества.
8. “Шанхайская организация сотрудничества” придает приоритетное значение региональной безопасности и предпринимает все необходимые усилия для ее обеспечения. Государства-участники будут осуществлять тесное взаимодействие в целях реализации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе путем учреждения Антитеррористического центра “Шанхайской организации сотрудничества” с месторасположением в г.Бишкеке. Кроме этого, будут разработаны соответствующие многосторонние документы о сотрудничестве в пресечении незаконного оборота оружия и наркотиков, незаконной миграции и других видов преступной деятельности.
9. “Шанхайская организация сотрудничества” использует огромный потенциал и широкие возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества государств-участников в торгово-экономической области, предпринимает усилия в целях содействия дальнейшему развитию сотрудничества и диверсификации его форм между государствами-участниками на двусторонней и многосторонней основе. В этих целях в рамках “Шанхайской организации сотрудничества” будет начат переговорный процесс по вопросам создания благоприятных условий для торговли и инвестиций, разработана долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, а также подписаны соответствующие документы.
10. Государства-участники “Шанхайской организации сотрудничества” укрепляют механизм консультаций и координируют действия по региональным вопросам и международной проблематике, оказывают взаимную поддержку и налаживают тесное сотрудничество по важнейшим международным и региональным вопросам, совместно способствуют упрочению мира в регионе и во всем мире, исходя из того, что сохранение глобального стратегического баланса и стабильности в нынешней международной ситуации имеет особенно важное значение.
11. С целью координации сотрудничества и организации взаимодействия между компетентными министерствами и ведомствами государств-участников “Шанхайской организации сотрудничества” создается Совет национальных координаторов.
Деятельность указанного Совета определяется Временным положением, утвержденным министрами иностранных дел государств-участников.
Совету национальных координаторов поручается на основе настоящей Декларации и документов, ранее принятых главами государств в рамках “Шанхайской пятерки”, приступить к разработке проекта “Хартии Шанхайской организации сотрудничества”, которая будет содержать ясное изложение ключевых положений о целях, предмете, задачах, направлениях перспективного сотрудничества в рамках “Шанхайской организации сотрудничества”, принципах и процедуре принятия в нее новых членов, юридической силе принимаемых ею решений и способах взаимодействия с другими международными организациями, и представить его для подписания в ходе встречи глав государств в 2002 году.
Обобщая опыт прошлого и оценивая перспективы, главы государств-участников твердо верят, что образование “Шанхайской организации сотрудничества” знаменует собой начало перехода сотрудничества государств-участников на новый этап развития, отвечает тенденциям современной эпохи, реалиям данного региона, коренным интересам народов всех государств-участников.
Китайская Народная Республика, г.Шанхай, 15 июня 2001 года.
КОНЦЕПЦИЯ
работы МИД России по координации