Латиноамериканский вектор российской дипломатии
Отношения с Латинской Америкой и странами Карибского бассейна составляют самостоятельное и весьма перспективное направление многовекторной внешней политики России. Линия на поступательное сближение с государствами этого региона обусловлена рядом факторов.
Россию связывают с Латинской Америкой давние исторические узы. Дипломатические отношения с Бразилией были установлены еще в
1828 г., с Аргентиной — в 1885 г., с Мексикой — в 1890 г. История российско-латиноамериканских связей знает немало примеров проявления искренних взаимных симпатий, ярких встреч национальных культур, взаимной солидарности и поддержки даже в период «холодной войны», когда этому мешали многочисленные идеологические барьеры.
Ускоренное развитие экономики и интеграционных процессов в Латинской Америке в последнее десятилетие ХХ века превратило этот регион в один из важных самостоятельных полюсов формирующегося многополярного мира. Роль латиноамериканских стран в международных делах существенно возрастает, поскольку в своей внешней политике они не замыкаются в региональных рамках, а все более активно подключаются к решению проблем мировой политики. Заинтересованность в укреплении многосторонней дипломатии и роли ООН, традиционная приверженность международному праву — эти черты дипломатии латиноамериканских стран объективно сближают их с Россией. Российским интересам не может не импонировать внешнеполитическая ориентация Латинской Америки,суть которой еще в XIX веке выразил национальный герой Мексики Бенито Хуарес: «Уважение прав других — это мир».
В экономическом отношении Латинская Америка — один из наиболее динамично развивавшихся в 90-х гг. регионов. Целый ряд
латиноамериканских государств по многим показателям вплотную подошел к промышленно развитым странам. Хотя мировой финансовый кризис затронул и экономику Латинской Америки, этот растущий рынок обладает большим потенциалом для российской промышленности, в том числе и с точки зрения возможностей продвижения туда высокотехнологичной продукции (авиатехника, автомобили, запуски спутников и др.).
Для России также представляет интерес опыт Латинской Америки в создании эффективных интеграционных механизмов взаимодействия и региональных объединений – таких, как Организация американских государств, Латиноамериканская ассоциация интеграции, Группа Рио, Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Андское сообщество и др.
Особого внимания заслуживают параллели в новейшей истории России и многих стран континента, связанные с процессами демократических преобразований и экономических реформ. Покончив с засильем военных диктатур, латиноамериканские страны наработали ценный опыт строительства и укрепления демократических институтов власти. Латинская Америка также является уникальным «полигоном» рыночных преобразований, результаты которых со всеми их «плюсами» и «минусами» вызывают повышенный интерес российских общественно-политических кругов.
Последнее десятилетие ХХ века стало периодом глубокой трансформации и российско-латиноамериканских отношений. При всей сложности этого процесса, общий баланс их развития в 90-е гг., несомненно, положительный. Значительно расширилась география российского дипломатического присутствия в регионе. Были установлены отношения с рядом государств, ранее полностью «отрезанных» от России.
Сейчас Российская Федерация поддерживает дипотношения с 28 из 33 суверенных государств континента (исключение составляют отдельные островные государства в бассейне Карибского моря). Появились новые возможности для развития контактов с латиноамериканскими странами на многосторонней основе. Этому способствовало установление связей с региональными организациями и интеграционными объединениями и, в частности, получение в 1992 г. статуса постоянного наблюдателя при Организации американских государств.
С середины 90-х гг. обозначился поворот к активизации российско-латиноамериканских отношений. Важными вехами на этом пути стали поездки тогдашнего Министра иностранных дел России Е.М.Примакова в Мексику, Венесуэлу, Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику и на Кубу в мае 1996 г. и ноябре 1997 г., а также визиты в Москву Президента Аргентины (1998 г.), Вице-президента Бразилии
(2000 г.), Президента Венесуэлы (2001 г.) и глав внешнеполитических ведомств ряда латиноамериканских государств.
Существенное продвижение вперед в развитии двусторонних отношений достигнуто в результате первого в истории России визита на высшем уровне в Латинскую Америку Президента В.В.Путина, посетившего Кубу в декабре 2000 г. В ходе Саммита тысячелетия в Нью-Йорке (сентябрь 2000 г.) и форума АТЭС в Брунее (ноябрь 2000 г.) состоялись первые контакты российского Президента с лидерами Мексики, Венесуэлы, Чили.
Заметно обновилась и расширилась договорно-правовая основа российско-латиноамериканских отношений. За период 1992-2000 гг. было подписано более 140 двусторонних документов, в т.ч. договоры и декларации «нового поколения» об основах отношений и принципах взаимодействия, соглашения о торгово-экономическом и научно-
техническом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о сотрудничестве в культурной области, в исследовании и использовании космического пространства, в борьбе с наркобизнесом и другие.
Новое качественное содержание получили политические контакты с Группой Рио. С 1997 г. регулярно проводятся встречи мининдел на сессиях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Сформирован календарь и предметная повестка дня диалога России с этим объединением.
Российская дипломатия установила контакты с Ибероамериканским форумом, объединяющим испано- и португалоговорящие страны Европы и Америки.
Первые шаги предприняты по налаживанию прямого диалога и рабочих контактов с Общим рынком стран Южного конуса – МЕРКОСУР и Андским сообществом, а также в развитие полученного Россией статуса постоянного наблюдателя при Ассоциации карибских государств (АКГ).
В настоящее время практические усилия российской дипломатии на латиноамериканском направлении сосредоточены на том, чтобы максимально способствовать расширению поля взаимодействия наших стран в мировой политике, интенсификации взаимовыгодного экономического сотрудничества, разносторонних связей в сферах культуры, образования, контактов между людьми.
В лице латиноамериканских государств Россия видит своих естественных партнеров на международной арене, прежде всего в решении такой ключевой проблемы, как формирование справедливого и стабильного миропорядка, основанного на верховенстве международного права и укреплении роли демократических многосторонних механизмов управления мировыми процессами. Нас объединяют общая
приверженность идее обеспечения центральной роли ООН и главной ответственности Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, заинтересованность в укреплении стратегической стабильности, поисках коллективных ответов на новые угрозы и вызовы.
Так, при голосовании на 55-й сессии Генассамблеи ООН 15 государств Латинской Америки и Карибского бассейна оказали поддержку российскому проекту резолюции в пользу сохранения Договора 1972 года по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности в мире. В их числе — не только крупные члены межамериканского сообщества (Мексика, Колумбия), но и такие страны, как Гондурас, Панама, островные карибские государства. Россия высоко ценит эту поддержку.
Латинская Америка поэтапно формирует свою собственную концепцию региональной безопасности, одной из главных основ которой является договорно-правовое закрепление безъядерного статуса региона в соответствии с Договором Тлателолко, действующим уже в течение трех десятилетий. Позиция ведущих латиноамериканских стран, в частности, Бразилии и Аргентины, в этом вопросе, несомненно, является существенным вкладом в решение глобальной проблемы укрепления режима нераспространения ядерного оружия. Возрастает активность стран региона и на других направлениях процесса разоружения, к примеру, в том, что касается объявления Западного полушария зоной, свободной от противопехотных мин, принятия региональной конвенции, запрещающей незаконное производство и оборот огнестрельного оружия и др.
Важной сферой российско–латиноамериканского взаимодействия является миротворчество. Государства региона накопили полезный опыт самостоятельного урегулирования ряда внутренних и региональных конфликтов политическими способами. Россия неизменно оказывала
поддержку этим усилиям, сыграв конструктивную роль в разрешении ряда затяжных конфликтов в Центральной Америке (Никарагуа, Сальвадор, Гватемала). Российская сторона также неоднократно подтверждала свою готовность оказать политическое содействие мирному урегулированию сложной внутренней ситуации в Колумбии, где сплелись проблемы левых повстанцев, борьбы с наркобизнесом и защиты прав человека.
Следует отметить существенный вклад Латинской Америки в выработку политических принципов и практических направлений борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков, включая подготовку прошедшей в 1997 г. спецсессии Генассамблеи ООН по наркопроблеме. Набирает обороты и российско-латиноамериканское взаимодействие. С государствами континента заключены восемь двусторонних соглашений о сотрудничестве в данной области, которые позволят правоохранительным органам объединить усилия в борьбе против латиноамериканских наркодельцов и российских преступных группировок.
Неурегулированность ситуации вокруг Кубы остается серьезной политической проблемой в Западном полушарии.
Для России, как и для большинства других стран, неприемлемы длящиеся вот уже сорок лет блокада и торгово-экономическое эмбарго США в отношении Кубы. Эта политика выглядит явным анахронизмом, не отвечающим ничьим интересам, включая и интересы самих США. Неприятие во всем мире вызвали попытки экстерриториального применения закона Хелмса-Бэртона, распространения ограничений, установленных внутренним американским законодательством, на отношения с Кубой суверенных третьих стран.
Россия выступает за полную нормализацию обстановки вокруг Кубы — отмену эмбарго и реинтеграцию страны в региональные институты
сотрудничества. Уважая политический выбор кубинского народа, Россия верна своему традиционному тезису о том, что права человека должны служить объединению, а не разъединению государств и народов.
Официальный визит Президента В.В.Путина в Гавану в декабре
2000 г. продемонстрировал, что у российского и кубинского руководства существует политическая воля к активизации отношений в политической сфере, расчистке завалов, возникших в двусторонних связях в начале 90-х годов, и определению перспектив сотрудничества между двумя государствами в экономической сфере. В ходе переговоров в Гаване была достигнута важная принципиальная договоренность: Россия и Куба намерены и в дальнейшем развивать между собой активное сотрудничество, исходя из высокого уровня отношений и опираясь на чувства дружбы и взаимопонимания, существующие между нашими странами и народами. При этом, разумеется, такие связи должны исходить из реалий, существующих в обеих странах, и базироваться на принципах международного права, взаимной выгоды и правилах международной конкуренции.
Существенное значение для России имеет российско-латиноамериканское торгово-экономическое сотрудничество. В последние годы двусторонняя торговля после некоторого периода спада вновь начала развиваться: в 1999 г. ее объем достиг порядка 3 млрд.долл.
Заметная доля приходится на закупку продовольствия по линии российских частных фирм. Россия превратилась в одного из главных покупателей бразильского, колумбийского, а также производимого в Чили растворимого кофе. Успешно осваиваются и другие направления - импорт растительного масла, какао, тропических фруктов и фруктовых концентратов, безалкогольных напитков, цветов. Наши основные торговые партнеры в регионе — Куба, Бразилия, Эквадор, Аргентина, Чили. Осуществляются отдельные проекты инвестиционного сотрудничества с Аргентиной, Бразилией, Кубой, Никарагуа, Эквадором.
Вместе с тем, достигнутый объем торгово-экономических связей не может удовлетворять. Тем более, что у российской и латиноамериканской экономики существуют заметные сферы взаимодополняемости, делающие их не конкурентами, а потенциальными партнерами на мировых рынках.
Конечно, развитие торгово-экономических связей объективно сдерживается географической удаленностью. Среди негативных факторов и общие кризисные явления, проявившиеся в 1998 году в финансово-экономической сфере как России, так и стран Латинской Америки. Не изжита еще недобросовестная конкуренция по отношению к российским экспортным товарам. Хотя кое-какого положительного сдвига здесь удалось достичь, в частности, по линии Андского сообщества.
И все же глубинная проблема — в явно недостаточной диверсификации сотрудничества, отсутствии эффективного финансового механизма взаимных гарантий инвестиций. Российская сторона намерена — в т.ч. на самом высоком политическом уровне — содействовать нахождению путей решения этих вопросов.
В практическом плане уже воссозданы межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Кубой, Мексикой, Аргентиной, Колумбией. Учреждение Комиссии высокого уровня по сотрудничеству с Бразилией фактически включило эту страну в круг наиболее важных партнеров России, поскольку аналогичные структуры созданы лишь с такими государствами, как Франция, Китай и Украина.
В 1998 г. был образован Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской Америки (НК СЭСЛА), который ведет работу по налаживанию деловых связей и
информационного обмена, изучению перспективных направлений сотрудничества и, в целом, созданию благоприятного делового климата в российско-латиноамериканских отношениях.
Преодолев в начале 90-х годов непростой, порой болезненный этап трансформации, российско-латиноамериканские отношения выходят сейчас на качественно новую ступень развития, основанного на конструктивном сотрудничестве и взаимной выгоде.
Россия и Африка
Россия открыта для развития дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества с африканскими странами. Для этого имеется благоприятная историческая почва: в течение второй половины ХХ века наша страна, при всех издержках, связанных с конфронтацией и «холодной войной», неизменно выступала на стороне Африки в ее стремлении к политической независимости и устойчивому экономическому развитию.
Сегодня Россия видит в лице африканских государств прежде всего партнеров в деле формирования нового демократического мироустройства. Очевидно, что интересам Африки отвечает система международных отношений, отдающая приоритет равноправным многосторонним механизмам решения глобальных проблем, в том числе в сфере мировой торговли и экономики. Россию и африканские страны также объединяет общая заинтересованность в недопущении попыток размыть устои и принципы международного права, навязывать силовые методы разрешения возникающих разногласий.
С этих позиций Россия готова к продолжению активного диалога с государствами Африки – будь то на двусторонней основе, в ООН или рамках взаимодействия с Движением неприсоединения, Организацией Африканского Единства и другими региональными структурами. Наряду с международными проблемами предметом такого диалога является урегулирование конфликтов на африканском континенте. Россия играла и продолжает играть конструктивную роль в усилиях по восстановлению мира в Анголе, в урегулировании эфиопо-эритрейского конфликта и др. Российская дипломатия содействует укреплению миротворческого потенциала в Африке, формированию основ коллективной безопасности на континенте. Продолжается процесс наращивания нашего сотрудничества с общеафриканскими, региональными и субрегиональными организациями: ОАЕ, САДК, ЭКОВАС, ИГАД.
Приветствуя успехи в миротворческой и интеграционной деятельности ОАЕ, субрегиональных структур континента и идущие в этом направлении инициативы отдельных африканских государственных лидеров, Россия готова и в дальнейшем участвовать в многосторонних и двусторонних усилиях по обеспечению прочного мира и стабильности в регионе.
Одна из насущных проблем политики России на африканском направлении — поиски оптимальной, соответствующей реальным возможностям страны, модели развития торгово-экономических связей с Африкой. С учетом кардинальных изменений в социально-экономической ситуации в России такая модель может быть эффективной только при условии активного участия российского и африканского частного бизнеса. Несмотря на существенное снижение товарооборота России со странами Африки — в 1994 г. он упал до 0,74 млрд.долл. (по сравнению с
2,7 млрд.долл. с СССР накануне его распада) возможности взаимовыгодного торгового обмена несомненно существуют. Россия готова предложить африканским партнерам современные российские технологии, которые могут быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном строительстве, медицине, других областях. Вместе с тем, сложной проблемой остается несбалансированность внешнеторгового оборота со странами Африки при активном балансе в пользу России. Так, в 1998 году наш экспорт составил 1 млрд.долл., а импорт – 427,8 млн. долл.
Россия выступает с позиций комплексного подхода к острым проблемам Африки, поддерживает взаимосвязанное рассмотрение и решение всех их ключевых аспектов (социальных, гуманитарных, экономических, политических, военных) с целью обеспечения устойчивого развития государств континента.