Определите, в чем разница между памятованием и медитацией.
Памятование - это установление в уме непрерывных отношений с Кришной. Медитация - это более глубокое, чем памятование, размышление об образе Господа, Его качествах, деяниях и служении Ему.
Перечислите четыре вида медитации и приведите к каждому из них пример из шастр.
1) Рупа-дхьянам - медитация на образ Господа. В "Нрисимха-пуране" говорится, что медитация на лотосные стопы Господа трансцендентна к мирскому опыту страданий и наслаждений, и что с помощью такой медитации даже отъявленный негодяй может освободиться от последствий своей греховной жизни.
2) Гуна-дхьянам - медитация на качества Господа. В "Вишну-дхарме" говорится, что такая медитация освобождает человека от всех грехов и награждает его правом войти в царство Бога.
3) Крида-дхьянам - медитация на деяния Господа. В "Падма-пуране" говорится, что человек, всегда размышляющий о сладостных играх и удивительных деяниях Господа, освобождается от всей мтериальной скверны.
4) Сева-дхьянам - медитация на служение Господу. В "Брахма-вайварта пуране" рассказывается история о брахмане из Южной Индии, который поклонялся Господу и служил Ему в медитации, и таким образом достиг Вайкунтхи.
ГЛАВА 11.
Перечислите разделы и подразделы служения.
Служение можно подразделить на два вида - кармарпанам (посвящение Господу своих действий) и кайнкарьям(служение в настроении личного слуги; человек при этом поглощен глубокой медитацией).
В свою очередь, кармарпанам подразделяется ещё на два вида: 1) предложение Господу плодов выполнения предписанных обязанностей (это - не садхана-бхакти) и 2) участие в 9 видах преданного служения (это считается чистым преданным служением).
2. Почему предложение плодов предписанной деятельности не является практикой чистого преданного служения?
Потому что исполнение обязанностей в системе варнашрамы - это кармическая деятельность, имеющая материальные мотивы, а чистым преданным считают только того, у кого не осталось никаких посторонних желаний, и единственным мотивом его деятельности является любовь к Богу
.
Перечислите разделы и подразделы (составляющие) дружбы.
Дружба (Сакхьям)
/ \
Доброжелатель(старший друг) Друг-ровесник (близкий друг)
/ \ (настроение рагануга-бхакти)
"Я - доброжелатель Кришны" "Кришна - мой доброжелатель"
(например, проповедник считается доброжелателем Кришны)
4. Примером какого вида дружбы служат отношения Драупади с Кришной?
Драупади считала Кришну своим доброжелателем и всегда была уверена, что Кришна защитит её. Хотя она была не садхакой, а вечно освобождённой душой, своим смиренным настроением она показывала пример садхана-бхакти.
5. В чем разница между посвящением всего Господу и тем, что человек становится полностью предавшейся душой?
Шарана-патти - это поиск опеки и покровительства Господа. Такой преданный принимает прибежище Господа и молит Его о защите.
Атма-ниведанам - это полная самоотдача, т.е. предание Господу себя как души, а также отдача на служение Господу своего тела и ума. Такой преданный уже не беспокоится ни о чём, кроме того, чтобы всегда быть занятым служением Господу.
ГЛАВА 12.
1. Почему важно служить преданным? Каков результат этого служения?
В "Падма-пуране" говорится, что поклонение преданным Господа даже выше поклонения Самому Господу. В "Ади-пуране" Кришна говорит Арджуне: "Тот, кто считает себя Моим преданным, ещё не является таковым. Лишь тот, кто называет себя преданным Моего преданного, - на самом деле Мой преданный". К Верховной Личности Бога невозможно приблизиться непосредственно, а только через Его чистых преданных, поэтому первый принцип вайшнавов - принять чистого преданного в качестве духовного учителя, получить у него посвящение и служить ему.
Служение преданным облегчает бремя страданий материальной жизни и развивает в человеке глубокую преданность и любовь к Верховной Личности Бога. (ШБ 3-я песнь, 7 гл.)
Если увидеть преданного даже только один раз, можно избавиться от всех грехов.("Сканда-пурана"). "Даже одного воспоминания о деяниях чистого преданного достаточно, чтобы очиститься самому и очистить всю свою семью. Что же тогда говорить о служении им?" (ШБ 1-я песнь, 19-я гл.)
2. Назовите пять самых действенных пунктов садханы? Что значит "самых действенных"?
5 самых действенных пунктов - см. Д/З по главе 6, вопрос 4.
"Самые действенные" означает, что даже если человек хотя бы немного соприкасается с ними, это даёт огромный очищающий эффект. Практика каждого из этих пунктов может развить чистую преданность Кришне. Рупа Госвами утверждает, что даже небольшая привязанность к любому из этих пунктов может пробудить экстаз преданности даже в неофите.
3. Как извлечь наибольший эффект из поклонения Божествам, и в чем заключается этот эффект?
Для этого нужно искренне и постоянно повторять святое имя и поклоняться Божествам, испытывая трансцендентное наслаждение. Такой человек получит все возможности для чистого преданного служения.
4. Как извлечь наибольший эффект из слушания "Шримад-Бхагаватам"?
Нужно получить "Шримад-Бхагаватам" по цепи ученической преемственности, смиренно выслушивая его от чистого преданного. Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что для того, чтобы ощутить истинный вкус ШБ, нужно следовать наставлениям преданного-бхагаваты. ("Бхагавата" означает "то, что связано с Личностью Бога, Бхагаваном).
5. Как извлечь наибольший эффект из общения с преданными?
1) Нужно общаться с преданными, имеющими возвышенные качества. В "Хари-бхакти-судходайе" Хираньякашипу говорит Прахладу: "Общение подобно кристаллу горного хрусталя, отражающему всё, что ставят перед ним".
2) Наше сердце должно быть чистым. Не только тот, кто передаёт знание, но и тот, кто получает его, должны быть искренними и отвечать всем требованиям. Лишь тогда результат будет достигнут.
6. Как в соответствии со стихом "атах шри кришна намади" можно извлечь наибольший эффект из воспевания Харе Кришна? В чем этот эффект?
Для этого нужно очистить свои чувства и повторять святое имя без оскорблений.
Но если человек просто начинает повторять Харе Кришна, прилагая все усилия к тому, чтобы делать это как можно внимательнее и избегать оскорблений, то очень скоро он очистится до такой степени, что сможет постичь трансцендентную природу святого имени. Такой человек осознает, что между Господом и Его святым именем нет разницы.
ГЛАВА 13.