Тема 2.10. Культура России на рубеже 20-21 века.

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В 1990-е ГОДЫ

Новые условия развития культуры. На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федера­ции о культуре»,утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной дея­тельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и само­стоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание ус­ловий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодоле­нию монополии в области культуры.

. В 1990-е гг. были приняты Законы «О библиотечном деле», «О музейном фонде Рос­сийской Федерации и музеях в Российской Федерации», «О государ­ственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; Фе­деральные государственные программы сохранения и развития куль­туры и искусства (на 1993—1996 гг., на 1997—1999 гг., на 2001— 2005 гг.).

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфереуправления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания — активизация внутренних сил культу­ры, усиление самоорганизации культурных процессов.Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций.

Следует отметить значительную сложность происходящих в россий­ской культуре изменений. В 90-е годы Положительные перемены противоречивы и зависят от ее освобождения от идеологического диктата, приобрете­ния художниками невиданной ранее свободы творчества, Констатация позитивных перемен не снимает во­проса о кризисном состоянии культуры, выражающемся в информа­ционной и культурной изоляции ряда регионов, ухудшающемся со­стоянии материальной базы культуры и сохранности памятников, музейных экспонатов и архивных фондов, сокращении кадрового по­тенциала и оттоке работников в другие сектора, миграции за рубеж.Следствием реформ стало отчуждение многих людей от богатств на­циональной культуры, утрата контроля над важными процессами в этой сфере.

Еще в 1992 —1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х гг.. когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования соци­ально-культурной сферы. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40°о по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. — на 43% по сравнению с 1995 г. В 1996 г. средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 г. — только 40°о. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2.2 раза.

Только в 1999 г.. по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100°о. а федеральные програм­мы — на 90°.

Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 г. — 40% от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние систе­мы образования.

В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», со­гласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн че­ловек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не уда­лось. Ухудшение экономического положения значительных социаль­ных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные обра­зовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: эконо­мист, финансист, менеджер, юрист. Подготовку по этим и некоторым другим специальностям вели прежние и новыенегосударственные, преимущественно коммерческие, вузы. Их число с 1993 по 2000 г. увеличилось с 78 до 349. Однако в целом в 1992—1995 гг. общее количество студентов было меньше, чем в советское время, составляя в среднем чуть более 2,6 млн в год (1991 г. — 2,8).

К 2000 году численность студентов уже превысила 4 млн.

В Законе 1992 г. проводились идеи деидеологизации и вариатив­ности образования. Утверждение этих принципов шло противоречиво. Деидеологизация образования часто сводилась к замещению комму­нистической идеологии, которая господствовала в советской школе, либеральной в ее крайне упрощенном, вульгаризованном виде. Ва­риативностьже оказалась средством размывания общегосударствен­ного стандарта. Появились сотни новых учебников и учебных посо­бий, прежде всего по гуманитарным дисциплинам, которые внедря­лись в учебный процесс без должной предварительной апробации. Многие содержавшиеся в них идеи получили неоднозначную оценку научной и педагогической общественности.

К началу нового тысячелетия сформировались представления об основных направлениях модернизации всей системы образования в России. Ее цель — осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней. Школа станет двенадцатилетней: десять классов обязательны для всех, два последних — профильное образование. Начинать учиться дети будут в 6 лет, а в 16 — получать аттестат зрелости. После этого ученик должен определиться — идти в профтехучилище или продол­жать образование в старшей профильной школе. Переход на «двена-дцатилетку» планируется к 2006/07 учебному году. Полностью бу­дет изменена система сдачи выпускных и вступительных экзаменов. Их заменит единый государственный экзамен (ЕГЭ), который будет проводиться вне стен вуза.

1990-е гг. были очень трудными для отечественной науки. Рез­кое сокращение инвестирования в фундаментальные исследования и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские ра­боты) оказало негативное влияние на состояние как естественных, так и гуманитарных наук. Численность работающих в научно-техниче­ской сфере сократилась более чем в 2,5 раза — с 2,1 млн человек в

1990 г. до менее 800 тыс. в 2000 г. До критического уровня снизился приток в науку молодых специалистов: ныне средний возраст докто­ров наук — более 60 лет, кандидатов приближается к 55. Свыше 50 тыс. ученых (прежде всего математиков, физиков, химиков, био­логов) были вынуждены покинуть Россию и работать в других стра­нах. Сократилось обновление материально-технической базы науки, ее информационное обеспечение. Согласно принятому в 1996 г. За­кону «О науке и государственной научно-технической политике», расходы на науку гражданского назначения должны составлять не менее 4% расходной части бюджета, однако добиться этого не уда­лось. В этих условиях утверждается представление о том, что при­оритетному финансированию подлежат те отрасли науки, в которых Россия уже занимает признанные в мире позиции, а также сферы, способные обеспечить технологический прорыв в отечественной эко­номике. На это направлена реализация таких федеральных начина­ний, как «Российская космическая программа». Программа конвер­сии, «Электронная Россия». Признанием достижений российской науки явилось награждение Нобелевской премией известного физика академика Ж. И. Алферова.

Проблемы духовного развития общества. Кардинальные соци­ально-политические и экономические изменения, произошедшие с конца 1980-х гг., создали сложную ситуацию в области духовного развития общества. Социологи констатируют глубокий социокультур­ный кризис российского общества. Он характеризуется распадом привычной картины мира, социальных и культурных ценностей, дес­табилизацией социального положения людей и общественных струк­тур, что ведет к конфликтам различных ценностных систем. В чем проявился этот кризис?

Во-первых, в утрате прежнего социалистического и коммунисти­ческого идеала, который После 1991 г. путь, пройденный стра­ной в XX в., все чаще трактовался как ошибочный и тупиковый, что ставило под сомнение смысл жизни многих людей.

В то же время идея «демократических реформ» по западному образцу показала не­способность выступать в качестве долговременного объединяющего идеала, тем более что первые годы экономических и политических пре­образований многим не позволил ощутить преимущества радикальной смены общественного строя. Негативное влияние на сознание оказы­вал и распад исторического Российского государства, фактическая утрата страной статуса великой державы, которым ранее было приня­то гордиться.

Во-вторых, наблюдался нравственный кризис большей части об­щества. Смещались понятия добра и зла, долга, чести, совести; при­туплялись чувства стыда, сострадания, любви, дружбы, товарищества.

Уходит в прошлое тип нравственности, связанный с коллективизмом, со стремлением быть полезным обществу. Одновременно выросла значимость индивидуалистических ценностей эгоистической направ­ленности. Размывалось представление о такой прежде фундаменталь­ной ценности, как труд. Происходящие перемены деформировали нравственность и социальную ориентацию людей, что нашло отраже­ние в изменении престижа профессий. Ученый, инженер, летчик, врач, учитель уступали место банкиру, предпринимателю, охраннику, шоумену, даже проститутке. Еще более в общественном сознаниидевальвировалась та­кая ценность, как социальная справедливость. Пренебрежение ею со стороны советской партийно-государственной бюрократии не выдер­живало сравнения с возможностями «новых русских» и «олигархов».

О кризисе культуры свидетельствовало также размывание пред­ставлений о социально допустимых нормах поведения.

Отсутствие общего идеала, кризис ценностей вызывали озабо­ченность у российской правящей элиты. В 1996 г. российский прези­дент призвал активизировать работу по поиску национальной идеи для современной России. Задача эта, однако, не решена и поныне.

Определенное консолидирующее влияние в 1990-е гг. оказывало распространение религиозных взглядов. Отказ от идеологии воинст­вующего атеизма во второй половине 1980-х гг. значительно повысил воспитательную, мировоззренческую и социальную роль церкви. Ут­вердилась практика соблюдения прав верующих и атеистов в консти­туционных рамках светского государства. Ведущие политические пар­тии и движения, включая КПРФ, демонстрируют лояльное, уважи­тельное отношение к религии. Принятие Закона «О свободе совести и религи­озных объединениях» в 1997 г. укрепило правовую базу деятельности церкви в стране. Численность зарегистрированных религиозных орга­низаций увеличилась в 3,5 раза: с 4846 (1992 г.) до 17 427 (2000 г.).

В этих условиях повысился уровень религиозности населения. Церковь рассматри­вается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабизирующее воздействие на общество.

Огромная роль в формировании духовного климата в обществе принадлежит средствам массовой информации (СМИ). За годы ре­форм кардинально изменились функции СМИ. Стали иными струк­тура периодических изданий, их объем, содержание, политическая и информационная направленность. В 1990 —1999 гг. число газет увеличилось с 4808 до 5535 наименований. Но одновременно разо­вый тираж уменьшился с 166 до 104 млн экземпляров, годовой же тираж сократился в 5.4 раза. Для большинства семей выписка и по­купка периодики стала недоступной. Крайне ограниченным стало по­ступление журналов и газет в библиотеки, школы, вузы, научно-ис­следовательские институты и учреждения культуры.

Заметно выросла роль телевидения, в информационное простран­ство которого включено большинство населения России. В 1990-е гг. появились новые общероссийские каналы, сложилась сеть региональ­ных телекомпаний, стал необычайно широким диапазон информаци­онных и развлекательных передач.

Утверждение свободы слова в СМИ происходило не всегда без­болезненно. Их порой бросающаяся в глаза ангажированность, рез­кий переход к полифоническому изложению событий, многоголосице в оценке фактов, тяготение к сенсационности или, наоборот, к замалчи­ванию событий оказывали негативное влияние на общественное соз­нание, формировали скептическое отношение к СМИ. Право на сво­боду слова часто вступало в противоречие с правом на получение прав­дивой информации.

Художественное творчество в России. Сложные, многоплано­вые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художе­ственного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990-х гг. можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических, а по­рой и нравственных ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

Вместе с тем последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступ­ных или малодоступных российским гражданам. Этому способствовало и бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее запрещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. Ахматовой, М. Цветаевой, П. Васильева, В. Набокова, М. Булгакова, А. Солженицына, И. Бродского, В. Максимова и многих других. Российские читатели получили воз­можность познакомиться с произведениями мировой литературы, ко­торые раньше в стране не издавались. Новые газеты и журналы были рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Росси­ей ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по со­хранению культурного наследия, возвращению утраченных в разные годы произведений отечественного искусства проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистиче­ских традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Астафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. В то же время большую популярность приобрели писатели, ра­ботающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пье-цух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направле­ния характерен отказ от социальности и морализма.

На первый план выдвигается эстетическое значение литературы, при этом авторы скептически относятся к возможности общественного идеала. В числе признаков этой «литературной» литературы называют: несуществен­ность места действия, социальной принадлежности персонажей, афори­стичность текста произведения, отсутствие определенной идеи и про­низывающую все произведение иронию.

В 1990-е гт. на российском кинорынке доминировали американские ленты. И опытные, и начинающие российские режиссе­ры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства оказала влияние прежде всего на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детек­тивные» особенности 1990-х гг. нашли на экране достаточно «кра­сочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего време­ни» остается открытым. В отечественном же кинематографе значи­тельный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодро­ва-старшего, В. Хотиненко. В стране стал ежегодно проводиться Все­российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, а в конце 1990-х гг. возродился Международный московский кинофестиваль. Во второй половине 1990-х гт. бурное развитие получили отечественные телесе­риалы, не отличающиеся большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990-е гт. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охва­том самой широкой аудитории.

В 1990-е гт. появилось много ярких театральных постановок. На­ряду с известными театральными коллективами появились новые те­атры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще при­влекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и новых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было присуще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отра­зило в себе незавершенность и противоречивость российских преоб­разований 1990-х гг. Перспективы духовного и культурного прогрес­са страны напрямую зависят от успеха начатых реформ.

Раздел 2. Россия и мир в начале 21в

Наши рекомендации