Организация Североатлантического договора (НАТО)
НАТО было создано 4 апреля 1949г. Штаб-квартира НАТО находится г. Брюсселе. Страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности.Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН.международную безопасность.
Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.
В НАТО входили: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия.
Руководители государств Центральной и Восточной Европы, после бархатных революций 1989г. в качестве главных задач ставили укрепление экономической и политической интеграции с Западом путем постепенного присоединения к Европейскому союзу и вступления в НАТО в качестве основы обеспечения своей безопасности. Первоначально Россия не видела в этом большой угрозы, но в 1993 г. изменила позицию.Лидеры западных стран были проинформированы о решительном возражении России против включения государств Центральной и Восточной Европы в НАТО.
Однако механизм вовлечения в альянс новых членов был запущен, и после подготовительной работы 1992—1998 гг. в апреле 1999 г. на юбилейном саммите НАТО в Брюсселе в Союз были приняты «кандидаты первой очереди». Ими стали Польша, Чехия и Венгрия.. Особую озабоченность нашей страны вызывало то, что празднования пришлись на период, когда авиация НАТО (с 24 марта) наносила ракетно-бомбовые удары по территории суверенной Югославии. Приближение— границ альянса к территории Российской Федерации при новой трактовке задач НАТО справедливо вызывало тревогу в самых разных кругах российского обществ, но с каждым годом ООН планирует расширение, в частности за счет СНГ.
Для России наиболее острой проблемой формирования европейской безопасности был вопрос о роли НАТО в новых условиях. Первоначально были распространены представления о том, что НАТО ожидает такая же судьба, как и Организацию Варшавского договора, поскольку исчез главный объект противостояния альянса. Рассчитывали также и на то, что постепенно НАТО будет трансформироваться из преимущественно военной в преимущественно политическую структуру обеспечения безопасности. Произошла переориентация НАТО на новые военно-стратегические цели, был взят курс на расширение круга его участников, появились притязания на исключительное право принимать решения по самым острым вопросам обеспечения европейской безопасности, в том числе и в обход ООН.
Для сотрудничества с не участвующими в альянсе странами НАТО в январе 1994 г. была принята программа «Партнерство во имя мира. Москва сдержанно отнеслась к этому проекту, присоединилась к нему лишь в мае 1995 г.. но участвовала формально. Российское руководство стремилось обеспечить своей стране особый, более привилегированный статус, но добиться этого не удалось.
Ситуация серьезно осложнилась после декабря 1996 г, когда сессия НАТО санкционировала начало процесса расширения альянса.
В результате в мае 1997 г. стороны подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, был создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО. Таким образом закладывались политико-правовые основы для превращения отношений Россия—НАТО в один из центральных элементов европейской безопасности.
Однако дальнейшие события показали, чтостороны по-разному трактовали смысл достигнутых договоренностей. Если Россия склонялась к тому, чтобы созданный механизм принимал совместные решения по вопросам безопасности в Европе, то в НАТО его рассматривали лишь как форум для совместного обсуждения проблем, рекомендации которого не носили обязательного характера для руководства альянса. Эти различия в позициях ярко проявились в связи с событиями вокруг Косово в 1999 г.
Для России особенно болезненным было то, что был совершен не просто акт агрессии против ее исторического союзника, а это было сделано вопреки ее активным возражениям. Бомбардировки Югославии показали неготовность лидеров ведущих западных стран превратить отношения Россия—НАТО в значимый компонент европейской безопасности. Более того, альянс претендовал на право применения силы за пределами стран-участниц без санкции Совета Безопасности ООН. В новой «Стратегической концепции НАТО», одобренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число задач организации впервые включалось «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации», не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии.
Совет Россия-НАТО разработал ряд проектов по практическому сотрудничеству в следующих сферах
Борьба против терроризма
Сотрудничество между НАТО и Россией в области борьбы против терроризма осуществляется в форме регулярного обмена информацией, углубленных консультаций, совместной оценки угроз, планирования использования гражданских служб в случае терактов, диалога на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучения выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия.
Сотрудничество по Афганистану
Обучение и подготовка персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками. Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками
Военное сотрудничество
Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем.
Работа по линии поисково-спасательных операций на море
Центр социальной адаптации Россия–НАТО Центр социальной адаптации Россия–НАТО для уволенных в запас военнослужащих
Оборонно-промышленное сотрудничество
Комплексное «Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий
Кризисное регулирование Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. С 1996 г. по 2003 г. из всех стран, не являющихся членами Альянса, Россия вносила крупнейший вклад в миротворческие операции под эгидой НАТО
Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве
для противодействия террористической угрозе в воздухе.
Нераспространение ОМУ
Контроль над вооружениями СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности.
Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях
Новые угрозы.В рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» в формате СРН ведется перспективная работа по противодействию новым угрозам и вызовам в рамках техничческого сотрудничества. К ключевым рассматриваемым областям относятся экологическая безопасность, экологический терроризм, психологические последствия терроризма, кибернетическая безопасность, защита от химических, биологических, радиоактивных и ядерных веществ, а также обнаружение взрывчатых веществ.
Европейский союз ЕС. – экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию. Союз был создан Маастрихтским договором в 1993г на принципах Европейского сообщества. С пятистам миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составила в 2009г около 28% по номинальному значению и около 21% - по паритету покупательной способности. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между странами – членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав Евросоюз. Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными организациями, является то, что члены Союза отказались от определенной части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой. Страны- члены Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951г: ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный европейский союз происходил путем, во- первых, передачи все большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во – вторых, увеличения числа участников интеграции. Кроме того, другой военно-политической организацией являетсяСовет Европы. Совет Европы основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах: правовое обеспечение прав человек Содействие и развитию европейской культурной самобытности. Поиск совместных решений социальных проблем. Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряжённости; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами Главным органом ОБСЕ является совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии. |
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Учреждена в 1945 г. на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.
Бюро ЮНЕСКО в Москве активно участвует в реализации таких проектов, как: поддержка реформ и развития систем образования, образования в области профилактики ВИЧ/СПИД. Содействие Российской Федерации в восстановлении и модернизации системы образования в Чеченской республике; дискуссии в области реформ научной политики и культуры, укрепление биосферных территорий; продвижение прав человека и демократических принципов, с учетом положения молодежи; поддержка культурного разнообразия, содействие сохранению материального и нематериального культурного наследию; продвижение универсального доступа к знаниям, укрепление демократических норм в сфере информации и коммуникации.
Принимая в 2001 г. Всеобщую декларацию о культурном разнообразии, государства-члены ЮНЕСКО подтвердили свою приверженность культурному разнообразию – источнику развития, «столь же необходимому для человечества, как биологическое разнообразие для живой природы». Они также решительно отвергли постулат о неизбежности конфликтов между культурами и цивилизациями.ЮНЕСКО – в авангарде международных начинаний в области защиты наследия. Принятая в 1972 году Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия основывается на том, что некоторые ценности культурного и природного наследия представляют исключительный интерес для всего мира и потому должны считаться частью всемирного наследия всего человечества. Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, и не ущемляя прав собственности, предусмотренных национальным законодательством в отношении этого наследия, государства-участники Конвенции признают, что охрана всемирного наследия является обязанностью всего международного сообщества в целом.На сегодняшний день Список всемирного наследия объединяет около 700 природных и культурных объектов. Международное жюри отобрало первые 19 Шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Объекты всемирного наследия
Московский Кремль и Красная Площадь
Исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников
Кижский погост
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей
Историко-культурный комплекс Соловецких островов
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад
Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)
Девственные леса Коми
Вулканы Камчатки
Озеро Байкал
Золотые горы Алтая
Западный Кавказ
Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля
Куршская коса
Ансамбль Ферапонтова монастыря
Центральный Сихотэ-Алинь
Убсунурская котловина
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента
Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)
Природный комплекс заповедника Остров Врангеля
Исторический центр Ярославля
Геодезическая дуга Струве
Плато Путорана
Образование
Деятельность ЮНЕСКО в области образования призвана дать образование всем, на всех уровнях и на протяжении жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей. В то же время оно – важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития.
Естественные науки
Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подчеркнула важную роль науки в качестве основы для принятия дальновидных решений и определения правильных политических стратегий в области устойчивого развития. Для определения своих научных программ ЮНЕСКО опирается на выводы и рекомендации этой конференции, а также Всемирной конференции по науке (Будапешт, 1999 г.).