Другой принцип советской внешней политики — «мирное сосуществование» — касался отношений СССР с капиталистическими государствами.

Утвер­ждение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой отказ от проблематики пролетарского интернационализма и солидар­ности, которые постепенно вообще исчезают из лексикона советских лидеров, им на смену приходит подход, основанный на свободе вы­бора.

Представление о том, что безопасность может быть только все­общей, привело к радикальному изменению подходов к обеспечению национальной безопасности. Место традиционного для эпохи «холод­ной войны «баланса сил» должен был занять соответствующий но­вому времени «баланс интересов», а это в свою очередь предполагало отказ от гонки вооружений и переход к национальному оборонному строительству на основе разумной достаточности. Вооружений долж­но хватать лишь для организации обороны, избыточное же оружие подлежало ликвидации, чтобы сократить угрозу потенциальной аг­рессии. На Западе же первоначально достаточно сдержанно относились к «новому мышлению», усматривая в нем прежде всего стремление СССР облегчить бремя гонки вооружений и получить доступ к современным технологиям.

В 1985 —1986 гг. продолжалось развитие связей со странами, входившими в Организацию Варшавского договора. В 1985 г. дого­вор вновь был продлен на очередные 20 лет.

В соответствии с новым курсом внутри СССР была утверждена Комплексная программа на­учно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 года. Продолжались регулярные встречи на высшем уровне с лидерами этих стран, в ходе которых, правда, стали звучать новые нотки: со­ветская сторона давала понять, что намерена отходить от роли «стар­шего брата» в отношениях со своими партнерами и что СССР не на­мерен более вмешиваться во внутренние дела соседей.

В январе 1986 г. М. С. Горбачев выступил с заявлением, в котором предлагал государствам, имеющим ядерное оружие, добиваться его поэтапной ликвидации к 2000 г.

8 декабря 1987 г Активно развивался советско-американский диалог. Одним из его важных итогов явилось заключение. договора о лик­видации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Согласно до­говору ликвидации подлежали 1752 советские ракеты и 869 таких же американских, т.е. сокращение носило асимметричный характер. Плюс к этому советской стороной добровольно были уничтожены ра­кеты малой дальности «Ока», размещавшиеся в Сибири и на Даль­нем Востоке и в договоре вообще не упоминавшиеся.

В договоре по впервые зафиксировано согласие СССР контролировать со­блюдение условий договора не только национальными средствами (спутниками-«шпионами»), но и проведением инспекций на местах (на ракетных базах, в местах уничтожения). Все это отражало новый общий подход советского руководства к проблеме разоружения. Как писал Горбачев, «от мелочной военной бухгалтерии пора было выхо­дить на широкие политические подходы».

Выступая в декабре 1988 г. в Организации Объединенных Наций, советский лидер сообщил о решении своего правительства в ближайшие два го­да сократить численность Вооруженных сил на 500 тыс. человек. Там же было объявлено о намерении к 1991 г. вывести из ГДР, ЧССР и ВНР

В 1989 г. ознаменовался началом вывода советских войск с территорий, которые ранее рассматривались в качестве зоны влияния СССР, в частности из стран Центральной и Восточной Ев­ропы.Это привело к стремительному развитию событий в государствах «социалистического содружества». В впер­вые в послевоенный период СССР не проявил внимания к процес­сам, которые шли внутри этих стран.

В итоге к концу 1989 г. в Вос­точной Европе повсеместно произошли «бархатные» (за исключени­ем Румынии) антикоммунистические революции. Всего за один год континент стал свидетелем разительных перемен. На Западе оценили в первую очередь, что в СССР даже не обсуждались какие-либо ва­рианты «интернациональной помощи братским партиям и народам» в духе доктрины Брежнева».

События в Польше и Венгрии приняли эволюционный по своей форме характер, а именно — переход правивших компартий к парламентской модели развития, к призна­нию альтернативных политических сил. Такому исходу предшествовала долгая политическая борьба, как в руко­водствах партий, так и за их пределами. В Польше благо­даря наличию столь мощного оппозиционного движения как «Солидарность» и реальному присутствию в обществен­но-политической жизни католической церкви с ее мораль­ным авторитетом возобладала компромиссная линия. Имен­но по инициативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппози­ции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии. Достигнутые там соглашения ставили задачу фор­мирования институтов парламентской демократии, право­вого государства, коренной реорганизации Венгерской со­циалистической партии (ВСРП).

Свою специфику имело и внутриполитическое положе­ние в Германской Демократической Республике (ГДР). Она заключались в том, что многие граждане, утратив надежды на изменения в стране, стали переселяться в со­седнюю демократическую германскую страну (ФРГ). Вы­езд принял массовые формы, несмотря на репрессии влас­тей и тотальную слежку. Под дав­лением массовых демонстраций глава германской социа­листической партии Э. Хонеккер был освобожден от зани­маемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный переход в Западный Берлин. Лавинообразное развитие событий в Восточной Европе резко подтолкнуло к началу объединения Германии.

В ноябре 1989 г. в ходе стихийных выступлений был разрушен символ «холодной войны — бетонная стена, разделявшая Западный и Восточный Берлин. В Мо­скве на это событие отреагировали достаточно спокойно. Лавинообразное развитие событий в Восточной Европе резко подтолкнуло к началу объединения Германии. 3 октября 1990 г. ГДР прекратила свое существование, присоеди­нившись к ФРГ. 10 ноября 1990 г. в ходе визита М. С. Горбачева в уже единое государство был подписан советско-германский Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, закрепивший про­изошедшие перемены. Важнейший вопрос о безопасности СССР в рамках новой сис­темы безопасности в Европе даже не стал предметом сколько-нибудь серьезного рассмотрения, а тем более решения... Коль, по его собст­венному выражению, был поражен таким внезапным полным согла­сием Горбачева». В числе недостаточно урегулированных вопросов был и вопрос о размерах участия Германии в финансировании затрат, связанных с выводом из ГДР почти полумиллионной Западной группы войск. Предложенная Германией сумма была явно занижен­ной.

Проявленная советской стороной поспешность и уступчивость обернулась тем, что возвращавшиеся на родину сотни тысяч семей были вынуждены жить в палатках, мириться с отсутствием школ, по­ликлиник.

Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствова­ли традиции массовой оппозиции существовавшему режи­му, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, кото­рый 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т. Живкова от руководства страной. Последовавшее вклю­чение в революционный процесс широких масс, начавшее­ся формирование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.

«Бархатная революция» в Чехословакии началась с раз­гона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объеди­нивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое прави­тельство возглавил М. Чалфа. Президентом страны был избран В. Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехосло­вакии, где преобразования не сопровождались кровопро­литием и проходили в цивилизованных формах, в Румы­нии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, подавив­ших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декаб ря 1989 г. волнения перекинулись в столицу страны — Бухарест. Последующие дни сопровождались ожесточен­ными столкновениями демонстрантов с силами госбезопас­ности. Массовое движение возглавил Фронт национально­го спасения. Арестованные им бывший президент Н. Чау-шеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.

-

В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к де­мократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан.

Пришедшие к власти правящие элиты добились прове­дения свободных выборов, завершившихся повсеместно по­ражением партии коммунистической направленности.

Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Революции конца 80-х-начала 90-х годов были в основ­ном мирными. Однако в ходе революционных событий обо­стрились межнациональные противоречия. Чехам и сло­вакам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства — Чехия и Слова­кия. Конфликт же между народами Югославии принял вооруженный характер. Летом 1991 г. начался распад фе­деративного государства. Республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лищь Сербия и Черного­рия. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные

этими странами при участии Советского Союза, в том чис­ле Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организа­ция Варшавского договора (ОВД), были распущены. В во­сточноевропейском регионе формируется новая система бе­зопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договори­лись с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования при­соединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Же­лезный занавес», разделявший Европу все годы «холод­ной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого про­цесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 — 1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создав­шее качественно новую политическую и социально-эконо­мическую ситуацию на европейском континенте

С конца 1989 г. на внешнюю политику СССР все большее влия­ние оказывали внутренние экономические трудности. Советский лидер все чаще выступал не только как партнер Запада в решении между­народных проблем, но и как проситель зарубежной помощи.

Итоги года были подведены в декабре на Мальте в ходе встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша. Здесь были также определены перспективы активного сотрудничества двух стран по самому широкому кругу международных проблем, которое диктовалось качественно новыми историческими условиями. Не слу­чайно именно встречу на Мальте Горбачев назвал началом конца «хо­лодной войны».

Колоссальные изменения, произошедшие в 1989—1990 гг. в ми­ре и в особенности на европейском континенте, были закреплены в серии важных документов.

В ноябре 1990 г. в Париже в рамках Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе состоялась встре­ча делегаций 34 стран. По ее итогам была принята «Парижская хар­тия для новой Европы», которая зафиксировала окончание «эры кон­фронтации и раскола» европейского континента и декларировала намерение отрыть «новую эру демократии, мира и единства». Подпи­савшие Хартию страны выразили готовность взаимодействовать не только по проблемам безопасности, но развивать широкое всесторон­нее сотрудничество на основе единых ценностей.

19 ноября 1990 г. в Париже лидеры 22 государств, входивших в Организацию Варшавского договора и НАТО, подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Переговоры по этой про­блематике продолжались более 30 лет, но лишь в 1990 г. стороны смогли достичь согласия.

Личный вклад Горбачева в коренное изменение системы между­народных отношений (прежде всего в Европе) в 1989 —1990 гг. был отмечен присуждением ему Нобелевской премии мира за 1990 г. Од­нако действия советского президента столь неоднозначно оценивались в СССР, что лауреат не решился лично поехать в Стокгольм для по­лучения награды.

1990 — 1991 гг. динамично развивались советско-американские отношения. В июне 1990 г. в ходе визита VI. С. Горбачева в Вашингтон была подписана серия документов, касавшихся сотрудничества в самых разных областях — соглашение по торговле, соглашение по уничтоже­нию и непроизводству химического оружия, протокол к договору по ядерным испытаниям, соглашение по сотрудничеству в области ис­пользования атомной энергии, соглашение по студенческим обменам.

Новые от­ношения между СССР и США подверглись серьезному испытанию в ходе острого военно-политического кризиса в Персидском заливе (в августе 1990 — феврале 1991 г.) В ответ на оккупацию Ираком Кувейта страны Запада решили применить силу против агрессора. Для СССР ситуация осложнялась тем, что Ирак длительное время вы­ступал в качестве его важного торгового партнера, связанного к тому же с нашей страной с 1972 г. Договором о дружбе и сотрудничестве. Тем не менее СССР выступил против агрессора единым фронтом с западными странами. 29 ноября 1990 г. наш представитель в ООН голосовал за резолюцию, санкционировавшую использование силы против Ирака.

31 июля 1991 г. в Москве был подписан важный советско-амери­канский Договор о сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений (СНВ-1). Согласно договору количество меж­континентальных баллистических ракет у каждого государства сокра­щалось на 30—40% с тем, чтобы добиться равного предельного уровня у обеих сторон. Он не должен был превышать 1600 носителей и 6000 зарядов.

В 1990—1991 гг. Советский Союз утрачивал свои позиции в странах Центральной и Восточной Европы, лидеры которых активно переориентировались на Запад. Этому способствовали ошибочные шаги советского руководства, в частности резкий переход в 1990 г. в расчетах со странами СЭВ на мировые цены с использованием сво­бодно конвертируемой валюты. Угасало и сотрудничество бывших соцстран в рамках ОВД, что привело к упразднению этой организа­ции в марте 1991 г

В июле 1991 г. на встрече «Большой семерки» и М. С. Горбачева в Лондоне советскому лидеру вполне за­кономерно было отказано в предоставлении масштабной экономиче­ской помощи, о которой он просил. В тех конкретных условиях это серьезно подрывало позиции союзных властных структур. А после по­литического кризиса 19—21 августа 1991 г. сторонники дезинтегра­ции СССР на Западе уже практически не скрывали своих взглядов.

Американскую стратегию в отношении СССР в годы перестрой­ки позднее достаточно откровенно разъяснил президент Б. Клинтон. Выступая в октябре 1995 г. в Объединенном комитете начальников штабов, он сказал: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами кур­са на устранение одной из сильнейших держав мира, а также силь­нейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы до­бились того, что собирался сделать Трумэн с Советским Союзом по­средством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличи­ем — мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом госу­дарство, которое было бы нелегко создавать... В ходе так называемой перестройки... расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, со­ставляющее основную конкуренцию Америке».

Наши рекомендации