Регулирование брачно-семейных отношений в мусульманских странах
Семейные отношения в исламских странах в начале XX века регулировались нормами шариата. Затем, особенно во второй половине века, в сфере регулирования семейных отношений произошли значительные изменения. Они стали регулироваться специальными законами.
Такие законы были принят в Сирии — в 1953 году, в Марокко — в 1957 году, в Тунисе — в 1958 году, в Иране — в 1959 году, в Йемене — в 1976 году, в Иордании — в 1976 году, в Алжире — в 1984 году и т.д.
В целом эти законы закрепили использование многих норм шариата при регулировании брачно-семейных отношений. Это подтверждалось и тем, что при молчании закона предусматривается использование норм шариата или его общих принципов.
Кроме того, семейные законы в мусульманских странах регулируют только основные вопросы брачно-семейных отношений, а остальные полностью остались в сфере регулирования шариата.
В тоже время в семейных законах мусульманских государств все больше становилось норм, которые были вызваны влиянием западных образцов и социально-политическими изменениями, которые происходили в исламских странах.
Наиболее радикальные изменения в сфере регулирования брачно-семейных отношений предусмотрел семейный закон Народной Демократической Республики Йемен. В основу его был положен принцип равноправия мужчины и женщины. Этот закон отказался от многих положений мусульманского права в пользу демократических по своему содержанию норм.
Брачно-семейное законодательство мусульманских стран в зависимости от сферы регулирования разделяется на три группы. К первой относятся то, которое регулирует лишь отдельные стороны семейных отношений (Египет, Судан).
Во вторую группу входят нормативно-правовые акты ряда стран (Иордания, Йемен), которые регламентируют основные вопросы брачно-семейных отношений.
В самостоятельную группу выделяется брачно-семейное законодательство Алжира, Марокко, Туниса, Сирии, Ирака. Оно регулирует основные вопросы семейного права вместе с другими институтами личного статуса едиными нормативно-правовыми актами.
Главным институтом семейного права в мусульманских странах является брак. В основном он рассматривается как двустороннее соглашение, которое делает женщину «законной», «дозволенной» для мужчины.
Цель брачного соглашения определяется стремлением к созданию семьи и продолжению рода. Только в ст. 2 семейного закона Йемена говорится, что брак заключается между равноправными мужчиной и женщиной, что их союз строится на взаимопонимании и уважении, что семья является ячейкой общества.
Законодательство мусульманских стран обычно определяет условия вступления в брак и содержит определенные требования к форме брачного контракта.
Обычным является положение о том, что соглашение о браке заключатся теми, кто вступает в брак. Только в семейном законе Йемена (ст. 11) устанавливается, что от имени невесты контракт составляет ее отец.
В соответствии с брачным законодательством при составлении контракта необходимо присутствие двух совершеннолетних и находящихся в добром здравии свидетелей — мусульман (ст. 6 закона Ирака), иногда только мужчин.
В большинстве мусульманских стран предусмотрена обязательная письменная форма брачного контракта, который должен быть зарегистрирован в суде или у специального правительственного чиновника.
По закону Ирака 1978 года мужчина, вступивший в брак вне суда, наказывается лишением свободы от 6 мес. до 2 лет или денежным штрафом от 300 до 1 тыс. динаров.
Следующее условие, необходимое для вступления в брак, достижение брачной дееспособности. Для мужчин она определяется в 16-18 лет, а для женщин 15 (Иордания, Тунис, Марокко), 16 (Египет, Йемен), 17 (Сирия, Ливан), 18 (Ирак).
Только законодательством Йемена установлено, что определение брачного возраста в каждом конкретном случае производится индивидуально.
При этом мужчина признается готовым к вступлению в брак, если он достиг 10-летнего возраста и утверждает, что созрел в половом отношении. Считается, что с 15 лет и хлопцы, и девчата созревают в половом отношении для брака и им не надо доказывать, что это так.
Есть определенные возрастные ограничения для девушек, которые вступают в брак с мужиками намного старше себя. Ст. 9 брачного закона Йемена запрещает вступление в брак женщине, которой исполнилось 25 лет, если она хочет выйти замуж за мужчину старше себя на 20 лет.
А ст. 19 сирийского брачного закона предоставляет судье право не разрешить брак, если большая разница в возрасте между супругами, делает его бесперспективным, т.е. бездетным.
Во многих мусульманских странах в брачном законодательстве закреплено положение шариата о том, что при заключении брака имеет значительные права опекун невесты, в роли которого выступает или ее отец или близкие родственники. Функции его может выполнять и судья, когда невеста не имеет родственников.
Особенно большие права имеет опекун в Йемене, причем не только в отношении невесты, но и жениха. Здесь ст. 20 закона предоставляет ему право выдать замуж несовершеннолетнюю девушку без ее согласия. А ст. 19 дает ему право женить молодца без его согласия и согласия суда по достижении им 15 лет.
Если ж опекун не соглашается на вступление в брак лиц, достигших брачной дееспособности, закон становится на защиту их интересов. Так, по законодательству Иордании, если опекун не дает согласия на брак девушке после 15 лет, то она может получить его в суде.
В законах ряда стран подчеркивается необходимость соблюдения добровольности при вступлении в брак. Иракский закон 1978 года установил для близких родственников за принуждение к браку лишение свободы от 3 до 10 лет.
Одним из условий вступления в брак является требование соблюдение «равенства» мужчины женщине. По закону Иордании (ст. 29) при этом имеется в виду материальное положение мужчины, которое позволяет уплатить ему брачный выкуп и содержать семью.
А если окажется, что муж не в состоянии это сделать, то жена и ее опекун имеют право требовать прекращения брака в судебном порядке.
В соответствии с брачным законодательством во многих мусульманских странах допускается внесение в брачный контракт определенных условий. В частности, женщина может включить в договор условие, которое позволяет ей прервать брак, если мужчина вступил в другой брак (ст. 31 закона Марокко, ст. 6 закона Египта). Положение шариата о том, что мужчина может иметь до 4 жен, закрепляется брачным законодательством большинства мусульманских стран. Правда при этом иногда оговариваются условия, при которых полигамия может иметь место. Например, в брачном законе Йемена говорится, что мужчина может иметь 4-х жен при условии «справедливого» к ним отношения.
Иногда предусматривается обязательное разрешение суда на второй и далее брак. Ст. 17 брачного закона Сирии предоставила судье право разрешить мужчине иметь вторую и далее жену, только если он может их всех достойно содержать.
В Марокко это дозволяется, при наличии «справедливого» отношения мужа к первой жене, что определяет она сама.
Кроме того, следующая жена не может появиться до того, пока на это не даст согласие первая или все уже имеющиеся. В Египте, если они на это не согласны, то имеют право на развод.
Еще дальше идет ст. 13 брачного закона Йемена 1976 года: при заключении брака со следующей женой мужчина должен выплатить имеющейся 10 тыс. реалов.
Только в Тунисе — полигамия законодательно запрещена: ст. 18 брачного закона Туниса позволяет правоверному иметь только одну жену.
Еще одним из условий, необходимым для вступления в брак, является отсутствие близких родственных отношений между женихом и невестой, причем не только кровного, но и «молочного» характера.
В брачном законодательстве закреплено и положение шариата о том, что заключенный мусульманкой брак с немусульманином не считается действительным. Ст. 47 брачного закона Йемена обязывает суд аннулировать брак, если один из супругов отказался от ислама.
В соответствии с брачным законодательством мусульманских стран заключенный брак имеет определенные правовые последствия. Основными из них для мужчины являются обязанность внести брачный выкуп и содержать жену, а также приобретение определенной власти над женой.
На получение брачного выкупа (махра) жена имеет право сразу же после заключения брачного контракта. Он может иметь или денежную, или вещественную форму, а размеры его законом не устанавливаются. Исключение в этом плане составляет только брачный закон Йемена, ст. 18 которого определяет махр в 100 динаров.
Одним из правовых последствий заключения брака является обязанность мужа обеспечить жену соответствующим жильем. Сирийский закон при этом исходит из того, что это жилье должно быть таким же, какими пользуются другие женщины в подобном положении.
По иорданскому закону муж обязан обеспечить это жилье всем необходимым в пределах своих возможностей. А по йеменскому брачному закону это жилье должно быть отдельным.
Законодательство Сирии и Ирака запрещает мужчине селить в одном доме своих нескольких жен вопреки их желанию.
Последствием заключения брака для мужчины является и обязанность хорошо относиться к жене и так как этого требует обычай (ст. 39 иорданского брачного закона).
Мужчина обязан не только справедливо и равно содержать всех своих жен, но и должен равно общаться с ними, когда они собираются вместе.
Правовыми последствиями для жены являются необходимость быть покорной и выполнять законные требования мужа. Ст. 37 йеменского закона обязывает жену постоянно повиноваться мужу, выполнять всю домашнюю работу.
Законодательство мусульманских стран нередко расшифровывает положение о том, что «муж должен содержать жену». Ст. 24 иракского брачного закона указывает, что при этом он должен с момента заключения брака обеспечивать ее едой, одеждой, средствами на ее лечение и пр.
Египетский же закон обязывает мужчину обеспечить жену всем, что по обычаю ей необходимо для нормальной жизни.
В основном муж должен содержать жену, исходя из своих материальных возможностей, независимо от ее материального положения до брака, но в любом случае он должен удовлетворять ее разумные запросы.
В ст. 27 брачного закона Ирака говорится: если мужчина отказывается содержать жену или предоставляет ей недостаточно средств для существования, то суд вправе принять решение о взыскании их с него.
Однако законодательство предусматривает, что непокорная жена не может претендовать на содержание ее мужем на протяжении всего периода, пока она ему не покоряется. Жена не имеет права на содержание мужа, если она выходит из дома или работает вне дома против его воли.
Интересна в этом плане ст. 39 брачного закона Ирака. Она освобождает жену от повиновения мужу, если он не выплатил ей полностью махр, не обеспечил ее жильем.
Единственной страной, шедшей вразрез с вышеуказанными положениями, являлась Йеменская народно-демократическая республика. Вопреки нормам мусульманского права в ней не признавалось право власти мужа над женой. Закон не обязывал ее ему покоряться, а муж не был обязан содержать жену. Содержание семьи являлось общей обязанностью супругов.
Важным объектом регулирования в мусульманских странах является расторжение брака. При этом установлены следующие причины для этого:
· по инициативе мужа;
· по взаимной договоренности супругов;
· по решению суда.
Основной причиной разводов является первое. Установлено, что совершеннолетний и дееспособный мужчина волен в любое время по своему желанию прекратить брачные отношения с женой.
Однако это не распространяется на мужчину, который находится в состоянии сильного душевного волнения или в состоянии опьянения.
Мужчина имеет право трижды давать развод жене. Первые два развода не прекращают супружеских отношений на протяжении ида, если в течение его муж возвращает жену.
Третий развод является окончательным — он насовсем прекращает брак. После него бывшая жена и мужчина снова могут стать супругами только, если бывшая жена выйдет замуж за другого, трижды с ним разведется и соблюдет продолжительность ида.
При взаимном согласии супругов на развод (по взаимной договоренности) законодательством предусматривается заключение об этом соглашения.
Обязательным его условием является получение мужем от жены компенсации, преимущественно денежной. А вот иракский брачный закон (ст. 46) такую компенсацию не предусматривает.
Законодательством предусматривается и расторжение брака по решению суда. В Ираке, Иордании, Марокко, Сирии право обращаться в суд с соответствующим иском предоставлено и мужу, и жене, а в Ливане и Египте — только супруге.
Право на обращение с иском дает болезнь или физические недостатки одного из супругов. Жена, в частности, имеет на это право, если у ее мужа имеются психологические отклонения или он не в состоянии выполнять супружеские обязанности.
Законодательство Иордании дает мужу право обратиться в суд с иском о разводе, если жена, по его мнению, неизлечимо больна или плохо выполняет свои супружеские обязанности.
Если муж без уважительных причин отсутствует 1 или 2 года, это дает жене право требовать через суд развода с ними. На это же она имеет право также, если ее муж осужден на срок более 3 лет. Супружеская измена дает основания для развода только в Ираке (ст. 43 закона о браке).
В ряде стран законодательство дозволяет жене добиваться развода через суд, если ее муж взял еще одну жену, если он не в состоянии содержать ее должным образом или если он злоупотребляет спиртными напитками.
По египетскому брачному закону если один из супругов нанес другому убытки, в том числе и морального характера, которые делают невозможным продолжение совместной жизни, потерпевший имеет право требовать развод через суд. В этом случае суд не сразу принимает решение о разводе: он обязан изучить причины конфликта и определить месяц для примирения сторон.
По законодательству Ирака предусмотрено третейское рассмотрение семейного конфликта сразу же после обращения в суд. Для этого назначаются два арбитра — один из них предоставляет семью мужа, а другой — семью жены. А в Иордании в роли арбитров могут выступать только мужчины.
Законодательство мусульманских стран устанавливает, что при разводе по вине жены она обязана вернуть часть махра пропорционально своей вине. По йеменскому закону (ст. 52) жена обязана вернуть махр мужу при разводе в любом случае.
Во всех странах развод через суд является окончательным. Поскольку согласно шариату муж имеет неограниченное право на развод в любое время, законодательство ряда государств предусматривает меры, которые должны помешать ему злоупотреблять этим правом. В частности, суд может обязать его выплатить покидаемой жене (без видимых причин) сумму, которая не может превышать его расходы на ее содержание в течение одного или трех лет. В законодательстве мусульманских стран получили закрепление предусмотренные шариатом последствия расторжения брака.
При этом уделяется внимание и соблюдению продолжительности ида, в течение которого женщина снова не имеет права выйти замуж. Обычно он предусматривается в течение трех менструальных циклов, но не менее 3-х месяцев.
В XX — начале XXI веков регулирование брачно-семейных отношений в мусульманских странах можно разделить на два периода: во время первого оно строилось на основе норм шариата, а во втором — на основе брачно-семейного законодательства, нормы которого не только закрепили многие положения шариата, но и в значительной степени отвечали реалиям второй половины XX — начала XXI вв.
Суд и судопроизводство
Для суда и судебного процесса в XX — начале XXI веков в зарубежных странах характерно сокращение применения суда присяжных. В большинстве тоталитарных государств институт присяжных был вообще упразднен, в том числе в СССР и Германии, когда ею управлял А. Гитлер. Это было вызвано стремлением к усилению репрессий, к освобождению профессиональных судей от влияния «улицы» при рассмотрении судебных дел.
В довоенный период сужение применения суда присяжных было характерно и для западных демократических государств, правовые системы которых относились к романо-германской правовой семье.
В качестве примера можно указать на Францию и Австрию. В них все большее распространение получала идея о том, что присяжным, не имеющим юридического образования и опыта, трудно во время судебного следствия разобраться в существе дела.
Поэтому их решения нередко отличаются необъективностью, что позволяет некоторым преступникам избежать заслуженного наказания и наоборот приводит к наказанию лиц, не совершивших преступления. В Германии, Италии, Испании, Японии после второй мировой войны институт присяжных был восстановлен, но влияние их на судебный процесс упало.
Стремились также добиться того, чтобы присяжные и судьи заседали вместе — чтобы вторые могли влиять на первых. Единая коллегия присяжных и профессиональных судей предусмотрена и французским уголовно-процессуальным кодексом 1960 года. Австрийский закон 1950 года допустил пересмотр вердикта присяжных на совместном заседании присяжных, судей, представителей обвинения и защиты. При отказе присяжных пересмотреть свое решение судьям было предоставлено право повторного рассмотрения дела с новым составом присяжных.
Другой путь сокращения участия в судебном процессе присяжных вообще был направлен на их отстранение от рассмотрения некоторых дел. 15 января 1963 года во Франции законодательно был учрежден суд государственной безопасности.
Он предусмотрел рассмотрение им без участия присяжных целого ряда уголовных дел, в том числе дел о нарушении воинской дисциплины, о некоторых убийствах и погромах, об «участии в незаконном сборище», о «создании препятствий дорожному движению».
Падение роли присяжных в судебном процессе произошло и за счет отмены принципа единогласия при вынесении ими решения и определения его путем голосования.
Стран, в которых институт присяжных в основном сохранил свои позиции, немного. Среди них и США, где институт присяжных считается одной из важнейших основ демократии и объективности судебного решения.
Особенностью развития уголовного процесса являлось увеличение значения предварительного следствия за счет судебного. В демократических западных странах обычным явлением стало участие в нем защитников, что должно обеспечить соблюдение законности.
Однако нельзя сказать, что законность в них в процессе предварительного следствия полностью соблюдается. А уж в иных странах, особенно с тоталитарным государственным режимом (Китай, Узбекистан, Азербайджан и др.), применяются даже пытки.
В XX — начале XXI веков более широкое распространение получил принцип презумпции невиновности. В демократических государствах он стал общепризнанным и подсудимый не является виновным до установления этого судебным приговором.
Тоталитарные и вообще антидемократические государственные режимы принцип презумпции невиновности отвергают (Германия, Италия 30-х годов, СССР) или включают положение о нем в свои нормативно-правовые акты, но это имеет сугубо декларативное значение.
Несмотря на то, что суд присяжных длителен, дорогостоящ и не всегда объективен он продолжает с ограничением функционировать в большинстве стран демократической ориентации. Считается, что он является преградой на пути произвола и несправедливости в деятельности судов.
Судебная система в зарубежных странах развивалась по пути специализации судебной деятельности и нового разделения функций между судебными органами различной компетенции и различного уровня. При этом в основном сохранялась ранее сложившаяся структура судебной организации.
Зарубежные страны имели различия в организации судебной системы, в ее структуре и компетенции судебных инстанций. В суды нижнего и среднего уровня входили суды общей юрисдикции, суды специальной и ограниченной юрисдикции, административные суды и некоторые другие.
Все большее распространение получала организация судов по делам несовершеннолетних с приглашением для участия в работе их психологов и педагогов.
Административное правосудие существовало в немногих странах и имело прежде всего своей целью обеспечение законности в деятельности государственных органов.
Довольно часто в зарубежных странах низшие суды специализировались на рассмотрении ими определенных уголовных или гражданских дел.
Уголовный процесс в XX — начале XXI веков в зарубежных странах развивался неоднозначно. В странах с антидемократическими режимами нормы уголовно-процессуального права применялись выборочно или вообще игнорировались (СССР, КНР, Германия периода Гитлера и Италия времен Муссолини).
В них упразднялись демократические начала в судопроизводстве. Граждане лишались процессуальных прав, исключалось рассмотрение дел с участием присяжных, а дела под контролем государственных и партийных органов рассматривались только профессиональными судьями, ставленниками антидемократического режима.
В западных демократических государствах в первой половине XX века нормы уголовно-процессуального права строились на демократических принципах. Хотя были в этом плане и исключения. Например, британские законы 1922, 1925, 1934 годов несколько ущемляли процессуальные права граждан. А закон 1932 года во Франции привел к усилению влияния судей на присяжных при вынесении ими своего вердикта.
Можно также говорить об усилии влиянии прокуратуры в суде стран романо-германской правовой семьи. Во Франции после закона 1932 года без санкции прокурора даже дела частного обвинения не могли быть направлены на судебное рассмотрение.
Во второй половине XX — начале XXI веков в целом в зарубежных странах шел процесс демократизации предварительного следствия и судопроизводства. Однако он не все время развивался по восходящей, были в нем и спады, и отступления назад даже в самых демократических странах. Так, в США в 1954 году появился закон с характерным названием — «О принуждении к даче свидетельских показаний».
Процесс демократизации уголовно-процессуального права усилился в последней четверти XX- начале XXI веков. Наиболее распространены состязательная и смешанная форма уголовного процесса. Состязательная форма, основывающаяся на процессуальном равенстве сторон (обвинитель и защитник), строится в виде состязания между ними перед присяжными и судьями.
Предварительное следствие осуществляют разные должностные лица правоохранительной системы. В США это полицейские служащие, атторнеи (почти прокуроры), постоянные и временные следственные комиссии, следователи по делам о скоропостижной или насильственной смерти (коронеры), большое жюри присяжных.
Обвинитель и защитник представляют собранные материалы судье, который решает вопрос о привлечении к уголовной ответственности, мерах пресечения и возможности освобождения под залог.
Судебное разбирательство включает в себя ознакомление подсудимого с обвинительным актом, выявление его отношения к нему, формирование жюри присяжных, судебное следствие, прения сторон, вынесение своего вердикта присяжными, установление меры наказания и вынесения приговора.
В США обычным явлением является «сделка о признании», то есть досудебное соглашение обвиняемого и обвинения. По нему обвинение соглашается переквалифицировать преступление на более легкое, а обвиняемый берет на себя обязательство его признать.
В странах романо-германского права применяется смешанный процесс. Он состоит из досудебного следствия, в котором функции защиты ограничены. А во время судебного следствия обычным является состязательность обвинения и защиты, а также полная гласность.
Согласно французскому уголовному кодексу только государство в лице прокурора может предъявить обвинение. Он осуществляет контроль над расследованием и полицейским дознанием.
Предварительное расследование проводится следственным судьей. Может оно проводится и прокурором. Органами следствия являются с 1988 года и следственные палаты из 3 судей. Вопрос о предании суду решается обвинительными камерами.
В первой половине XX века в исламских странах в основном рассмотрением судебных дел занимались мусульманские судьи. Однако все больше, особенно с середины XX века, в этих странах стал формироваться в судебной сфере дуализм — наряду с деятельностью шариатских усиливалось значение светских судов.
Этот процесс усилился после обретения народами большинства мусульманских стран независимости или свержения реакционных монархических режимов (Египет, Йемен). Несмотря на усиление демократических тенденций, на возрастание значения светского суда, сейчас только в 4 исламских странах нет мусульманских судов (Египет, Ливия и пр.).
Судебные системы исламских стран, в которых сохраняются мусульманские суды, разделяются на две группы. В первую группу входят судебные системы Ливана, Судана, Иордании, Марокко, Ирака, Ливии и Сирии.
В этих странах, население которых придерживается различных толков и направлений ислама, существует несколько параллельных систем мусульманского права. Например, в Ливане существуют специальные суды — суннитские и джафаритские, которые обслуживают ливанцев, исповедующих эти направления ислама.
В этих странах состав мусульманских судов назначается главой государства, министром юстиции или высшим советом магистратуры. Все судьи получают содержание из государственных средств, а решения мусульманских судов используются компетентными государственными органами.
При рассмотрении дел мусульманские суды здесь применяют главным образом нормы шариата, что, например, закреплено иорданской конституцией (ст. 106). В их деятельности используются и установления гражданского законодательства, в том числе по вопросам брачно-семейных и имущественных отношений.
Вторую группу составляют судебные системы монархических государств Аравийского полуострова и Персидского залива. В них мусульманские суды созданы сравнительно недавно.
До недавнего времени в них основную часть судебных дел решал монарх на основе процессуальных установлений шариата. В настоящее время только султан Омана принимает в этом непосредственное личное участие.
В других монархических государствах, хоть монарх и считается верховным судьей, правосудие от его имени осуществляют назначенные им судьи на основе шариата.
В странах Аравийского полуострова и Персидского залива действует многоуровневая система мусульманских судов, которая рассматривает преступления, в том числе и немусульман.
В 1975 году в Саудовской Аравии была определена ныне действующая судебная система. Она состоит из мусульманских судов четырех уровней. Суды первой инстанции, состоящие из одного кади, рассматривают брачно-семейные вопросы и малозначительные гражданско-правовые споры.
Общие суды в составе 3 кади решают уголовные дела. Апелляционный суд, состоящий из уголовной, брачно-семейной и иных палат, рассматривает решения нижестоящих судов.
Возглавляет судебную систему высший судебный совет, который осуществляет контроль над всеми мусульманскими судами и исполняет функции высшей апелляционной инстанции.
Законодательно определяются условия, при наличии которых можно стать судьей мусульманского суда. В Саудовской Аравии по закону 1975 года членом такого суда может быть только лицо, имеющее высшее религиозно-правовое образование. По йеменской конституции 1970 года судьей может быть только знаток шариата, который имеет хорошую репутацию.
В XX — начале XXI веков суд и процесс в зарубежных странах развивались неоднозначно. В демократических странах они строились на правовых основах, а в тоталитарных государствах имели место значительные отступления от них. Во второй половине XX — начале XXI веков в мусульманских странах создана система государственных судов, но шариатские суды продолжают играть важную роль в системе правосудия.
Международное право
С древнейших времен в долинах Нила и Двуречья местные племена постоянно вступали между собой в различные отношения, в том числе конфликтные.
Затем они стали облекаться в правовые нормы, истоки которых лежали в правилах межплеменного общения. Получила распространение практика ведения переговоров. При этом стал утверждаться принцип неприкосновенности участвовавших в них представителей других племен и государств.
Первым известным нам международным правовым актом является договор между правителями двух месопотамских городов Лагаша и Уммы, заключенный в 3100 году до нашей эры. В качестве его депозитария была использована скала, на которой был высечен текст договора.
Договор подтверждал существовавшую между городами государственную границу. Стороны взяли на себя обязательство при возникновении спорных вопросов между городами решать их мирным путем.
Особенностью зарождавшегося регулирования международных отношений было то, что его субъектами выступали не государства, а их правители.
В сфере международных отношений стал складываться принцип "договоры должны выполняться". Средствами выполнения этого были магические обряды, клятвы и взятие заложников из числа детей мужского пола правителей.
Для решения международных проблем направляли послов, которые все чаще стали возвращаться домой целыми и невредимыми. Однако институт личной неприкосновенности послов не стал всеобъемлющим.
Начальный этап регулирования международных отношений не коснулся правил, регулировавших военные действия. Здесь все отдавалось на произвол победителю. Так, Ашшурбанипал, разгромив Элам и арабские государства, рассадил их правителей по клеткам и предоставил каждому для общения собаку и шакала. Когда же пышно праздновал свою победу, то ехал в колеснице, запряженной побежденными правителями.
Заключение международных договоров сопровождалось определенными ритуалами и обрядами. В древнем Китае, например, при этом приносили в жертву быка: кровь его использовали для ритуального смачивания губ. Ею также окропляли текст договора, написанный на деревянных дощечках или на бамбуке. Зарождение международного права произошло в Афинах в V веке до нашей эры. Софисты и Сократ обращались к его вопросам, особенно в сфере отношений между греками и варварами. Важное внимание уделялось ему в Древнем Риме, где оно входило в состав "права народов".
Переход от международного права античности к международному праву средневековья занял несколько веков. Новым явлением в нем был отказ от равенства субъектов международных отношений.
Этот принцип утвердился после того, как германский король Оттон в 962 году был провозглашен римским императором. Тем самым он стал верховным светским главой всех христианских (западных) народов и государств.
Церемониал приема и проводов послов, обмен договорами и верительными грамотами стали общими для многих государств, стало формироваться дипломатическое право.
Колумб не только открыл Америку. Его плавание по Атлантическому океану оказало влияние на развитие международного права: появился вопрос о правовом режиме открытого моря.
В этом вопросе скрестились две точки зрения. Морские державы хотели, чтобы государства осуществляли свой суверенитет не только над прибрежными водами, но и над частями Мирового океана.
Французы же утверждали, что Мировой океан должен быть свободным для всех государств как общая собственность. Папа Александр III решил спор в пользу парижан.
Первый трактат по международному праву появился в 1150 году. Это был декрет Грациана, в котором рассматривался вопрос о правомерности использования войны в сфере международных отношений и правилах ее ведения.
Более интенсивно стало развиваться международное право в новое время. Тридцатилетнюю войну в Европе в XVII веке завершил Вестфальский мир, который сформировал ряд новых его принципов и институтов. В XVIII веке дипломатический иммунитет стал соблюдаться строже. Особенно после издания в 1709 году английским парламентом «Акта о сохранении привилегий послов». Принят он был в связи с тем, что в 1708 году пытались арестовать российского посла Матвеева, не оплатившего своих долгов.
Наука международного права обрела самостоятельность. Ее основателем считают Г. Гроция (XVII век), автора трактата «О праве войны и мира».
В 1758 году появилась книга де Ваттеля «Право народов», где впервые термин «право народов» был заменен термином «международное право».
Следующий этап в его развитии связан с французской революцией 1789 года, когда были сформированы его новые институты и принципы.
В XIX веке на развитие международного права оказали влияние Венский (1814-1815 года), Парижский (1856 год) и Берлинский (1878 год) международные конгрессы.
Они перекраивали границы государств, создавали новые, принимали решения по международным вопросам. На первом была принята Венская конвенция, устанавливавшая нормы дипломатического права.
На Парижском конгрессе был определен режим черноморских проливов, которые были объявлены закрытыми для прохода военных судов всех государств, кроме Турции. Берлинский конгресс высказался за обеспечение в международном плане защиты прав человека от дискриминации.
В новейшее время значение международного права резко возросло. Это объяснялось прежде всего усилением международных отношений между государствами и осознанием того, что они должны строиться на основе правовых норм.
Важным этапом в развитии международного права стали международные конференции в Гааге. В первой из них в 1899 году приняли участие представители 26 государств
Целью ее работы было ограничение вооружений и обеспечение мира. Однако из-за резких противоречий между ее участниками конкретных решений принято не было.
По инициативе США в Гааге в 1906-1907 годах произошла вторая международная конференция, обсуждавшая юридические вопросы права войны. Работа этой конференции оказалась весьма продуктивной.
На ней было принято 13 международных конвенций, декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и заключительный акт. На конференции была создана постоянная палата третейского суда для рассмотрения межгосударственных споров.
В принятых на второй Гаагской конференции актах определялись правовые основы мирного разрешения международных споров, порядок открытия военных действий, правила ведения сухопутной войны и войны на море.
Одним из установлений конференции было положение о том, что военные действия «не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения».
Разграничивался правовой статус комбатантов и некомбатантов, устанавливалось право населения на вооруженное сопровождение агрессии.
Определялся правовой статус военнопленных, запрещавший произвол в отношении их. Военнопленных дозволялось за плату привлекать к работе, но в отношении офицеров это запрещалось. Нельзя было предавать разграблению местности и города, захваченные неприятелем.
Широкое распространение в международном праве получил позитивизм, оттеснивший идеи естественного права. При этом выделились два направления — англо-американское и романо-германское.
Основателем первого был Д. Кент, который рассматривал международное право как совокупность правил, основанных на обычаях и соглашениях между государствами. А фон Гольцендорф издал в Германии «Руководство по международному праву», в котором доказывал, что оно является результатом рецепции римского права.
В Италии возникла национальная школа международного права. Ее основатель П. Манчини исходил из того, что основной его задачей является обеспечение национального государственного существования.
В Германии возникло направление отрицателей международного права. В своей книге Ф. Лассон писал: «Государства не могут быть подчинены единому правопорядку, так как это прот