В.О. Ключевский об Иване Грозном
1. Ознакомьтесь с лекцией В.О. Ключевского «Характеристика царя Ивана Грозного» («Курс русской истории». Часть 2. Лекция ХХХ).
2. Составьте ее конспект. Каков вывод В.О. Ключевского об Иване Грозном, его месте в истории.
3. Проведите анализ прочитанного и ответьте на вопрос: какие научно-исследовательские и художественные методы и приемы использованы В.О Ключевским (т.е. какова «научная кухня» ученого).
4. Обозначьте (с пояснениями) свое отношение к лекции ученого: Вы узнали что-то новое об Иване Грозном? Ваши представления о царю Иване изменились (или не изменились)? Созданный историком портрет царя Вас убедил (или не убедил)? И т.д.
Переписка Ивана IV с кн. А. Курбским
1.Соберите информацию об А. Курбском. Как возникла его переписка с царем?
2. Изучите письма царя и А. Курбского.
3. Сделайте свое заключение о характере политических разногласий авторов писем.
4. Что нового в Ваши представления о личности И. Грозного внесла (или не внесла) изученная переписка? Ответ поясните.
Иностранцы о Московском государстве
1. Изучите литературу по этому вопросу.
2. Выделите в ней характеристики образа жизни, привычек характера, способностей, нравственных качеств, отношения к власти, отмеченные иностранцами у русских людей.
3. Сформулируйте и объясните на основе изученного материала свою позицию по вопросу об отношении к такому роду исторических источников, как мемуары, воспоминания, путевые заметки.
Московское государство: русские землепроходцы
1. Соберите информацию о русских землепроходцах XVII в. (С. Дежневе, Е.П. Хабарове, В.В. Атласове и др.).
2. Найдите в ней ответы на вопросы:
- какими были условия их путешествий;
- какими открытиями отмечены путешествия;
- каково значение сделанных первопроходцами открытий;
- как память о русских первопроходцах отражена на географических картах.
3. Сделайте свое заключение по вопросам:
- что сделало возможным столь значительные открытия русских;
- как они соотносятся с Великими географическими открытиям, какое место занимают на этой странице мировой истории.
Петр I: революционер на троне?
1. Ознакомьтесь с оценками личности Петра I и его деятельности двух историков – С.Ф. Платонова и С.М. Соловьева.
2. Воспроизведите аргументацию обоих историков и определите свое отношение к их позициям – какая из них Вам представляется более убедительной.
Екатерина II: экономическая политика
1. Соберите информацию об экономической политике императрицы.
2. Найдите ответы на вопросы:
- какими принципами руководствовалась Екатерина II в своей экономической политике;
- как они отразились в законодательных актах екатерининской эпохи;
- как соотносились с принципами Европейского Просвещения.
3. Сравните экономическую политику Екатерины II и Петра I, определите, что в их политике общего, каковы различия.
Александр I
1. Соберите информацию о внутренней политике императора.
2. Проанализируйте ее. На основе анализа дайте свой аргументированный ответ на вопрос «Кем же был Александр I?» (Реформатором? Консерватором? И т.д.).
3. Сделайте вывод о последствиях внутренней политики Александра 1(как она соотносилась с внутренними потребностями страны).
М.М. Сперанский
1. На основе собранной информации составьте биографическую справку о М.М. Сперанском.
2. Охарактеризуйте идеи и дела М.М. Сперанского, вписавшие его имя в российскую историю.
3. Сформулируйте на основе жизни и деятельности М.М. Сперанского свое аргументированное мнение по вопросу «Почему столь непростыми были судьбы российских реформаторов?»
Николай II
1. Ознакомьтесь с «Дневником» императора.
2. Какое представление об императоре дал Вам этот исторический источник:
- о его нравственно-моральных качествах;
- образованности;
- мировоззрении;
- качествах государственного деятеля и т.д.
3. Ваше представление о последнем российском императоре после ознакомления с его дневниковыми записями
А) изменилось
Б) не изменилось
В) сформировалось, т.к. его не было.
Ответ поясните.
Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма / Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989. – С.485-585.
Народная воля» и террор
1. Изучите материал о деятельности организации «Народная воля» и найдите ответы на вопросы:
- кто такие народовольцы;
- в чем конкретно проявлялась их террористическая деятельность;
- как сами народовольцы объясняли свою приверженность к террору;
- какие оценки деятельности народовольцев есть в литературе?
3. На основе изученного «народовольческого сюжета» определите и поясните свое отношение к насильственным террористическим способам деятельности:
- они абсолютно отвергаются Вами;
- допускаются в определенных ситуациях;
- Вы считаете, что для достижения целей все средства хороши и допустимы.
Декабристы: след в истории
1. Соберите информацию о декабристах (организации, идеи, личности, деятельность, в том числе и после поражения восстания).
2. Проанализируйте собранную информацию. Какое значение имело движение декабристов для А) власти; Б) оппозиции (в том числе и прежде всего оппозиции в последующие периоды нашей истории); В) народа.
3. Определите свое отношение к декабристам, их движению.
23. Оппозиционные партии в России в начале XX в.
1. Изучите материал о либеральных и революционных партиях в России в начале XX в.
2. Составьте на его основе таблицу.
Кадеты | Союз 17 октября | ПСР | РСДРП | |
1. Форма государственного правления | ||||
2. Права и свободы граждан | ||||
3. Форма национально-территориального устройства | ||||
4. Решение аграрного вопроса (ключевые положения) | ||||
5. Решение национального вопроса | ||||
6. Решение рабочего вопроса | ||||
7. Способы достижения целей |
3. Ответьте на вопросы: что общего в позициях партий, каковы отличия и как они могут быть объяснены?