В.О. Ключевский об Иване Грозном

1. Ознакомьтесь с лекцией В.О. Ключевского «Характеристика царя Ивана Грозного» («Курс русской истории». Часть 2. Лекция ХХХ).

2. Составьте ее конспект. Каков вывод В.О. Ключевского об Иване Грозном, его месте в истории.

3. Проведите анализ прочитанного и ответьте на вопрос: какие научно-исследовательские и художественные методы и приемы использованы В.О Ключевским (т.е. какова «научная кухня» ученого).

4. Обозначьте (с пояснениями) свое отношение к лекции ученого: Вы узнали что-то новое об Иване Грозном? Ваши представления о царю Иване изменились (или не изменились)? Созданный историком портрет царя Вас убедил (или не убедил)? И т.д.

Переписка Ивана IV с кн. А. Курбским

1.Соберите информацию об А. Курбском. Как возникла его переписка с царем?

2. Изучите письма царя и А. Курбского.

3. Сделайте свое заключение о характере политических разногласий авторов писем.

4. Что нового в Ваши представления о личности И. Грозного внесла (или не внесла) изученная переписка? Ответ поясните.

Иностранцы о Московском государстве

1. Изучите литературу по этому вопросу.

2. Выделите в ней характеристики образа жизни, привычек характера, способностей, нравственных качеств, отношения к власти, отмеченные иностранцами у русских людей.

3. Сформулируйте и объясните на основе изученного материала свою позицию по вопросу об отношении к такому роду исторических источников, как мемуары, воспоминания, путевые заметки.

Московское государство: русские землепроходцы

1. Соберите информацию о русских землепроходцах XVII в. (С. Дежневе, Е.П. Хабарове, В.В. Атласове и др.).

2. Найдите в ней ответы на вопросы:

- какими были условия их путешествий;

- какими открытиями отмечены путешествия;

- каково значение сделанных первопроходцами открытий;

- как память о русских первопроходцах отражена на географических картах.

3. Сделайте свое заключение по вопросам:

- что сделало возможным столь значительные открытия русских;

- как они соотносятся с Великими географическими открытиям, какое место занимают на этой странице мировой истории.

Петр I: революционер на троне?

1. Ознакомьтесь с оценками личности Петра I и его деятельности двух историков – С.Ф. Платонова и С.М. Соловьева.

2. Воспроизведите аргументацию обоих историков и определите свое отношение к их позициям – какая из них Вам представляется более убедительной.

Екатерина II: экономическая политика

1. Соберите информацию об экономической политике императрицы.

2. Найдите ответы на вопросы:

- какими принципами руководствовалась Екатерина II в своей экономической политике;

- как они отразились в законодательных актах екатерининской эпохи;

- как соотносились с принципами Европейского Просвещения.

3. Сравните экономическую политику Екатерины II и Петра I, определите, что в их политике общего, каковы различия.

Александр I

1. Соберите информацию о внутренней политике императора.

2. Проанализируйте ее. На основе анализа дайте свой аргументированный ответ на вопрос «Кем же был Александр I?» (Реформатором? Консерватором? И т.д.).

3. Сделайте вывод о последствиях внутренней политики Александра 1(как она соотносилась с внутренними потребностями страны).

М.М. Сперанский

1. На основе собранной информации составьте биографическую справку о М.М. Сперанском.

2. Охарактеризуйте идеи и дела М.М. Сперанского, вписавшие его имя в российскую историю.

3. Сформулируйте на основе жизни и деятельности М.М. Сперанского свое аргументированное мнение по вопросу «Почему столь непростыми были судьбы российских реформаторов?»

Николай II

1. Ознакомьтесь с «Дневником» императора.

2. Какое представление об императоре дал Вам этот исторический источник:

- о его нравственно-моральных качествах;

- образованности;

- мировоззрении;

- качествах государственного деятеля и т.д.

3. Ваше представление о последнем российском императоре после ознакомления с его дневниковыми записями

А) изменилось

Б) не изменилось

В) сформировалось, т.к. его не было.

Ответ поясните.

Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма / Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989. – С.485-585.

Народная воля» и террор

1. Изучите материал о деятельности организации «Народная воля» и найдите ответы на вопросы:

- кто такие народовольцы;

- в чем конкретно проявлялась их террористическая деятельность;

- как сами народовольцы объясняли свою приверженность к террору;

- какие оценки деятельности народовольцев есть в литературе?

3. На основе изученного «народовольческого сюжета» определите и поясните свое отношение к насильственным террористическим способам деятельности:

- они абсолютно отвергаются Вами;

- допускаются в определенных ситуациях;

- Вы считаете, что для достижения целей все средства хороши и допустимы.

Декабристы: след в истории

1. Соберите информацию о декабристах (организации, идеи, личности, деятельность, в том числе и после поражения восстания).

2. Проанализируйте собранную информацию. Какое значение имело движение декабристов для А) власти; Б) оппозиции (в том числе и прежде всего оппозиции в последующие периоды нашей истории); В) народа.

3. Определите свое отношение к декабристам, их движению.

23. Оппозиционные партии в России в начале XX в.

1. Изучите материал о либеральных и революционных партиях в России в начале XX в.

2. Составьте на его основе таблицу.

  Кадеты Союз 17 октября ПСР РСДРП
1. Форма государственного правления        
2. Права и свободы граждан        
3. Форма национально-территориального устройства        
4. Решение аграрного вопроса (ключевые положения)        
5. Решение национального вопроса        
6. Решение рабочего вопроса        
7. Способы достижения целей        

3. Ответьте на вопросы: что общего в позициях партий, каковы отличия и как они могут быть объяснены?

Наши рекомендации