В.О. Ключевский об истории и историках
В.О. Ключевский об истории и историках
1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?
2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории.
3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.
4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.
А.Я. Гуревич об эталоне ученого-историка
1. Соберите информацию и дайте краткую справку об А.Я. Гуревиче.
2. Ознакомьтесь с извлечением из статьи А.Я. Гуревича.
3. Найдите ответы на вопросы:
- с какими представлениями об ученом-историке он полемизирует;
- что такое образцовый историк, по Гуревичу.
4. Какие суждения А.Я. Гуревича представляются Вам верными, какие – спорными и почему.
Культурно-цивилизационный и формационный подходы к познанию прошлого «из первых рук»: сравнение
1. Изучите тексты извлечений из работ К. Маркса и А.Д. Тойнби.
2. Сравните методологические подходы К. Маркса и А.Д. Тойнби по следующим позициям:
- ключевые понятия у К. Маркса и А.Д. Тойнби, их сущностные отличия;
- движущие силы развития общества;
- отношение к тезису о «единстве цивилизации».
3. Какой методологический подход представляется Вам боле предпочтительным и почему?
Историческая память и музеи
1. Посетите один из исторических музеев г. Елабуги.
2. Напишите аннотированный отчет о посещении:
- с какой музейной экспозицией Вы познакомились;
- какие материалы в ней представлены.
3. Какое впечатление произвела (если произвела) на вас экспозиция, т.е. какое эмоциональное воздействие она на Вас произвела, что Вы обрели в познавательном плане. Ваша критика (если есть основания для нее) в адрес музея.
4. Выскажите свое мнение по вопросу о роли музеев в современном обществе, располагающем новыми мощными средствами распространения знаний, в том числе и исторических.
Культура Древней Руси (9 – первая треть 13 в.)
1. соберите информацию по теме «Культура Древней Руси» (материальная, духовная).
2. Составьте словарь основных терминов по этой теме (не менее 3-х терминов по следующим разделам: литература, устное народное творчество, ремесла, земледелие, промыслы, живопись, архитектура).
Культура Древней Руси: самобытность, заимствования
1. Соберите информацию по темам «Художественное ремесло», «Оружие», «Письменность и книга», «Зодчество».
2. Проанализируйте собранную информацию под углом зрения трех компонентов:
- достижений предшественников;
- заимствования из других культур;
- собственный вклад творцов.
3. Сделайте вывод об основных чертах, характеризующих древнерусскую культуру.
7. Древняя Русь: Ярослав Мудрый
1. Соберите информацию о Ярославе Мудром, в том числе и об оценках его личности в литературе.
2. Сформулируйте на ее основе несколько тезисов, раскрывающих место Я. Мудрого в древнерусской истории.
3. Сравните личность Я. Мудрого с другими князьями Древней Руси и сделайте свое заключение по вопросу «Что отличало Я. Мудрого от них».
Новгородская земля в XII-XV вв.
1. Соберите информацию о политическом устройстве (системе управления) Новгородской земли, основных занятиях ее жителей.
2. Сделайте, на основе ее сравнения с другими княжествами Руси, вывод об особенностях политического строя Новгорода.
3. Какова судьба Великого Новгорода за пределами обозначенной в теме хронологии?
4. Подумайте над вопросом: как можно объяснить отличия политического устройства Новгорода от других древнерусских земель (сформулируйте 1-2 положения).
Александр Невский
1. Составьте на основе собранной информации краткую биографическую справку об А. Невском.
2. Объясните политический выбор князя «Меч на Западе, мир на Востоке».
3. Подумайте и дайте ответ на вопрос «Какую черту истории отражают личность и деяния А. Невского»?
Нашествия Батыя на Русь
1. Соберите информацию о нашествиях Батыя на русские земли (1237-1241 гг.).
2. Найдите ответы на вопросы:
- где на Руси завоеватели встретили активное сопротивление;
- имена каких героев этого сопротивления дошли до нас.
3. Назовите памятники литературы, устного народного творчества, в которых отразилась героика сопротивления завоевателям?
Александр I
1. Соберите информацию о внутренней политике императора.
2. Проанализируйте ее. На основе анализа дайте свой аргументированный ответ на вопрос «Кем же был Александр I?» (Реформатором? Консерватором? И т.д.).
3. Сделайте вывод о последствиях внутренней политики Александра 1(как она соотносилась с внутренними потребностями страны).
М.М. Сперанский
1. На основе собранной информации составьте биографическую справку о М.М. Сперанском.
2. Охарактеризуйте идеи и дела М.М. Сперанского, вписавшие его имя в российскую историю.
3. Сформулируйте на основе жизни и деятельности М.М. Сперанского свое аргументированное мнение по вопросу «Почему столь непростыми были судьбы российских реформаторов?»
Николай II
1. Ознакомьтесь с «Дневником» императора.
2. Какое представление об императоре дал Вам этот исторический источник:
- о его нравственно-моральных качествах;
- образованности;
- мировоззрении;
- качествах государственного деятеля и т.д.
3. Ваше представление о последнем российском императоре после ознакомления с его дневниковыми записями
А) изменилось
Б) не изменилось
В) сформировалось, т.к. его не было.
Ответ поясните.
Записки очевидца: Воспоминания, дневники, письма / Сост. М. Вострышев. – М.: Современник, 1989. – С.485-585.
Народная воля» и террор
1. Изучите материал о деятельности организации «Народная воля» и найдите ответы на вопросы:
- кто такие народовольцы;
- в чем конкретно проявлялась их террористическая деятельность;
- как сами народовольцы объясняли свою приверженность к террору;
- какие оценки деятельности народовольцев есть в литературе?
3. На основе изученного «народовольческого сюжета» определите и поясните свое отношение к насильственным террористическим способам деятельности:
- они абсолютно отвергаются Вами;
- допускаются в определенных ситуациях;
- Вы считаете, что для достижения целей все средства хороши и допустимы.
Декабристы: след в истории
1. Соберите информацию о декабристах (организации, идеи, личности, деятельность, в том числе и после поражения восстания).
2. Проанализируйте собранную информацию. Какое значение имело движение декабристов для А) власти; Б) оппозиции (в том числе и прежде всего оппозиции в последующие периоды нашей истории); В) народа.
3. Определите свое отношение к декабристам, их движению.
23. Оппозиционные партии в России в начале XX в.
1. Изучите материал о либеральных и революционных партиях в России в начале XX в.
2. Составьте на его основе таблицу.
Кадеты | Союз 17 октября | ПСР | РСДРП | |
1. Форма государственного правления | ||||
2. Права и свободы граждан | ||||
3. Форма национально-территориального устройства | ||||
4. Решение аграрного вопроса (ключевые положения) | ||||
5. Решение национального вопроса | ||||
6. Решение рабочего вопроса | ||||
7. Способы достижения целей |
3. Ответьте на вопросы: что общего в позициях партий, каковы отличия и как они могут быть объяснены?
Коллективизация в СССР
1. Ознакомьтесь с партийными документами по коллективизации (С.100-102).
2. Найдите в них ответ на вопрос о том, какие задачи коллективизации (выделите 3-4 задачи) ставились руководством страны и как они аргументировались.
3. Изучите разделы учебника по коллективизации и сделайте свое заключение по вопросу: какова же реальная цель коллективизации 1930-х гг.
Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 11. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.
Сопротивление сталинизму
1. Изучите извлечение из платформы «Союза марксистов-ленинцев» (С. 117-118).
2. Соберите информацию о руководителе организации М. Н. Рютине.
3. Изучив документ, ответьте на вопросы:
- какие обвинения сталинскому руководству предъявлял М.Н. Рютин (выделите 4-5 позиций);
- какие альтернативы этому курсу он отстаивал.
4. Сформулируйте свое заключение по изученному материалу.
Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 11. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.
ХХ съезд КПСС
1. Ознакомьтесь с извлечением из доклада Н.С. Хрущева о культе личности Сталина на ХХ съезде КПСС (С. 128-132).
2. Дайте, исходя из документа, ответы на следующие вопросы:
- что вкладывал Н.С. Хрущев в понятие «культ личности Сталина);
- в чем он видел причины этого явления.
3. Как расширил прочтенный вами материал представление о Н.С. Хрущеве, если оно было, или какое представление о нем у Вас сложилось, если его не было?
4. Сравните современную интерпретацию сталинского периода в нашей истории с интерпретацией Н.С. Хрущева. В чем их различия? Как эти различия могут быть объяснены?
Снегирева Л.И. Практикум по отечественной истории. Часть 2. – Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004.
Россия постсоветская
1. Изучите разделы учебника о радикальных социально-экономических преобразованиях в РФ в 1992-2000 гг.
2. Каковы их итоги (сформулируйте 3-5 позиций).
Наука и общество
1. Соберите информацию о двух-трех представителях российской науки (из предложенного списка имен).
2. Напишите о них эссе.
3. Дайте ответ на вопрос, какие социальные последствия имели открытия и изобретения этих ученых т.е. какие изменения в жизнь человека привнесла научная деятельность ученых, о которых вы собрали информацию.
В.О. Ключевский об истории и историках
1. Что Вы знаете о В.О. Ключевском?
2. Ознакомьтесь с размышлениями афоризмами В.О. Ключевского об истории.
3. Выделите в прочитанном тексте позиции, характеризующие представления В.О. Ключевского о значимости истории и роли ученого-историка в ее познании.
4. Опираясь на свои знания истории, подтвердите или опровергните суждения ученого, т.е. выразите свое отношение к ним.