Преимущества и недостатки фиксации материала журналистом при помощи диктофона
Преимущества | Недостатки |
Диктофон позволяет сконцентрировать все внимание на содержании беседы | Диктофон вносит напряжение в ход беседы и может повлиять на искренность ответов. Люди, интервьюируемые с помощью диктофона, более осторожны, избирательны в своих высказываниях, так как осознают, что фиксируется каждое их слово |
Записывающая техника освобождает время для наблюдения и дает возможность мгновенно реагировать как на высказывания, так и на невербальные сигналы | Диктофон не позволяет выбирать, фиксируя всю, в том числе малозначимую, информацию |
Диктофон помогает точно цитировать собеседника | Диктофон притупляет внимание журналиста: мол, все и так запишется. Снижает наблюдательность, не дает возможности фиксировать невербальный контекст беседы |
Необходимость расшифровки всей аудиокассеты или поиска нужной цитаты почти вдвое увеличивает процесс подготовки текста | |
Диктофон может дать технический сбой |
Удобными для использования в журналистской практике также являются электронные блокноты. Помимо фиксирования оперативных сведений они дают возможность создания и компактной проблемно-тематической картотеки, и картотеки документов, и картотеки деловых связей.
Уровень технической оснащенности неизбежно определяет различия в организации труда не только отдельных журналистов, но и целого журналистского коллектива.
Особенно показательно этот процесс проявился при замене технологии печатания газет, когда практически повсеместно высокая печать сменилась офсетом. Когда основной для российских газет была высокая печать, материал, поступавший в редакцию, после регистрации в отделе писем попадал к литсотруднику, который готовил рукопись к печати и передавал заведующему отделом. После редактуры и одобрения завотделом, ответственный секретарь разрабатывал эскизный макет газеты, где указывались расположение материала на полосе, шрифты и все необходимое для верстки. Редактор газеты подписывал к печати каждую полосу в отдельности и весь номер в целом после верстки и необходимой правки.
В связи с тем, что офсет предполагает компьютеризацию технологического процесса, изменилась и организационно-штатная структура редакции. Поскольку отпала необходимость в многочисленных перепечатках одного и того же материала, в редакциях сократились машинописные бюро, а небольшой штат оставшихся сотрудников был переведен на компьютерный набор текста. В некоторых редакциях отказались от должности ответственного секретаря, поскольку эскизный макет теперь не нужен – выполняется оригинал-макет в компьютерных программах «PageMeaker» или «CorelDrove». В связи с этим появилась должность дизайнера компьютерной верстки. Возможность работы «он лайн», привела к еще большему сокращению количества редакционных сотрудников. Теперь редакция вполне может состоять из одного редактора и внештатных авторов, которые присылают свои произведения по электронной почте. Наметилась тенденция к разграничению функций главного редактора и генерального директора, к отделению рекламы от новостей и редакционных материалов.
Еще в большей степени технические новшества влияют на радио, телевидение, деятельность информационных агентств. Неизбежное усложнение техники ведет к необходимости ее коллективного обслуживания, а это, в свою очередь, серьезно влияет на организационно-штатную структуру любой редакции. И если в печатных изданиях журналист становится все более универсальным человеком, способным решать поставленные перед редакцией задачи в одиночку, то в электронных СМИ наблюдается все более узкая специализация. Журналист – член достаточно большой команды. Так, съемочная бригада телевидения включает в себя, как правило, автора сценария или сценарного плана, режиссера, оператора, монтажера, водителя автомобиля. Иногда в ее состав входят редактор, администратор, специалист по свету, звукорежиссер, техник или инженер по обслуживанию оборудования.