Тема 4. Правовые основы защиты информации и государственной тайны
Нормативные акты Российской Федерации, регулирующие информационные отношения. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».
Основные положения и понятия
Тема 1. Основы теории государства
Основные теории происхождения государства и права:
1. Классовая (марксистская, материалистическая) (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).
Разделение труда, дифференциация населения по уровню доходов, родились классы имущих и неимущих, появилась эксплуатация. Для того чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.
2. (Ф. Аквинский, официальная доктрина Ватикана):
- Государство – результат божественной воли;
- Проповедь смирения, послушания, покорности граждан воле государства как продолжения воли бога.
3. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский):
- государство – результат появления и разрастания семьи;
- из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство;
- власть монарха государства – это естественное продолжение власти отца в семье.
4. Естественно правовая теория (договорная или концепция естественного происхождения государства) (Цицерон, Г. Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Радищев):
- рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Зародилась в древности (5-4 вв. до н.э. – софисты в Древней Греции).
- Государство – результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития.
5. Психологическая (З. Фрейд, Л. Петражицкий, Фрезер):
- Государство и право – результаты свойств психобиологических влечений и инстинктов индивида;
- Государство – результат потребности людей подчиняться силе.
6. Насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский):
- главная причина возникновения Г и П лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими;
- насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов, людей, что в свою очередь порождает необходимость создания специального аппарата принуждения – государства;
С позиции современных подходов в ТГП принято выделять пять основных признаков, характеризующих государственно-правовую организацию общества: 1. Территория; 2. Население; 3. Организация публичной политической власти; 4. Суверенитет; 5. Государственная казна.
Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, имеющая источники доходов, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.
Функции государства –это основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе.
Внутренние функции государства охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства:
- политическая;экономическая; социальная; экологическая; налогооблажениеи финансовый контроль; правоохранительная.
Внешние функции государстваохватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе: внешнеполитическая; внешнеэкономическая; обороны; борьба с преступлениями международного характера.
Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы: а) государственные органы; б) публичные службы и корпорации; в) процедуры принятия государственных решений; г) ресурсное обеспечение.
Орган государства есть структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций.
Форма государства – совокупность существенных способов, приемов организации, устройства и реализации государственной власти.
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношенияснаселением.
В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. monarchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы, государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.
Монархии в свою очередь подразделяются на: абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).
Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.
Республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные.При этом первые два вида называют классическими или традиционными.
Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.
По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).
Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.
Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.
Империя (от лат. imperium — власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).
Федерация (франц. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).
Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.
Основные признаки правового государства:
- Демократизм, реальное осуществление народовластия.
- Режим демократического конституционного правления.
- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Верховенство закона.
- Наличие развитого гражданского общества.
- Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.
- Взаимная ответственность государства и личности.
- Режим строгой законности в государстве и обществе.
Правовое государство –это государство демократическое, действующее в рамках права, связанное им, признающее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы.
Тема 2. Основы теории права
ПРАВО – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.
Как сложному социальному феномену, праву присущи общие и особенные признаки.
Общие:
- Право состоит из нормативных установок.
- Право выражает идеи справедливости и свободы.
- Право имеет свой предмет отражения.
- Право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли и чувства.
- Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.
Особенные:
- Право – возведенная в закон воля.
- Формальная определенность права.
- Системность права.
- Динамизм права.
- Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.
- Исполнение права обеспечивается государством.
Норма нрава- общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.
Нормы права содержатся в Конституции РФ, законах, указах Президента, постановлениях Правительства, других актах, которые называются нормативно-правовыми актами.
Юридическое содержание нормы права- это закрепленное в ней формально определенное поведение сторон, гарантированное государством.
Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий нормы права.
К нормативным правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, решения местных органов власти).
Система нормативно-правовых актов в РФ представляет собой:
- акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации;
- акты исполнительных органов государственной власти;
- акты органов местного самоуправления.
Система законодательства государства включает в себя законыи подзаконные акты.
Закон –это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Черты подзаконных актов:
- издаются в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти;
- не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять, конкретизировать.
Система подзаконных актов: