Тема 4. Правовые основы защиты информации и государственной тайны

Нормативные акты Российской Федерации, регулирующие информационные отношения. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

Основные положения и понятия

Тема 1. Основы теории государства

Основные теории происхождения государства и права:

1. Классовая (марксистская, материалистическая) (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Разделение труда, дифференциация населения по уровню доходов, родились классы имущих и неимущих, появилась эксплуатация. Для того чтобы держать в повиновении неимущих, возникает необходимость в организации особого рода, которую и назвали государством.

2. (Ф. Аквинский, официальная доктрина Ватикана):

- Государство – результат божественной воли;

- Проповедь смирения, послушания, покорности граждан воле государства как продолжения воли бога.

3. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский):

- государство – результат появления и разрастания семьи;

- из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство;

- власть монарха государства – это естественное продолжение власти отца в семье.

4. Естественно правовая теория (договорная или концепция естественного происхождения государства) (Цицерон, Г. Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Радищев):

- рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Зародилась в древности (5-4 вв. до н.э. – софисты в Древней Греции).

- Государство – результат соглашения между людьми о правилах совместного общежития.

5. Психологическая (З. Фрейд, Л. Петражицкий, Фрезер):

- Государство и право – результаты свойств психобиологических влечений и инстинктов индивида;

- Государство – результат потребности людей подчиняться силе.

6. Насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский):

- главная причина возникновения Г и П лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими;

- насилие необходимо для удержания в повиновении покоренных народов, людей, что в свою очередь порождает необходимость создания специального аппарата принуждения – государства;

С позиции современных подходов в ТГП принято выделять пять основных признаков, характеризующих государственно-правовую организацию общества: 1. Территория; 2. Население; 3. Организация публичной политической власти; 4. Суверенитет; 5. Государственная казна.

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация публичной власти общества, имеющая источники доходов, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.

Функции государства –это основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе.

Внутренние функции государства охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства:

- политическая;экономическая; социальная; экологическая; налогооблажениеи финансовый контроль; правоохранительная.

Внешние функции государстваохватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе: внешнеполитическая; внешнеэкономическая; обороны; борьба с преступлениями международного характера.

Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы: а) государственные органы; б) публичные службы и корпорации; в) процедуры принятия государственных решений; г) ресурсное обеспечение.

Орган государства есть структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций.

Форма государства – совокупность существенных способов, приемов организации, устройства и реализации государственной власти.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношенияснаселением.

В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. monarchia — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государствен­ная власть полностью или частично сосредоточена в руках еди­ноличного главы, государства — монарха (царя, короля, импера­тора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся по­жизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на: абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

Республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные.При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

Империя (от лат. imperium — власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).

Федерация (франц. federation, от позднелат. foederatio — объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

Политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Полити­ческие режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Основные признаки правового государства:

- Демократизм, реальное осуществление народовластия.

- Режим демократического конституционного правления.

- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

- Верховенство закона.

- Наличие развитого гражданского общества.

- Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

- Взаимная ответственность государства и личности.

- Режим строгой законности в государстве и обществе.

Правовое государство –это государство демократическое, действующее в рамках права, связанное им, признающее в качестве основной ценности достоинство личности, ее права и свободы.

Тема 2. Основы теории права

ПРАВО – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Как сложному социальному феномену, праву присущи общие и особенные признаки.

Общие:

- Право состоит из нормативных установок.

- Право выражает идеи справедливости и свободы.

- Право имеет свой предмет отражения.

- Право регулирует поведение человека, воздействуя на его мысли и чувства.

- Праву присуща специфическая форма выражения – законодательство.

Особенные:

- Право – возведенная в закон воля.

- Формальная определенность права.

- Системность права.

- Динамизм права.

- Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.

- Исполнение права обеспечивается государством.

Норма нрава- общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Нормы права содержатся в Конституции РФ, законах, указах Президента, постановлениях Правительства, других актах, которые называются нормативно-правовыми актами.

Юридическое содержание нормы права- это закрепленное в ней формально определенное поведение сторон, гарантированное государством.

Нормативный правовой акт – акт правотворчества, содержащий нормы права.

К нормативным правовым актам относятся Конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, решения местных органов власти).

Система нормативно-правовых актов в РФ представляет собой:

- акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации;

- акты исполнительных органов государственной власти;

- акты органов местного самоуправления.

Система законодательства государства включает в себя законыи подзаконные акты.

Закон –это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном, особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Черты подзаконных актов:

- издаются в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти;

- не должны противоречить закону, но могут его развивать, дополнять, конкретизировать.

Система подзаконных актов:

Наши рекомендации