Цели и задачи курса «Информационная безопасность как проблема международных отношений и внутренней политики в ХХI веке».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

Учебно-методический комплект по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

В ХХI ВЕКЕ»

Специальность 030701.65 «Международные отношения»

Направление 030701.65 «Международные отношения»

Санкт-Петербург

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

от протокол №

Одобрено на заседании учебно-методического совета СЗИ РАНХИГС при Президенте РФ

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом СЗИ РАНХИГС при Президенте РФ

Учебно-методический комплекс подготовил :

Кандидат философских наук, доцент Анискин А.А.

Программа учебной дисциплины ««ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ В ХХI ВЕКЕ» и её учебно-методическое обеспечение являются составной частью специализации «МЕЖДУНАРДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» и составлены в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 030701.65 «Международные отношения»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цели и задачи курса………………………………………………….. 4

2.Виды занятий и методика обучения…………………………………. 6

3.Формы контроля……………………………………………………….. 7

4.Учебно-тематический план…………………………………………… 9

5.Программа дисциплины………………………………………………. 11

6.Список рекомендованной литературы………………………………. 16

7.Планы семинарских занятий …………………………………………. 17

8.Словарь терминов ……………………………………………………… 24

9.Вопросы к зачёту………………………………………………………… 32

10.Тестовые задания………………………………………………………. 33

11.Методические рекомендации по изучению дисциплины…………. 39

Цели и задачи курса «Информационная безопасность как проблема международных отношений и внутренней политики в ХХI веке».

Курс «Информационная безопасность как проблема международных отношений и внутренней политики в ХХI веке»предполагает знакомства студентов с существующими научно-теоретическими, экспертно-эмпирическими и практическими подходами к обеспечению информационной безопасности государства, общества и личности как комплексной проблеме, возникшей в политической практике конца 20 — начала 21 века. В логике профессиональной подготовки специалистов по международным отношениям курс позволяет студентам глубже осмыслить специфику и основные проблемы обеспечения национальной безопасности стран и народов в реалиях современной мировой политике в связи с всеобщей информатизацией, революцией в военном деле и формированием информационного общества как определяющих тенденций современного мира. Существенным моментом освоения курса является осмысление инновационного характера проблематики международной информационной безопасности как предмета практической дипломатии и объекта теоретических исследований .

Основной целью курса является формирование у студентов научных представления о месте международной информационной безопасности в современной мировой политике и международных отношениях. Реализация курса позволит студентам, специализирующимся в области мировой политики и международных отношений, сформировать профессиональное видение проблематики информационной безопасности в единстве внешнеполитических и внутриполитических составляющих.

В ходе изучения курса «Информационная безопасность как проблема международных отношений и внутренней политики в ХХI веке»студенты получат системные знания о

- факторах зарождения и развития проблемы международной безопасности, как составной части общеполитического процесса, изменении структуры национальной и международной безопасности в соответствии с основными этапами социально-экономического развития современного общества ;

- существующих подходах к исследованию и практическому использованию информации как природного и социального феномена,

- актуализированных возможностях создания и применения информационных средств воздействия,

- основных концепциях информационного общества в единстве их прогностических и пропагандистско-манипулятивных составляющих,

- проблемах формирования режима международной информационной безопасности в период становления постиндустриального общества в связи с появлением в арсеналах армий различных государств информационных средств воздействия,

- усилиях российской и мировой дипломатии по обеспечению системы международной информационной безопасности, отвечающей реалиям глобализации, факторах, оказывающих положительное и отрицательное влияние на этот процесс, основных событиях , характеризующих дипломатические усилия РФ по мобилизации усилий международной дипломатии и мирового общественного мнения на обеспечение международной информационной безопасности.

Результатом освоения курса является приобретение студентами знаний, умений и

навыков (компетенций), достаточных для проведения самостоятельного эмпирического и прикладного анализа политической реальности с позиций обеспечения информационной безопасности различных акторов политического процесса, выявления существующих угроз и рисков информационного характера, выбора средств минимизации последствий информационного воздействия манипулятивного и деструктивно- разрушительного характера.

Необходимость формирования такого рода компетенций обусловлена ориентацией на подготовку специалистов, способных профессионально защищать интересы российского государства как на тех или иных должностях государственной службы в органах законодательной и исполнительной власти, так при обеспечении международных коммуникаций негосударственных , коммерческих и некоммерческих организаций, бизнес-структур, образовательных учреждений, других акторов , интегрированных в реалии современной мировой политики на различных уровнях, включая региональный и местный, а так же межличностные контакты.

Наши рекомендации