Самостоятельная работа №41
К теме Право в системе социальных норм
Цель: Закрепить умение выбирать главные мысли, составлять конспект.
Вид задания: Составление конспект «Юриспруденция как наука . Цели и задачи изучения права. »
Содержание задания:
1. Прочитайте приложение №6 «Как составлять конспект».
2.Используя текст, приведённый ниже, составьте конспект и запишите его в тетрадь для самостоятельных работ.
Юриспруденция - это комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
История юридических наук уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из первых преподавателей права был Гварнерий, который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия. Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию Юридическая Наука Значительную роль в этом процессе играли европейские университеты. Их влияние на развитие юридической науки заключалось в том, что они: а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов; б) возвысили роль ученого в формировании права; в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики;г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний; д) создали класс профессиональных юристов. Развитие отечественной юридической науки тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами, поэтому история развития юридической науки в России, по существу, неотделима от развития этих университетов. Первоначально российская юридическая наука основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской юридической науки. Он считал, что юридическая наука включает в себя 4 части: а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов; б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей; в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; г) о полиции или благоустройстве гражданском. Формирование теоретических основ отечественной юр. науки происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Тарановского и др. Развитию отраслевых юрнаук способствовали труды Н.М. Коркунова. Предметом юр. наук выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве. Вопрос о предмете юрнауки решался и отечественными правоведами. Так, по мнению советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет юр.науки включаются регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права, правоотношения и юридические факты. Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет юр. науки может быть рассмотрен в 2 плоскостях: а) с точки зрения процесса правового регулирования его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура; формирование и действие права, эффективность его норм: б) с точки зрения содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма права, техника юриспруденции.
Под методологией Юридической Науки следует понимать совокупность приемов, способов изучения ее предмета. На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов. Метод европейских юристов XII в. (за основу которого были взяты диалоги Платона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения, характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического римского права. Отечественный юрист Г.Ф. Шершеневич, разрабатывая методологию юридической науки (1912 г.), анализировал 4 метода: догматический, исторический, социологический и критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов юр. науки: а) метод материалистической диалектики; б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) специальные методы (статистический, кибернетический, социально-психологические приемы); г) частноправовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой).В обобщенном виде методологическую базу юр. науки составляют общенаучные и собственно юридические методы. Главными функциями юр. наук являются: а) теоретико-познавательная (с помощью, которой, осмысливается сущность права, познаются его объективные закономерности); б) практически-прикладная (дает возможность вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения); в) идеологическая, воспитательная функция (заключается в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту функцию, другие считают, что, поскольку Юридическая Наука весьма политизирована, без идеологической функции не обойтись. Юридическая Наука способствует формированию такого общественного сознания, в котором будут господствовать идеи законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина. Система юр.наук есть совокупность наук, изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом: а) общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);б) отраслевые науки (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.); в) межотраслевые науки (экологическое право, судоустройство и др.); г) науки международного права (международное публичное, международное частное, космическое право); д) наука сравнительного права; е) прикладные Юридическая Наука (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия). В России Юридическая Наука развивается в научных учреждениях (Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, НИИ МВД и др.) и учебных заведениях (юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов.
Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий: 1.Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
2.Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
3.Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
Список литературы:
1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,§ 8.1