Политология – наука, изучающая политику.

Функции (роли) политики:

· Выражение интересов всех групп и слоёв общества;

· Интеграция слоёв населения, поддержание стабильности и порядка в обществе;

· Обеспечение социального развитие общества и человека;

· Управление и руководство общественными процессами, обеспечение диалога граждан и государства;

· Социализация личности, превращение человека в социально-активное существо.

Политическая власть.

Что по вашему такое власть?

Далее перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни. Привести примеры. На основе этих примеров перейти к компонентам понятия власть: сила, власть, авторитет. Раздать каждому на парту.

Познавательные задания: 1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: «Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?» (авторитет)

2. Один из самых почитаемых в католицизме святых Франциск Ассизский, собравшись с последователями, повелел одному из «братьев говорить о Боге всё, что внушил ему Дух Святой». И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск «наложил на него молчание». (авторитет)

3. Конфликт в Южной Осетии. К нему на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия. В рамках операции по принуждению грузинской стороны к миру (сила).

4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. «Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы». (власть)

5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (сила)

6. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (закон).

Что общего в этих ситуациях?

Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Власть –это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть– это способность и возможность кем-либо, подчинять своей воле.

Задание: стр. 5-6- прочитать абзацы и в каждом выделить основную мысль.

Политическая власть— способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Работа в рабочей тетради – задание № 4.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти. Наилучшим средством ограничить власть, придать ей дополнительную прочность и долговечность стало право – сначала обычное, а потом и писанное. В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм). Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться .

Признаки политической власти:

· Легитимность

· Публичность

· многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх)

· верховенство над всеми иными силами общества.

Работа с документом стр. 6.

Роль политики в жизни общества.

Задание: прочитать стр. 7-8 и ответить на вопрос: какова роль политики в жизни общества?

Политическая власть и средства массовой информации.

!!!!Главное:

· СМИ – главный канал политики

· Отбор информации при передаче к пользователям, слушателям и т.д.

· Политические новости часто сопровождаются комментариями автора.

· СМИ – четвёртая власть

Работа в рабочей тетради – задание №7.

III. Закрепление изученного материала.

· Проверь себя

· В классе и дома

IV. Домашнее задание.

· Прочитать параграф 1

· Выучить определения и подготовиться к тесту.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Наши рекомендации