У истоков российской модернизации.

Класс

Тема 1. Введение. (1 час)

У истоков российской модернизации.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Введение.

Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов)

Россия и Европа в конце XVIIвека.

Выполнение задания №4 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на стр.13

Усиление османской угрозы Европе.

Россия в борьбе с Турцией и Крымским ханством. Россия и Священная лига.

Борьба Франции за господство в Европе.

Балтийский вопрос

П.1; начать заполнение таблицы «Современники»

Предпосылки Петровских реформ.

Работа с историческим документом на стр.18; выполнение заданий к документу

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

П.2; продолжить заполнение таблицы «Современники»

Начало правления Петра I.

Комбинированный урок.

Проверка знания изученных дат, понятий, терминов. Исторический диктант.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

§ 3.Эссе об одном дне работы Петра I на вервях в Голландии.

Великая Северная война 1700-1721 гг.

Комбинированный урок

Работа в группах: выполнение заданий на стр.33 из рубрики «Работаем с картой».

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.

§ 4

Реформы управления Петра I.

Урок самостоятельной работы.

Использоватьтексты исторических источников (отрывки из петровских указов. Табели о рангах и др.) для характеристики социальной политики власти.

Даватьоценку итогов социальной политики Петра I.

Работа с рубрикой «Запоминаем новые слова» на стр. 40 учебника; индивидуальные задания.Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.

Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

§ 5

Экономическая политика Петра I.

Комбинированный урок.

Объяснятьзначение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право.

Дискуссия на основе отрывка из исторического документа «Экономическая политика Петра I» на стр. 47 учебника.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

§ 6

Российское общество в Петровскую эпоху.

Урок применения ИКТ.

Выполнение задания №3 на стр. 53 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Дворянское сословие. Города и горожане. Положение крестьян. Первая перепись податного населения («ревизия») 1718-1724 гг.

§ 7

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

Урок-беседа.

Объяснятьсмысл понятий церковный раскол, старообрядцы.

. Систематизировать информацию в виде схемы

Составление развёрнутого плана по тексту параграфа на стр.55-56

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

§ 8

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

Комбинированный урок.

Составление таблицы «Народные движения в России XVII в.».

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. § 9

Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг.

Комбинированный урок.

Сопоставлятьэкономическое развитие страны, социальную политику при Петре I и его наследниках.

Рассказыватьо положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов истории края).

Вопросы и задания на стр.96 учебника.

Система управления страной. Фаворитизм. Канцелярия тайных розыскных дел. Укрепление позиций дворянства. Посессионные крестьяне.

§15

Народы России. религиозная и национальная политика Екатерины II.

Урок проектной деятельности.

Создание мини-проектов.

Стр.32-37

Внешняя политика Павла I.

Урок самостоятельной работы.

Работа в группах: составление вопросов для взаимопроверки.

Выбор внешнеполитического курса. Покровительство Мальтийскому ордену. Итальянский и Швейцарский поход Суворова.

§25

Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. (9 часов)

35. Общественная мысль, публицистика, литература.

Урок самостоятельной работы.

Подготовка сообщений на заданные темы.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы

Стр.71-77

Образование в России в XVIII веке.

Урок проектной деятельности.

Подготовка мини-проектов на заданные темы.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Образование в России в XVIII в. Московский университет – первый российский университет.

Стр.77-81

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки.

Стр.81-86

Живопись и скульптура.

Урок самостоятельной работы.

Подготовка сообщений на заданные темы. Особенности развития живописи в XVIIIвеке. А.П.Антропов, И.П. и Н.И.Аргуновы. деятельность Боровиковского и Лосенко.

Стр.91-97

Наш край в XVIII веке.

Региональный компонент. Урок-беседа.

Подготовка сообщений и мини-проектов о родном крае.

Наш край в XVIII веке: изменения в социальном и экономическом облике края. Знаменитые люди малой родины.

Подготовиться к итоговому тестированию.

Класс

Тема 1. Введение. (1 час)

У истоков российской модернизации.

Хронология и сущность нового этапа российской истории.

Введение.

Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. (13 часов)

Наши рекомендации