Список дополнительной литературы. 1. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного
1. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ (с изм. на 12 апреля 2006 г.) // Российская газета. 2004. 26 марта.
2. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного: Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
3. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 12 июня 2006 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.
4. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ (с изм. на 2 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 1.
5. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа: Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ // СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.
6. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (с изм. на 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ) // Парламентская газета. 2000. 25 июля.
7. О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации: Закон РФ от 17 июня 1992 г. № 3056-I //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 г. № 28. Ст. 1618.
8. Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 20 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. №13. Cт. 1475.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.
10. Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 г. по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан от 30 авг. 1990 г., Закона Республики Татарстан от 18 апр. 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Татарстан», Закона Республики Татарстан от 29 нояб. 1991 г. «О референдуме Республики Татарстан», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» // Российская газета. 1992. 16 марта.
11. Постановление Конституционного Суда от 14 июля 1997 года N 12-П по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. 21 июля. № 29. Ст. 3581.
12. Постановление Конституционного Суда от 27 января 1999 года N 2-П по делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1999. 8 февраля. № 6. Ст. 866.
13. Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей / отв. ред. Л.М. Дробижева. М., 2000.
14. Гошуляк В.В. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма. М., 1999.
15. Дзабсиба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика. Саратов, 1999.
16. Договорные принципы и формы федеративных отношений в России. М., 1999.
17. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы. М., 1999.
18. Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. Новое федеративное устройство России // Государство и право. 1992. №11.
19. Ким Ю.В.Федеративный режим. М.,2007.
20. Кислицын И.М. Вопросы теории и практики федеративного строительства Союза ССР. Пермь, 1969. Гл. 1.
21. Крылов Б. Российская модель федерализма в новой Конституции // Обозреватель. 1994. №12.
22. Мухаметшин Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношений нового типа // Государство и право. 1994. №3.
23. Осипов А.М., Дмитриев Ю.А. Суверенитет. М., 1994.
24. Ромашов, П. А. Административно-территориальная единица с особым статусом / П. А. Ромашов // Российский юридический журнал. – 2007. – № 3. – С. 49–51.
25. Ромашов, П. А. Основные конституционно-правовые элементы особого статуса административно-территориальной единицы / П.А. Ромашов. – Пермь, 2008. – 66 с.
26. Российский Федерализм экономико-правовые проблемы/ отв. ред. С.Д. Валентий. СПб.,2008.
27. Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив / под общ. ред. Р.Г. Абдулакипова. М., 1998.
28. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1994. № 8-9.
29. Умнова И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции // Государство и право. 1999. №11.
30. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия статуса субъектов // Государство и право. 1995. №3.
31. Юрьев С.С. Правовой статус национальных меньшинств (теоретико-правовые аспекты). М., 1998.
37. Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского
государства. М., 2000.
38. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004.
39. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004.
Тема 7. Президент
Вопросы к Семинару:
49. Президент в системе государственной власти.
50. Порядок занятия должности Президента и порядок прекращения полномочий Президента. Неприкосновенность Президента.
51. Полномочия Президента: понятие и виды.
52. Структура президентской власти. Совет безопасности. Правовые акты Президента.
Цель семинарского занятия:
Целью занятия является изучение института Президента и определение места Президента РФ в системе государственной власти, а также его конституционно-правового статуса по Конституции РФ. Анализ конституционных норм, посвященных Президенту РФ, призван выявить основные элементы конституционного статуса Президента и соотнести его роль, как главы государства и гаранта Конституции РФ, с другими органами государственной власти.
Методические рекомендации
При самостоятельной работе по данной теме, студент должен, во-первых, усвоить место и роль Президента в системе разделения властей на основе нормативного содержания ст. ст. 10, 11, 80 Конституции РФ, научных комментариях к Конституции РФ и имеющейся конституционной практике, а также как положение Президента РФ оформляется в государственно-властных полномочиях. С этой целью изучаются глава 4 Конституции РФ, научно-практические комментарии к статьям 11, 84-93 Конституции РФ, и научная литература. Необходимо классифицировать полномочия Президента по группам с целью наглядного подтверждения особой роли Президента во взаимоотношениях со всеми органами государственной власти. Также необходимо подробно изучить порядок вступления в должность Президента для дифференциации Президента РФ и вновь избранного Президента РФ до его вступления в должность, определив их статусы и формы взаимодействия на основе конституционной практики. Уделить внимание основаниям прекращения полномочий Президента, в том числе при которых полномочия прекращаются досрочно. Провести классификацию таких оснований, в том числе посредством выделения ординарных и «экстраординарных» оснований прекращения полномочий. Изучить процедуры прекращения полномочий Президента РФ во всех возможных случаях, в частности используя сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции по обозначенной теме. Охарактеризовать неприкосновенность Президента РФ, виды. Во-вторых, студент изучает структуры президентской власти, способствующие исполнению полномочий Президента. С этой целью необходимо ознакомиться с подзаконными правовыми актами и практикой их применения.
Дополнительно следует использовать данные Официального сайта Президента РФ http://state.kremlin.ru