Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Рабочая тетрадь
Челябинск
Издательский центр ЮУрГУ
ББК Т3(2).я7
К891
Одобрено
учебно-методической комиссией филиала в г. Озёрске
Рецензент
кандидат философских наук Подзолкова Н.А.
К891 Отечественная история: рабочая тетрадь / составители Н.В. Кузнецова, С.В. Кузнецов. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 64 с.
Основной целью данного издания является формирование у студентов исторической компетенции – знаний об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дне, усвоение ими уроков отечественного опыта исторического развития.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов, изучающих дисциплину «Отечественная история» в процессе обучения по направлениям «Экономика», «Информатика и вычислительная техника», «Лингвистика», «Электроэнергетика и электротехника», «Строительство» и содержит задания для самостоятельной работы студентов по основным разделам курса.
ББК Т3(2).я7
© Издательский центр ЮУрГУ, 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые студенты.
Вы приступаете к изучению дисциплины «История». По учебному плану в качестве контрольных мероприятий вам предстоит выполнить контрольную работу и сдать итоговую аттестацию в виде экзамена.
В настоящее время в отечественном образовании, которое стремится приблизиться к общемировым стандартам, наблюдается тенденция на увеличение роли и места самостоятельной работы студентов при овладении знаниями. Образовательный процесс строится по схеме «студент» – «книга» – «преподаватель». И данное пособие призвано создать необходимые базовые условия для успешной самостоятельной работы студента-заочника неисторических специальностей по изучению курса.
Пособие включает в себя: контрольные задания, цель которых развить навыки самостоятельной работы с литературой и источниками.
Прежде чем приступить к выполнению заданий? вам необходимо проработать соответствующие разделы курса. При этом вы можете воспользоваться учебниками, предлагаемыми в данном пособии или подобрать литературу самостоятельно.
Студентам предложен список основной учебной литературы, а также библиография по каждой из тем, выделенных в рабочей тетради. В предлагаемых научных исследованиях и учебных пособиях содержатся ответы на поставленные в методических рекомендациях вопросы. Они помогут составить наиболее полное представление о развитии российской цивилизации, глубоко осмыслить ключевые проблемы российской истории.
Для максимальной эффективности данного процесса придерживайтесь следующих рекомендаций.
1. Прочитайте соответствующий теме раздел учебника.
2. Внимательно прочитайте задание. Найдите ответ в учебном пособии или в специальной литературе. Запишите ответ в тетрадь.
3. При работе с понятиями и датами старайтесь запомнить их.
4. При выполнении тестовых заданий, не просто отметьте правильный вариант ответа, но и усвойте информацию, с ним связанную (определения, характеристика, имена, история развития) даже в том случае, если этого не требует задание. Не оставляйте без внимания и ответы, не отмеченные вами. Усвоение всех предложенных понятий необходимо для высокого уровня знания предмета успешной аттестации.
5. Ваш успех зависит от вашей целеустремлённости и правильной организации познавательной деятельности.
Желаем успехов!
Тема 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО
1. Рассмотрите карту, на которой изображён путь из варяг в греки (рис. 1). Опишите маршрут словами. Какую роль сыграл этот торговый маршрут в истории российской цивилизации?
______________________________________________________________________________
2. Найдите на карте (рис. 1) и выделите цветом все указанные географические названия и племена из приведенного ниже фрагмента «Повести временных лет».
«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами… А другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город – Смоленск; именно там сидят кривичи. … А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, – мурома … и черемисы, … и мордва»
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рис. 1. Путь из варяг в греки
3. Прочитайте выдержки из «Повести временных лет» и напишите, о каком историческом событии повествует эта легенда?
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля»
______________________________________________________________________
Как современная историческая наука объясняет причины образования государства у восточных славян? Назовите эти причины.
____________________________________________________________________________________
4. Приведённый выше легендарный рассказ послужил основанием для появления норманнской теории. Впервые она была сформулирована находящимися на русской службе немецкими учёными Миллером и Байером. Противником её выступал М.В. Ломоносов.
В чём заключается норманнская теория?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Приведите аргументы учёных «За» и «Против» норманнской теории.
ЗА | ПРОТИВ | ||
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | |||
________________________________
5. Рассмотрите картину И.Я. Билибина (рис. 2), сюжет для которой художник нашёл в древнерусском судопроизводстве, и напишите, о какой судебной процедуре идёт речь, и в каком случае она применялась.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рис. 2. И.Я. Билибин «Суд во времена «Русской правды»
6. «Русская правда» выступает в качестве исторического источника для характеристики социальной структуры древнерусского общества. Заполняя таблицу, назовите основные группы населения Киевской Руси, встречающиеся в документе, и объясните значение названных понятий.
Люди | |
Челядь | |
свободный крестьянин-общинник | |
Закуп | |
Холоп | |
лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору | |
человек, потерявший связь с общиной | |
Сокольничий | |
Огнищанин | |
Княжеский или боярский управляющий |
Выпишите из «Русской правды» группы, не вошедшие в таблицу (не менее пяти)
____________________________________________________________________
7. Прочитайте характеристики древнерусских князей. Напишите имя князя, о котором идёт речь.
· Этот князь «не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия». (Н.М. Карамзин) _______________________________________
· «Сей Князь, возмужав, думал единственно о подвигах великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле. Там суровою жизнию он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем. Каков был Военачальник, таковы и воины». («Повесть временных лет») __________________________________________________________________
· «Сей Князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Сей Князь, похитив Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину свою; выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей…; расширил пределы Государства на Западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе Восточных Императоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новые города; любил советоваться с мудрыми Боярами о полезных уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и художников; наконец, был нежным отцом народа бедного». (Н.М. Карамзин)
__________________________________________________________________
8. Используя источники и сочинения историков, дайте характеристику русским князьям IX – XI вв., не упомянутых в предыдущем задании. Укажите источник информации.
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Соотнесите исторические события и имена князей, при которых они происходили.
1. | Ольга | А. | Призвание варягов на Русь |
2. | Рюрик | Б. | Строительство Десятинной церкви в Киеве |
3. | Игорь | В. | Назначение первого русского митрополита Иллариона |
4. | Святослав | Г. | Установление «погостов» и «уроков» |
5. | Ярослав | Д. | Объединение Новгорода и Киева |
6. | Владимир | Е. | Разгром Хазарского каганата |
7. | Олег | Ж. | Убийство Бориса и Глеба |
8. | Святополк | З. | Восстание древлян |
Ответы запишите в таблицу.
Какие ещё события связаны с каждым из правителей? Запишите в таблицу, указывая даты, где это возможно.
Ольга | |
Игорь | |
Святослав | |
Ярослав | |
Владимир | |
Олег | |
Святополк |
10. Прочитайте фрагмент из «Повести временных лет». О каком событии в нём рассказывается? В чём заключалось историческое значение этого события? (Запишите цивилизационные, экономические, политические, культурные последствия)
«Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы».
______________________________________________________________________________________________
11. Выполните задания теста.
1. Согласно летописному рассказу в 862 г. варяги были приглашены на княжение в ...
А. | Киев | Б. | Псков | В. | Новгород | Г. | Смоленск |
2. «Повозом» в древности называли…
А. | вечевые сходы | В. | привоз пленных в Киев |
Б. | сбор князем дани с подвластных ему земель | Г. | телегу |
3. Софийский Собор в Киеве был построен при…
А. | Ярославе Мудром | Б. | княгине Ольге | В. | Владимире Святославиче | Г. | Святославе |
4. «Слово о законе и благодати» Иллариона – это ...
А. | произведение древнерусской литературы | В. | первая древнерусская летопись |
Б. | договор Руси с Византией | Г. | древнейший свод законов Руси |
5. В Древней Руси налог в пользу церкви назывался…
А. | оброк | Б. | урок | В. | десятина | Г. | пожилое |
6. Родовые владения бояр на Руси назывались…
А. | посады | Б. | станы | В. | вотчины | Г. | поместья |
7. В первой половине X века киевляне платили дань…
А. | варягам | Б. | хазарам | В. | грекам | Г. | половцам |
8. Взимание дани с подвластного населения у восточных славян в IX – X вв. принимало форму…
А. | оброка | Б. | полюдья | В. | подушной подати | Г. | испольщины |
9. Согласно «Повести временных лет» раньше других в Киеве правил…
А. | Олег | Б. | Игорь | В. | Аскольд | Г. | Рюрик |
10. В течение первых десятилетий (до 1037 г.) русская православная церковь подчинялась…
А. | Киевскому князю | В. | Киевскому митрополиту |
Б. | Киевскому патриарху | Г. | Константинопольскому патриарху |