Элементы административного правоотношения

Правоотношения в административном праве

Понятие и особенности

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно распорядительной деятельности органов государственного управления.

Административное право есть управленческое право, регулирующее организацию и деятельность аппарата управления, права и обязанности граждан, а также должностных лиц в процессе осуществления ими от имени государства властных полномочий.

Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих, во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, во-вторых, внутриаппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, формы и методы внутриаппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления.

Административно-правовые нормы проникает в другие отрасли российского права и регулируют организационно-управленческую деятельность.

Специфику административно-правовых отношений определяют способы правового воздействия, используемые в административном праве: обязывание, запрет, дозволение.

Главной особенностью административно-правовых отношений является властный характер деятельности органов государственного управления, носят характер подчиненности.

Административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, предполагается отношение субординации, что отличает эти отношения от гражданско-правовых. Отсюда важно установить положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений; права и обязанности субъектов, а также способы защиты прав и обеспечения обязанностей.

Основные особенности административно-правовых отношений:

~они складываются в сфере государственного управления;

~возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

~одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

~построенны на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

~одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

~разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

~разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

~мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Элементы административного правоотношения

Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

›государственные органы и их структурные подразделения;

›государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации;

›общественные объединения;

›граждане России;

›иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты административно-правовых отношений – по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида объектов:

◊Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

◊Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Их можно разделить на виды:

В зависимости от воли субъекта:

a) События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

b) Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:

Правомерные – влекущие за собой возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных и не запрещенных административно-правовыми нормами. Они подразделяются на:

= юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

= юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

Неправомерные – нарушающие правила поведения, установленные административным правом. Ими являются:

= правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

= преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

c) по порождаемым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие;

d) по форме своего проявления:

·

o положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

o отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

Содержанием административно-правовых отношений является совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

Наши рекомендации