Действие нормативного акта во времени, пространстве и по кругу лиц
Нормативноправовой акт действует в трех сферах:
I. Во времени: с момента вступления нормативного акта в юридическую силу до момента ее утраты. Момент вступления определяется следующим образом:
а) указывается в сопутствующем документе;
б) датой опубликования;
в) поэтапно;
г) с момента принятия;
д) с момента подписания;
е) с момента регистрации;
ж) с момента получения акта адресатом;
з) по истечении десяти дней после опубликования; и) с появлением условий, на которые он был рассчитан.
Нормативноправовой акт прекращает действовать: а) по истечении сроков; б) в случае официальной отмены его действия; в) с изменением обстоятельств, на которые он был рассчитан; г) вследствие издания нового акта той же или высшей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту.
Обратная сила нормативноправового акта – может ли распространяться действие нормативноправового акта на прошедьиее время, – закон не имеет обратной силы, но есть два исключения: – если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления этого закона в силу. – если имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки.
II. В пространстве: Действие нормативноправового акта может распространяться как на всю территорию государства (нормативноправовой акт общего действия), так и на территорию отдельных субъектов Федерации (край, область, город и т. д.). В понятие «территория государства» включаются: суша с недрами и континентальный шельф;. воды; воздушное пространство; территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом (только суша); кабели и трубопроводы и различные сооружения; морские, речные, воздушные и космические корабли и суда под флагом или знаком страны.
III. По кругу лиц: 1.нормативноправовой акт общего характера, т. е. распространяется на всех граждан Российской Федерации; 2нормативноправовой акт специального характера – распространяется на определенные категории граждан.
55. Правотворчество: понятие, основные принципы. Стадии законодательного процесса
Правотворчество – составная часть правообразования и правоформирования. Это властная, организующая деятельность народа, государственных органов и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативноправового акта.
Принципы правотворчества:
– демократизм,
—научный характер и связь с юридической практикой,
—законность.
Состав правотворчества:
1)субъекты правотворчества (народ, органы власти и управления, негосударственные органы – правление коммерческого банка и т. д., должностные лица (сотрудники государственных и негосударственных органов, обладающие властными исполнительными и распорядительными функциями));
2)стадии правотворчества:
а) изменение общественных отношений (появление новых, изменение и отмирание общественных отношений – отсюда следует необходимость их регулировки);
б) анализ социальной нормы;
в) осознание необходимости правового регулирования общественных отношений;
г) разработка и принятие социальной нормы – непосредственный акт правотворчества;
3) акты правотворчества (носят государственно-властный характер, принимаются строго определенными субъектами, уполномоченными государством, с соблюдением определенной процедуры и требований к их содержанию, имеют временные, пространственные, субъектные пределы действия). Виды правотворчества:
1)принятие нормативных актов органами государства;
2)референдум;
заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т. д.).
Законодательный процесс – рассмотрение, принятие и обнародование законов. Выделяют несколько стадий (схема 9):
1. Внесение законопроекта – законодательная инициатива.
Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Определенные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства России; это – законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе.
Оно проходит, как правило, в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад об обсуждаемом законопроекте, проводятся прения, высказываются предложения и замечания. В рассмотрении законопроекта, как правило, участвуют комитеты палаты, они могут работать над ним между чтениями.
3.Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
4.Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ). Однако если в течение четырнадцати дней федеральный закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.
В этом случае может возникнуть дополнительный этап – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением принятого Государственной(думой закона. При отклонении его Советом Федерации обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума может принять предложения согласительной комиссии. Но она вправе и не принять предложения согласительной комиссии и выразить несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона; тогда закон ставится на голосование в Государственной Думе в ранее принятой редакции. В таком случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Этот способ преодоления решения Совета Федерации об отклонении закона, принятого Думой, позволяет ей реализовать свою позицию, свое мнение. 6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту России для подписания и обнародования. В течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако президентское вето отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания РФ квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания РФ в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение 7 дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов. Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.