И 4 вопрос(можно и в 3 рассказывать и в 4)
Основные функции этикета на государственной службе
Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения.
На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.
Основные принципы этикета государственного служащего
Основу этикета государственного служащего составляют общие принципы современного этикета, соблюдаемые сегодня во всём мире: это принципы гуманизма, целесообразности действий, эстетической привлекательности поведения и уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых государственным служащим приходится вступать в деловые контакты.
Принцип гуманизма закрепляет нравственную основу делового этикета. Он конкретизируется в требованиях, обращённых к культуре взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность. Кредо принципа гуманизма: добрые отношения являются залогом плодотворного сотрудничества, выступая одним из наиболее действенных мотиваторов трудовой деятельности, неотемлемой частью организационной культуры.
Одно из требований служебного этикета - скромность. В. Даль определяет скромного человека, прежде всего как умеренного в своих требованиях, невзыскательного для себя, не ставящего свою личность наперёд, приличного, тихого в обращении, противопоставляя этим качествам самоуверенность, самонадеянность, самолюбивость, заносчивость, наглость, нахальство. К сожалению, это понятие в общественном сознании в последнее время в значительной мере девальвировалось, утратив свой первоначальный смысл, и стало нередко ассоциироваться с неуверенностью, робостью, застенчивостью и посредственностью, с которыми, как полагают, не проживёшь.
Третий принцип, на котором основываются требования современного делового этикета - принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика работника учреждения. Неопрятно одетый, размахивающий руками и постоянно гримасничающий или угрюмо насупленный, в азарте спора загоняющий вас в угол или небрежно, не глядя на вас, протягивающий для приветствия высокомерно протянутую ладонью вниз руку, громко разговаривающий и шумно борющийся со своим насморком человек вряд ли вызовет симпатию и доставит удовольствие от общения с ним. Некрасивое, лишённое изящества и привлекательности поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих и воспринимается как проявление неуважения к ним.
5вопрос
Для того, чтобы охарактеризовать (раскрыть) данную тему, необходимо, прежде всего, дать определения ключевых терминов, составляющих тему реферата: «аспект» и «управление».
АСПЕКТ (от лат. aspectus — вид) — точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, сторона предмета, изучаемого определённой наукой: философский аспект, экономический аспект и др.1
УПРАВЛЕНИЕ — функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию ее программы, цели. Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определенной качественной специфики. Оно обусловлено системной природой общества, общественным характером труда, необходимостью общения людей в их жизнедеятельности, в процессе обмена продуктами материальной и духовной деятельности.
Управление как система предполагает наличие подсистем: организации отношений ее элементов, режима ее функционирования в виде совокупности определенных механизмов, действующих под определенным контролем сообразно определенным нормам, развития по известной программе в направлении к какой-то цели.
Основные этапы процесса управления:
• сбор и обработка информации;
• ее анализ, диагноз и прогноз;
• систематизация (синтез);
• установление на этой основе цели (целеполагание);
• выработка решения, направленного на достижение цели;
• последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;
• организация деятельности для выполнения решения;
• контроль за этой деятельностью (включая вопросы подбора и расстановки кадров);
• сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непрерывного в идеале процесса.
6. Национальные особенности этики
Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.
На Западе деловой этикет основывается на следующих основных правилах: будьте пунктуальны; одевайтесь консервативно; когда вас представляют, подходите на приемлемое расстояние; смотрите клиенту в глаза; рукопожатие должно быть твердым и длиться около трех секунд; улыбайтесь.
Но в различных странах эти правила трактуются по-разному. В некоторых из них, например, в Германии, Нидерландах, Японии, в деловых отношениях требуется абсолютная пунктуальность.
В других - в большинстве стран Среднего Востока и Латинской Америки - пунктуальность традиционно не является приоритетом. Назначенное время встречи там не обязательно соблюдается. Ваше тридцатиминутное опоздание в США будет оскорбительно для партнеров, а в Саудовской Аравии к этому отнесутся более спокойно. В Греции, напротив, приходить к обеду в точно назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть.
То, как вы одеты, важно всегда и везде, но существуют местные тонкости в стиле делового костюма. К счастью, намудрить со стандартным деловым костюмом сложно. Классический темно-синий или серый костюм говорит о вашем профессионализме. Конечно, для стран с жарким климатом такая форма одежды не подходит. В таких странах, как Малайзия, Никарагуа, Израиль деловые люди не носят пиджаков и не застегивают верхнюю пуговицу на рубашках. В то же время не следует надевать национальные костюмы страны, куда вы приехали, например тогу или сари. Может оказаться, что вы выбрали одеяние, имеющее специфическое религиозное значение.
Женщины должны быть более внимательны ко всем аспектам делового костюма. Если вы в Японии или Омане, вырез на блузке должен быть неглубоким. Несоответствующая деловой обстановке одежда будет привлекать ненужное внимание, особенно в странах, где подобный вид осуждается религией, или там, где западная ментальность воспринимается с трудом.
Современный городской житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, первым приходить на назначенную встречу. В семейной жизни современная мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на встречу.
Немало различий в использовании жестов, прикосновений, зрительных контактов, пространственном расположении собеседников в различных странах. Известно множество историй о попавших в затруднительное положение иностранцах, использовавших привычные для них жесты, которые, как оказалось, в других странах имеют совсем другое значение. Рассказывают, например, как американский президент Ричард Никсон однажды невольно оскорбил бразильцев. Выступая перед большой аудиторией в этой латиноамериканской стране, высокий гость из США сложил в кольцо большой и указательный пальцы, то есть использовал жест, означающий "о'кей" в Америке, но непристойный в Бразилии.
Как же застраховать себя от возможных недоразумений, научиться адекватно себя вести в иной среде? Для этого необходимо освоить сложную систему бессловесных сигналов, принятую в той или иной культуре.
Психологи давно обратили внимание, что представители разных народов придают неодинаковое значение личному пространству, дистанции общения, ритуалам взаимных соприкосновений, в частности, даже зрительным контактам. Один наблюдатель подсчитал, что пара, сидящая за столиком ресторана в Париже, за один час совершает в среднем 110 взаимных прикосновений, в Лондоне - ни одного, а в Джексонвилле (США) - около восьми.