Юридическая ответственность и другие меры государственно-правового принуждения
Меры государственно-правового принуждения",-т. е. принуждения, предусмотренного правом, не сводятся к юридической ответственности, основанием которой является правонарушение. Есть меры, не связанные с правонарушениями или непосредственно из них не вытекающие.
К их числу относятся меры защиты нарушенных прав. Например, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, принудительное взыскание долга и др. Меры процессуального принуждения, направленны? на обеспечение нормального производства по юридическим делам (процессам) — уголовным, административным, гражданским:
доставление правонарушителя, административное или уго-ловно-процессуальное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, принудительные обыски, освидетельствование, выемки документов, изъятие вещей и т. д., меры уголовного процессуального пресечения.
Принудительно-профилактические меры, например ограничение свободы передвижения в случае карантина и в других аналогичных ситуациях.
Принудительные меры медицинского характера к лицам, совершившим преступления в состоянии невменяемости (помещение в психиатрическую больницу).
Ст.242 ГК РФ предусматривает возможность изъятия имущества у собственника по решению государственных органов в интересах общества в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных обстоятельствах с выплатой стоимости имущества (реквизиция).
11 Теория государства и права
Глава 21. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВО И ПРАВОСОЗНАНИЕ
Система социального регулирования
Общество — это сложный организм, целая система самых разнообразных отношений, нуждающихся в упорядочении, регулировании. Для целей регулирования в обществе складывается система нормативных регуляторов: обычаи, нормы морали, корпоративные нормы, религиозные и нормы права.
Социальные нормы отличаются друг от друга, во-первых, по своему генезису (происхождению), способам формирования (создания) и, во-вторых, по способам обеспечения. Право отличается от других регуляторов по своей связи с государством: формируется, создается государством и им же обеспечивается соблюдение права.
В системе социального регулирования праву отводится главное место в силу тех качеств, которыми оно обладает.
Следует отметить, что в некоторых источниках приводится более широкий перечень социальных норм: называются, например, такие нормы, как организационные, политические, экономические. Но по такому признаку этот перечень можно было бы продолжить, назвать, например, санитарные, ветеринарные нормы и т. п. Эти названия отражают фактическое содержание других норм. Например, правовые нормы по своему содержанию могут быть и политическими (Конституция, законы о партиях), и экономическими (законы, связанные с приватизацией, налогообложением и т. д.), и организационными.
Мораль и право
Термины «мораль» и «нравственность» однозначны. Первое название латинского происхождения (ток тогаНз — нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греческого — е1:Ыса, е1Ьо5 — обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.
В историческом развитии понятие морали менялось, не оставались неизменными и представления о моральных нормах и оценках. Очевидно, что точек зрения на мораль не меньше, чем разных понимании права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.
Первое течение — так называемая фелицитология (от латинского ГеИс1а — счастье). Мораль понимается как техника, искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Близки к фелицитологии течения эвдемонизма (от греческого еш1атота — счастье, довольство), гедонизма (Ьеаопе — наслаждение) — учения о том, как получить наслаждение, избежать страдания.
К первому течению этической мысли относится эпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. В удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. «Всё в меру», — проповедовали и древнегреческие мудрецы. Мудрец Кнобул говорил: «Кто держится во всем середины, тот обретет счастье и покой». Этих взглядов придерживались многие древние мыслители.
Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. В эпоху утверждения буржуазных отношений гедонизм вновь возрождается. Благо частного лица — собственника, предпринимателя, его материальное благополучие становится основной нравственной добродетелью. Эти взгляды мы наблюдаем в работах
1Г 323
Д. Локка, Т. Гоббса, Спинозы. Заметим, что эти представители естественно-правовых взглядов в качестве одного из естественных прав рассматривали стремление к счастью. Счастье, эгоизм, воля к самосохранению — основные принципы этики Т. Гоббса.
Вторая концепция в понимании морали — перфекци-онизм (от латинского регГесШа — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит не в том, как устроить свою жизнь удобно, счастливо, спокойно, а как жить достойно, в соответствии с природой человека, т, е. в соответствии с идеалами личности, как совершенствовать личные качества, достоинства. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал святого (Иисуса Христа, Мухаммеда и др.), идеал праведного рыцаря, джентльмена, несгибаемого революционера, неподкупного судьи, принципиального прокурора, мужественного, с честью и достоинством офицера и др. Основные добродетели — понятие моральной заслуги, признание и положительная оценка усилий, приближающих индивида к идеалу, образцу.
Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, правил, определяющих не то, как поступать, чтобы достигнуть счастья или личного совершенства, а то, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы учитывать благо и др. Основа этой концепции касается формирования общественных отношений, жизни человека в обществе.
Две первые концепции являются индивидуалистическими (особенно фелицитология), требуют изменения человеческой личности, третья требует изменения отношений, общественных реформ. Очевидно, что эти концепции (в особенности вторая и третья) могут сосуществовать, переплетаться.
Согласно третьей концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе норм поведения. Основополагающие принципы (нормы) морали: твори добро, не делай зла; поступай по отношению к другим так же, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
При рассмотрении морали как системы норм и оценок важной является проблема соотношения «мы» и «они». Проблема состоит в том, по отношению к кому следует поступать
морально, по отношению к кому существуют моральные обязанности поступать честно, справедливо, кому следует делать добро. Вопрос -кажется на первый взгляд ясным — по отношению к людям. Но в ряде современных культурных систем признаются моральные обязанности перед животными. И эти представления о морали получают все большее распространение в мире. Зачастую право способствует такому более широкому представлению о моральном поведении. Например, УК РФ (ст. 245) устанавливает ответственность за жестокое обращение с животными. Таким образом, моральные обязанности признаются по отношению не только к людям.
С другой стороны, важным является вопрос: каков тот круг людей, к которым следует относиться морально? В историческом развитии этот круг в племенном обществе ограничивался соплеменниками. По отношению к чужакам можно относиться иначе — несправедливо, жестоко. Институт рабства морально оправдывался потому, что римляне и греки противопоставлялись варварам. Последние были не равноценны с первыми. Их можно было обращать в рабов.
Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Библии, в значительной мере были правилами племенной нравственности. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего как самого себя» — эти заповеди относились только к израильтянам. По отношению к иноплеменникам можно было поступать иначе. Это, конечно, не было изобретением Моисея, а отражало реальность того времени — племенную вражду. Однако и ветхозаветная мораль уже намечает ограничение этой вражды. Враждебные отношения к другим народам подчиняются определенным правилам. Если враждебный город сдавался добровольно, то не подлежал разграблению. Если город брался штурмом, то месть не распространялась на женщин и детей.
Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества.
Современная концепция морали стоит на этих позициях. Следует отметить, что и право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой
справедливости, свободы и всеобщего мира. Речь, как видим, идет о семье общечеловеческой. Однако узкоплеменная мораль человечеством еще не изжи/га полностью, хотя обретает иные формы.
Мораль — это форма общественного сознания и форма регулирования. Она носит классовый характер. Каждый класс имеет свою мораль. Даже каждая профессия имеет особенности своей морали. Одно дело — мораль рыцаря (корпоративное представление о справедливости, чести, щедрость, верность слову, дуэль как способ защиты чести и т. д.), другое — мораль буржуа (главные добродетели: бережливость, накопительство, стремление к прибыли, почтение к иерархии и т. д.), мораль крестьянина, рабочего, военнослужащего, врача, юриста и т. д. Здесь различаются представления о справедливости, чести и т. д.
Однако речь идет все-таки об одном явлении, поэтому всем разновидностям морали присущи какие-то общие черты, которые состоят в том, что есть основополагающие, общечеловеческие ценности, которые призвана защищать любая мораль (жизнь, честь, достоинство человека, его биологическое и социальное благополучие, общественный порядок, собственность и т. д.). ^
Соотношение права и морали может быть рассмотрено с позиции их общих черт, различия и взаимодействия.
Общими чертами морали и права является то, что они выступают социальными регуляторами, складываются из норм (правил поведения общего характера), основываются на одной и той же системе ценностей, сложившихся в обществе.
Они различаются по происхождению (способу формирования), форме выражения и обеспечения. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о добре и зле и т. п. Право же формируется государством.
Нормы права выражены в строго определенной форме (нормативные акты и т. п.). Нормы морали живут в сознании людей. В отличие от права соблюдение норм морали обеспечивается собственной совестью человека, стремящегося к добру, и общественным мнением.
Взаимодействие морали и права выражается во взаимном влиянии друг на друга. Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Мораль влияет на право
по линии правотворчества, правоприменения и правоиспол-нения.
Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле, совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание принимаемых законов и иных нормативных актов. Однако законодатели, принимая закон, должны руководствоваться не столько собственными моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем более точно и адекватно в законах выражены моральные воззрения общества, тем более эффективно действуют законы. Соответствие законов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.
Учет требований господствующей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования права становятся совпадающими с требованиями морали. Можно согласиться с известным мнением, что право — это минимум морали. Действительно, в праве выражены многие и многие моральные нормы: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не злословь, будь честен, справедлив, не делай вреда другому и т. д. Например, в УК РФ имеется специальная гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности». Да и многие другие составы преступлений основаны на нравственных началах. Все составы преступлений против личности, семьи, собственности, общественного порядка нравственно обоснованны.
Мораль по сравнению с правом предъявляет к человеку более высокие требования. Право интересует внешняя сторона поведения. Для него не важны мотивы соблюдения норм поведения. Мораль же требует поступать прежде всего по совести, по внутреннему убеждению.
Мораль выступает как критерий оценки права. Право, не отвечающее ее требованиям, оценивается негативно, морально не одобряется, осуждается.
Мораль воздействует на правоприменительную деятельность государственных органов. Она требует, чтобы юридические дела разрешались с учетом ее принципов. Речь идет о соблюдении норм морали в ходе совершения процессуальных действий (допросов, обысков, выемок, освидетельствования
и т. д.), а также при вынесении конкретного, индивидуального решения по юридическому делу Решения должны не только соответствовать нормам права, но и не противоречить морали. Мораль имеет значение и при толковании законов, если в них встречаются термины морального содержания.
Моральное состояние общества влияет не только на применение права, но и на другие формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование). Чем выше уровень морального сознания членов общества, тем легче, безболезненно и бесконфликтно соблюдаются и исполняются нормы права. Напротив, нравственный нигилизм всегда идет об руку с правовым нигилизмом. Пренебрежение моралью идет рядом с пренебрежением правом. Это естественно, так как их требования во многом совпадают.
Право оказывает в свою очередь обратное воздействие на моральное состояние общества, отдельных его членов, способствует их нравственному воспитанию. Это вытекает из того, что основные принципы, нормы права нравственно содержательны, основные требования права и нравственности совпадают.
Право зачастую содержит прямые предписания соблюдать нормы нравственности и в случае их нарушения устанавливает неблагоприятные для нарушителя юридические последствия. Ст. 63 СК РФ обязывает родителей заботиться о нравственном воспитании детей. За нарушение своих обязанностей они могут быть лишены родительских прав. ГК РФ предусматривает ответственность за причинение морального вреда, который наступает как следствие нарушения нормы морали.
Особые нравственные требования право предъявляет к работникам юридической сферы. Законы о судах, прокуратуре, адвокатуре и т. п. требуют неуклонного соблюдения норм нравственности в соответствующей сфере профессиональной деятельности, фактически как бы обрисовывают нравственный идеал судьи, прокурора и государственного чиновника, адвоката. В ряде случаев разрабатываются кодексы чести. Правлением Международной ассоциации юристов (МАЮ), объединяющей свыше двух миллионов юристов из 170 стран, в 1995 г. в Эдинбурге одобрены Генеральные принципы этики адвокатов. Советом судей РФ 21 октября 1993 г. утвержден Кодекс чести судьи РФ. В ст. 1 Кодекса сказано: «Судья обя-
зан руководствоваться наряду с Конституцией РФ и другими законами, общепризнанными нормами нравственности». Другие статьи обязывают судью сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, быть беспристрастным, неподкупным, справедливым и т. д. Нарушение Кодекса чести судьи может быть основанием для отстранения от должности.