III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг

В 1955 г. шах окончательно определился в своей внешнеполитической ориентации в сторону Запада: страна вступила в Багдадский пакт. Иран стал первым получателем американской помощи, в рамках 4-го пункта «доктрины Трумэна» о военно-экономической помощи не­коммунистическим государствам. Активизировались и личные кон­такты: в 1959 г. шах совершил официальный визит в Лондон; в том же году состоялся визит в Тегеран президента США Д. Эйзенхауэра, под­писано ирано-американское военное соглашение.

Приняты меры для открытия иранской экономики: в 1955 г. вступил в силу закон о поощрении иностранного капитала в Иране, а в 1957 г. даны гарантии частным инвестициям. В 1958 г. принят закон об отме­не ограничений на деятельность иностранных банков; к тому времени в Иране уже действовало свыше тысячи иностранных компаний.

Экономический рост составил 5% в год, но местная промышлен­ность страдала от иностранной конкуренции. Импорт в 5 раз превышал экспорт, что создавало проблемы с валютой. Все это в значительной ме­ре объяснялось традиционной для страны коррупцией и архаичной структурой экономики. В плане на 1955—1962 гг. было принято реше­ние сделать упор на развитие государственных предприятий, инфраст­руктуры и ирригации. На эти цели из бюджета выделен 1 млрд. долл, Но значительным тормозом в реализации принятого решения стала узость внутреннего рынка, так как большинство населения было сельским, и уровень его доходов был очень низок. Частный капитал устрем­лялся в наиболее доходные сферы: строительство жилых домов и оте­лей, розничную торговлю, импорт предметов роскоши. Реальный сек­тор экономики страдал от нехватки инвестиций.

В конце 1954 г. у шаха умер единственный брат и возникла угроза дальнейшему существованию династии. Однако после третьей же­нитьбы и рождения наследника в 1955 г. подобные проблемы уже не волновали Мохаммеда Реза Пехлеви.

Он принялся укреплять центральную власть.В 1956 г. предпринима­ются попытки расширить местное самоуправление с целью ослабить плияние местных землевладельцев. В Иране создаются районные и про­винциальные советы. В 1957 г. шах получает право отлагательного вето на законы, принятые меджлисом, и устанавливает свой контроль над выборами. В том же 1957 г. — с целью популяризации династии — созда­ется Фонд Пехлеви. Эта организация приобрела огромные масштабы, занималась благотворительной деятельностью, давала деньги на разви­тие здравоохранения и образования. С этого же года шах стал периоди­чески проводить пресс-конференции.

Прилагались усилия и для преодоления коррупции:в 1958 г. был принят закон, запрещавший государственным служащим, членам правительства и депутатам меджлиса участвовать в коммерческих сделках по государственным контрактам. В следующем, 1959 г., при­нят закон, обязавший всех чиновников и военных давать исчерпыва­ющие сведения о своих доходах. Кстати, на основании этих сведений многие высокопоставленные чины попали в тюрьму.

Шах уделял особое внимание укреплению силовых структур.Воен­ные расходы имели безусловный приоритет: в период 1953—1960 гг. они в 4 раза превышали совокупные расходы Ирана на сельское хо­зяйство, промышленность, горное дело и ирригацию. В 1957 г. была создана тайная полиция САВАК, которая в скором времени стала все­могущей организацией, осуществлявшей репрессии в отношении не­довольных и подвергавшей пыткам политзаключенных.

М. Реза Пехлеви был образованным человеком, он понимал, что для успешной модернизации страны необходимо коренным образом изменить устаревшую структуру экономики. Начинать следовало с аг­рарного сектора.Уже в октябре 1958 г. в Иране было запрещено взимать подати натурой. В декабре 1959 г.принят первый закон об аграрной ре­форме:устанавливался максимум земельных владений в 400 га; осталь­ные наделы предусматривалось отчуждать в пользу казны и продавать крестьянам в рассрочку на 15 лет. Второй законпринят 9 января 1962 г.:землевладение ограничивалось землями одной деревни, всю остальную следовало передать в государственный фонд, из которого с марта 1962 г. землю получили 753 тыс. крестьянских семей.

Все эти преобразования вызвали сильное сопротивление общества,да­же в среде крестьян. Дело в том, что многие землевладельцы относились к крестьянам как главы родов: помогали в трудную минуту выжить, да­вали пропитание и работу. Теперь же крестьяне были предоставлены са­мим себе, а те, кто не выдерживал конкуренции, были обречены.

Покушение на земельную собственность осудило и шиитское духо­венство;после смерти бесспорного лидера, аятоллы Боруджерди, его сменил аятолла Рухолла Хомейни.Он также решительно осудил аграр­ные реформы шаха, назвал их «богопротивными».

Студенчество, рабочие, предприниматели частного сектора требо­вали большего участия меджлиса в делах страны. С I960 г. был воссоз­дан Национальный фронт,который возглавили Санджаби и Базарган.Оппозиция сплачивалась в единую силу. С начала 1962 г. по всей стра­не прокатились демонстрации с требованиями свободных выборов, в июле того же года вынужден уйти в отставку премьер-министр Али Амини. Но шах решил продемонстрировать силу. На 28 января 1963 г.был назначен референдум,который считается отправной точкой всех последующих реформ.

IV. Реформы «белой революции»

На референдумв январе 1963г. выносилось сразу 6 вопросов:1) об аг­рарной реформе; 2) о национализации лесов; 3) об изменении закона о выборах в меджлис; 4) об участии рабочих в прибылях предприятий; 5) о продаже части государственных предприятий для финансирова­ния реформ; 6) о создании в армии «корпуса просвещения». Референ­дум, как и следовало ожидать, принес полную победу правительству шаха — 99,9%. Понятно, что шах рассчитывал опереться на силовые структуры, а не на поддержку общества.

По аграрной реформемаксимум землевладения в 500 га сохранялся лишь за хозяйствами, использующими технику и наемный труд, т. е. фермеров. Остальные излишки надлежало или сдать в аренду кре­стьянам на 30 лет с фиксированной рентой (так поступили 90% вла­дельцев), или продать государству, или поделить с крестьянами. Зем­ли религиозных общин — вакуфы — были отданы в аренду на 99 лет или выкуплены государством.

Аграрная реформа предусматривала и создание крестьянских коо­перативов.В 1963 г. создан специальный Центр по руководству кооперативным движением, который оказывал помощь в приобретении ин­вентаря, организации сбыта, в подготовке кадров. Кооперативы полу­чали разного рода государственные льготы, в частности, кредиты пре­доставлялись кооперативам под 6% годовых, в то время как у банков их можно было получить под 12%, а у ростовщиков — 30% годовых.

В 1969 г. правительство приняло решение активизировать работу по созданию кооперативов: они освобождались от уплаты налогов на срок до 10 лет, получали от государства кредиты и безвозмездные ссуды. Бы­ла объявлена амбициозная программа сноса старых населенных пунк­тов и строительства новых деревень (67 тыс. малых и 30 тыс. крупных). Сменялись старые названия, разделялись семейные кланы. Тем самым, очевидно, пытались устранить племенные раздоры, но делалось все на­сильственно: деревни сносились бульдозерами, крестьян вынуждали отказываться от недавно приобретенных прав на землю. В обмен они получали пай в соответствии с количеством переданной земли и фик­сированную оплату труда — 1 долл. в день. Строились специальные го­рода-модели, которые застраивались стандартными домами из двух комнат; создавались все удобства для проживания: дома обеспечива­лись водопроводом, возводились школы, больницы, дороги.

Особенно активно эти меры стали проводиться с апреля 1971г., когда был принят закон о создании крестьянских кооперативов.К 1972 г. половина всех крестьян в стране состояла в кооперативах — их число достигло 8,5 тыс. Особое недовольство населения вызывали специаль­ные кампании вроде проекта Дез в Северном Хузестане (1972—1975), когда для нужд орошения у крестьян было изъято 100 тыс. га земли; са­ми они были вынуждены вступить в кооперативы и получать фиксиро­ванную плату за свой труд, а жить в стандартных домах.

Шах проявлял подчеркнутую заботу о крестьянах.Еще в 1965 г. издан Указ о создании сельских Домов справедливости,в которых крестьяне должны участвовать в разбирательстве местных жалоб. Это было сдела­но с целью ограничить влияние духовенства. В сентябре 1968 г. последо­вал Указ о сельских Домах культуры,которые призваны были организо­вывать кружки ликвидации неграмотности, библиотеки, детские сады, кинопрокат, проводить спортивные и прочие массовые мероприятия.

С 1966 г. в иранской армии действует «корпус современных методов ведения сельского хозяйства»:солдаты занимались благоустройством населенных пунктов, знакомили крестьян с передовыми методами обработки земли, учили использовать технику и удобрения. В 1969 г. принят закон об обязательном страхованиисельских жителей.

Но далеко не все крестьяне с одобрением отнеслись к этим нововве­дениям, многие видели в них лишь отступление от норм ислама й преклонение перед Западом. Не все смогли вписаться в новую жизнь. Поч­ти 40% сельского населения вынуждены были покинуть деревни и по­селиться в городах. Эти мигранты из деревень стали питательной сре­дой для оппозиции шаху, для роста исламских настроений в обществе.

С приходом «белой революции» в 1962—1972 гг. Иран стал показы­вать самые высокие темпы экономического ростав мире — 12,5% в год. После 1973 г, когда было принято решение ОПЕК о повышении цен на нефть, темпы еще ускорились: 1973 г.- 21,2%, 1974 г. — 36, 1975 г. — 42%. Доля ВНП на душу населения в 1975 г. достигла 1274 долл. Это было связано не только с ценами на нефть. Иран богат и другими ви­дами ресурсов, а правительство шаха ставило целью развивать все от­расли экономики.

В пятилетнем плане 1963—1968 гг. упор был сделан на строительст­во трубопроводов, а также предприятий сталелитейной и химической промышленности в государственном секторе. Из бюджета выделены капиталовложения в сумме 2,7 млрд. долл. На следующие пять лет (1968—1972 гг.) выделено уже 10 млрд. долл. Велось широкое жилищ­ное строительство, создавались государственные предприятия тяже­лой промышленности, инфраструктура, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

По плану 1973—1978 гг. государственные инвестиции составляли 36 млрд. долл., но уже в 1973 г. внесены коррективы — 70 млрд. долл. Только за 1973 г. на нужды развития ушло 17,2 млрд. долл., на военные цели — 10 млрд., а на здравоохранение, образование и социальное страхование — 8,5 млрд. долл. С 1963 по 1973 г. отчисления от добычи нефти в казну Ирана выросли в 6 раз, а в 1973 г. все нефтепромыслы страны перешли в руки иранского правительства. К тому же в 4 раза подскочили мировые цены на нефть. Доходы Ирана от продажи неф­ти в 1974 г. превысили 18 млрд. долл. Всего за период 1972—1977 гг. страна получила за нефть 70 млрд. долл.

Резко возросшие доходыпозволили Ирану тратить огромные сум­мы на оплату импорта, но одновременно шах развивал в стране и соб­ственную промышленность. Упор делался на расширение добываю­щих отраслей: производство известняка, соли, фосфора, гипса, мрамора, угля, свинца, цинка, хрома, алебастра, железной руды; до­бывались также золото и драгоценные камни. Иран вышел на 6-е ме­сто в мире по производству меди.

Шло широкое строительство предприятий, производящих предметы потребления: автомобили, велосипеды, одежду. Во многих случаях госу­дарство субсидировало производство, так что оно обходилось в Иране дороже, чем импортные товары. Создавались также мощности по производству станков, дизелей, тракторов, электрооборудования, алюми­ния и т. д., в основном в государственном секторе.

Была принята программа строительства атомных электростанций:всего предполагалось построить 25 АЭС, из них 4 шах успел ввести В строй. Атомная программа стала одной из главных тем оппозици­онных выступлений.

Резкое увеличение доходов радикально изменило финансовое поло­жение страны. Иранпревратился в экспортера капитала:только лишь В 1974 г. правительством выдано кредитов за рубеж на сумму в 9 млрд. долл. Иран стал давать займы европейским странам, МВФ, скупать ак­ции зарубежных кампаний как в самом Иране, так и за рубежом.

Однако бурный экономический ростповлек за собой и некоторые негативные последствия.Прежде всего появилась инфляция— рост цен особенно тяжело отразился на традиционных сферах производства, которые не были затронуты экономическим подъемом.

Закупая огромное количество товаров по импорту, иранцы не учи­тывали отставание собственной инфраструктуры.В 1976 г. пропускная способность всех иранских портов составляла 11 млн. т, а объем им­порта — 18 млн. т; поэтому торговые суда стояли в портах по 160 суток без разгрузки, ожидая своей очереди. Возникла проблема и с хранени­ем разгружаемых товаров — по причине нехватки складских помеще­ний и холодильников терялось до 30% продовольствия.

Далее, возросла зависимость Ирана от мирового рынка:когда в 1976—1977 гг. в мире разразился кризис и финансовые доходы Ира­на оказались меньше, чем планировалось, это сразу же вызвало труд­ности. Пришлось пересматривать планы развития, сокращать мас­штабы международной помощи, замораживать строительство многих промышленных объектов.

Но самое главное, экономические реформы вызвали недовольство у большей части населения (свыше2/3), занятого в традиционном секторе.Это были так называемые базари — ремесленники и торговцы, занятые в традиционном производстве. Бурное внедрение современного уклада выбивало у них почву из-под ног и приводило к их стагнации.

Недовольство ощущалось и в частном секторе современного укла­да: более половины всей продукции давал государственный сектор, на него шла большая часть национальных ресурсов. Чиновники вмеши­вались в сферу внешней торговли, вымогая взятки. Все это вызывало негодование в обществе. Коррупция в государственном аппарате при­обрела огромные масштабы.

Шах провел реформыи в других сферах общественной жизни.Еще с 1963 г.в иранской армии действовал «корпус просвещения»:после специальной 4-месячной подготовки военнослужащие посылались на 14 месяцев в деревни, где работали на курсах ликвидации неграмотно­сти. За 10 лет там отработало 100 тыс. человек, многие из них так и ос­тались учителями в деревнях. За это время было обучено около 1 млн. детей и 0,5 млн. взрослых, за что корпус удостоен международной премии ЮНЕСКО в 1972 г.

Расширилась и обычная школьная сеть; число грамотных людей в Иране выросло в несколько раз, и они составляли половину населе­ния. В 1974 г. в стране введено 8-летнее бесплатное образование, шко­лы переориентированы на профессиональную подготовку техничес­ких специалистов и специалистов сельского хозяйства.

Особое внимание уделялось в Иране развитию высшего образова­ния:если в 1964 г. в стране было 27 высших учебных заведений, то в 1974 г. их стало уже 148. В несколько раз выросло число студентов, из них 7з составляли девушки. К этому следует прибавить также обу­чение в лучших университетах мира за рубежом — 18 тыс. иранцев ежегодно обучались за счет государства.

Изменения произошли и в сфере здравоохранения.Удалось сущест­венно улучшить соблюдение санитарно-гигиенических норм, что спо­собствовало ликвидации эпидемий малярии, оспы, холеры. Средняя продолжительность жизни, которая еще в 1950-х гг. составляла 27 лет, увеличилась к 1974 г. до 55 лет. В 1964 г. в иранской армии создан «кор­пус здравоохранения»-,до 1974 г. в сельских районах страны им были от­крыты 450 медицинских пунктов и еще 94 медпункта сельского соци­ального страхования. Расширилась подготовка врачей в системе высшего образования; их число в Иране выросло в 2 раза.

Разительно изменилась ситуация с положением женщин.Еще 3 марта 1963 г. они получили избирательные права, что вызвало резкое осуждение со стороны аятоллы Хомейни. В мае 1967 г. в Иране принят закон о расширении прав женщин в семейных отношениях: отныне временные браки в Иране запрещались, число жен ограничивалось двумя, причем вторую жену муж мог взять только с согласия первой. Закон разрешал развод только по постановлению суда; за ним же ос­тавлялось решение в отношении детей.

В 1974 г. принят еще один закон, расширивший права женщин. Женщины заняли свое место во всех сферах общественной жизни, по­явились они и в административном аппарате, и даже на высших по­стах. Так, в 1974 г. три женщины занимали посты замминистра, одна — министра просвещения, 17 женщин были депутатами меджлиса.

Все эти меры воспринимались в Иране с возмущением значитель­ной частью общества, воспитанного в духе исламских традиций и морали. Даже расширение системы образования встречало осуждение, поскольку, с точки зрения традиционной морали, женщины, напри­мер, не должны быть образованными. Направление иранцев для уче­бы за границу также оценивалось негативно, так как считалось, что человек не должен длительное время находиться вне исламских обы­чаев и традиционного уклада жизни. В целом реформы «белой рево­люции» создали социальную оппозицию режиму шаха вне зависимо­сти от его намерений.

Позиция шиитского духовенства стала фактором, сплачивающим оппозицию; оно осудило все реформы шаха. Правительство прово­дило аресты; неоднократно арестовывался аятолла Рухолла Хомейни, самый авторитетный из духовных лиц. В 1964 г. он был выслан из страны, проживал в Турции, Ираке, Франции. Отовсюду в Иран шли листовки и кассеты с записями обличительных выступлений Хомей­ни. Это стало подтачивать режим шаха, хотя внешне Иран казался оплотом стабильности в регионе — иранская армия насчитывала в 1970-е гг. 350 тыс. человек. Но в стране были и 200 тыс. мулл, рас­пространявших проповеди аятоллы Хомейни.

Выводы

/. После 1945 г. правительству Ирана удалось подавить сепаратизм и добить­ся вывода из страны английских войск. Но к началу 1950-х гг. приобрел поли­тическое звучание вопрос о национализации нефти в Иране — он стал спла­чивающим началом для националистов всех мастей.

2. Попытки национализации АИНК в 1951 г. вызвали международный бойкот Ирана, страна оказалась ввергнутой в состояние экономического кризиса. Это привело к постепенной потере М. Моссадыком политического влияния и к отстранению его шахом в августе 1953 г.

3. Свергнув националистов, шах предпринял Меры к усилению собственной влас­ти. Он стал укреплять силовые структуры, вовлекать страну в союз с Запа­дом. Это понадобилось шаху для претворения в жизнь его замыслов по модер­низации Ирана.

4. «Белая революция» включала в себя целый комплекс реформ, и прежде всего аграрную. Следует отметить быстрое развитие современного уклада в эко­номике, ведущую роль государственного сектора, регулирование государст­вом экономики, а также многочисленные реформы в образовании, здравоохра­нении и во многих сферах общественной жизни. Преобразования имели не только позитивные последствия, но и вызвали социальную оппозицию шаху.

ЛЕКЦИЯ 37

Наши рекомендации