Гражданско-публичное право
КИП гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства Право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств)
Право общественных объединений и политических партий Внутриорганизационное право общественных объединений
Конфессионально-публичное право Церковное право
Право средств массовой информации Другие институты
Профессор М.С. Саликов
Система Конституционного права
Подотрасли Конституционного права
Конституционно-правовые институты
Подотрасли КП
Избирательное право
Парламентское право
Конституционно-судебное право
Конституционно-правовые институты
КПИ основ конституционного строя КПИ основных прав, свобод и обязанностей КПИ гражданства
КПИ статуса иностранных граждан и лиц без гражданства КПИ Федеративного устройства КПИ Президентства
КПИ Исполнительной власти КПИ Судебной власти КПИ Основ местного самоуправления
Источники Конституционного права
Самостоятельно.
Вопросы:
1. Понятие и виды источников отрасли. Конституционные источники
2. Законодательные источники
3. Подзаконные источники
4. Судебные источники
5. Договорные источники
6. Международные источники
7. Локальные источники.
Литература
Саликов М.С. Источники КП проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия //Проблемы науки КП / под ред. А.И. Кокотова.
Конституционные источники
КРФ
Конституции (уставы) субъектов РФ
Законодательные источники
1. Законы о поправках к КРФ (ЗОП)
2. Федеральные Конституционные законы (ФКЗ)
3. Федеральные законы (ФЗ)
4. Законы СССР и РСФСР
5. Региональные законы (РЗ)
РЗ о поправках к конституционным (уставам) субъектов РФ.
Лекция №3.
Конституция РФ.
Вопросы к теме:
7. Общее учение о Конституции;
8. Развитие российского конституционного законодательства,
9. КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойтсва КРФ. Структура КРФ;
10. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра КРФ;
11. Реализация КРФ;
12. Толкование КРФ. Анализ решений КС РФ по делам о толковании ст.136 и ч.2. ст.157 КРФ.
Нормативные акты:
1. КРФ
2. ФЗ «О порядке внесения поправок…».
3. Постановление Пленума ВС «О некоторых вопросах применения судами»
4. По делу о толковании…
5. (из УМК)
Литература:
1. Авакьян: Конституция России: природа, эволюция, современность
2. Саликов М.С. «Толкование и применение…»
3. Златопольский….
4. (из УМК)
Общее учение о Конституции.
Constitutio (лат.) – установление, устройство. Термин применялся в Древнем Риме для обозначения одного из видов актов. В средние века оформлял феодальные вольности.
Первая конституция в мире (в современном понимании) – Конституция США 1787г.
Европейские конституции: Франция и Польша 1791г.
Сущность Конституции. Основные подходы:
· Классово-политический (Лассаль-Ленин): «Конституция является действительным отношением общественных сил страны». По Ленину ее сущность проявляется в закреплении действительного соотношения сил в классовой борьбе.
· Рационалистический Основная роль Конституции состоит в регулировании общественных отношений. Конституция – юридический документ, основной закон страны.
Конкретно-историческая ситуация. Предпосылки появления Конституции:
v Смена общественно-экономических формаций (феодальный и буржуазный строй);
v Стремление буржуазии закрепить завоеванную власть, в том числе правовыми средствами;
v Необходимость своеобразной фиксации ухода в историю старой формы правления – монархии и прихода новой – республики.
· Необходимость закрепления нового положения личности – гражданина.
· Необходимость закрепления обретенных прав и свобод;
· Необходимость изобретения нового типа юридического документа, которому бы подчинялись все, включая государство, его органы.
ü Нужен новый тип закона – «суперзакон», «закон законов», «Основной Закон».
Одно из определений: Конституция – основной закон, выражающий волю и интересы народа и закрепляющий важнейшие начала организации государственных и общественных институтов.
Способы принятие конституции:
· Референдум
· Парламент (в рамках безальтернативного, недемократичекого выбора парламента в СССР этот способ не был демократическим)
· Специальным органом (Федеральный конвент США, учредительное собрание во Франции, в Италии)
· Октроирование, «дарование» (единоличным актом органа исполнительной власти – монархом, президентом…)
· Смешанный способ (принятие парламентом и референдумом, специальным органом и референдумом)
Способы отмены действия Конституций:
· Принятие новой Конституции (ординарный)
· Ликвидация Конституции в результате государственного переворота
Виды конституций:
· По характеру внесения изменения:
o Гибкие
o Жесткие (изменить сложнее, чем закон)
· По характеру закрепления документа:
o Писаные
o Неписаные (совокупность различных документов)
· По реальности закрепленных и регулируемых отношений:
o Юридические (нормативные)
o Фиктивные (декларативные)
· По форме государственного устройства:
o Федеративные
o Унитарные
· По характеристике территории, на которой принят:
o Общенациональные
o Региональные
· По принявшему субъекту:
o Народные
o Октроированные.
Функции Конституции (по С. А. Авакьяну):
Ø Учредительная
Ø Организационная
Ø Внешнеполитическая
Ø Идеологическая
Ø Юридическая
Функции Конституции (по М. В. Баглаю):
v Континуитет (преемственность государственной власти);
v Противодействие радикализму, планам революционного переустройства общества;
v Обеспечение единства и неделимости государства.
Функции Конституции (по М. И. Кукушкину):
Носитель конституционно-правовых идей
Форма выражения норм КП
Функции Конституции (по А. Н. Кокотову):
ü Учредительная
ü Регулятивная
ü Духовно-мировоззренческая
ü Обеспечение общественной устойчивости
ü Соединение традиций и модернизации
ü Стратегическое целеполагание
ü Систематизация законодательства, права.
Развитие российского конституционного законодательства,
В истории: Пестелевская «Русская правда», Конституция Никиты Муравьева.
Эволюция российского конституционного законодательства:
8. До 1918 года – не было акта с таким наименованием
a. Основные государственные законы
b. Манифест 17 октября 1905 года
c. Акты Временного правительства
d. Первые акты советского правительства
9. 1918-1925 – принятие первой Конституции РСФСР, первой Конституции СССР.
10.07.1918 – Съезд советов, ВЦИК, Президиум ВЦИКа, СНК.
10. 1925-1937 – принятие второй Конституции РСФСР (11.05.1925) на основе первой Конституции СССР, принятие второй Конституции СССР.
РСФСР, ЗФСР, УССР, БССР -> СССР
11. 1937-1978 – принятие второй Конституции РСФСР (21.01.1937) на основе второй Конституции СССР, принятие третьей Конституции СССР. Полностью Сталинская Конституция. Большой шаг вперед. Расширение социальной базы – власть всем трудящимся. Унификация системы органов власти: формальное разделение властей – Совет министров, Верховный Совет, Верховный Суд – фактически обслуживали властную партийную верхушку.
Всеобщие, равные, тайные, прямые выборы. Однако нет альтернативы.
12. 1978-1989 – период принятия четвертой Конституции РСФСР на основе третьей Конституции СССР. Конституционная комиссия создана еще в 1962 году, есть влияние хрущевской «Оттепели». Вся власть принадлежит народу. Советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов. В основы перенесена руководящая и направляющая роль партии. Формально жесткая, по сути – гибкая. Но она не работает. Для воплощения нормы на практике нужен соответствующий закон.
Общее для всех советских конституций – декларативный характер.
13. 1989-1993 – период «слома». Внесение поправок в Конституцию 1978 года. Многопартийность, политический плюрализм, запрет единой государственной идеологии. Возвращение к системе съездов (но не советов, а народных депутатов) – неработоспособные органы, но из них выделяется ВС – постоянно действующий орган. Появляются президенты. Появляется частная собственность. Появляется Конституционный суд РСФСР. Принятие Конституции 12.12.1993.
14. После 1993 – развитие положений Конституции 1993 года.
КРФ 1993 года. Принципы и юридические свойства КРФ. Структура КРФ;
Черты Конституции по Н. А. Михалевой (много недостатков):
o Легитимность
o Итоговый характер предписаний
o Перспективность
o Реальность
o Верховенство
o Стабильность
o Фундамент системы права
Принципы Конституции:
· По Ю.А. Тихомирову (20)
· По Н. А. Михалевой (8)
· По М. С. Саликову (5):
o Принцип народовластия (народного суверенитета);
o Принцип разделения властей;
o Принцип республиканской формы правления;
o Принцип приоритета прав человека;
o Принцип федеративного государственного устройства.
Юридические свойства Конституции – те признаки, которыми она отличается от текущего законодательства:
9. Особая юридическая сила;
Ни один НПА не может противоречить Конституции. Конституция обладает абсолютной высшей юридической силой.
10. Особое содержание;
Никакой другой НПА не может включать в себя нормы, в совокупности регламентирующие важнейшие общественные отношения.
11. Особый порядок разработки, принятия и изменения;
Для Конституций 1918, 1925, 1937 и 1978 гг.:
ß Задача создать Конституцию
ß Всенародное обсуждение проекта в общественных организациях, СМИ. Задача – одобрение в целом и внесение предложений о совершенствовании отдельных норм.
ß Принятие Конституции высшим законодательным органом (Всероссийским Съездом Советов или Верховным Советом)
ß Опубликование в официальном издании
Для Конституции 1993 года:
ß Создание и деятельность Конституционной комиссии. Задача – создание проекта Конституции.
ß Всенародное обсуждение. Задача – внесение предложений о совершенствовании проекта.
ß Созыв Президентом РФ Конституционного совещания «для завершения подготовки проекта Конституции» 5.07.1993. Это неконституционный орган. 12.07.1993г. проект Конституции был согласован и одобрен совещанием. Здесь есть опасность октроирования конституции, так как Съезд народных депутатов принял бы другой проект Конституции – парламентарной республики, – а Ельцину нужна была президентская республика. Следом – «пролить кровь в Октябре». Роспуск Ельциным парламента (тогда у Президента не было такого права) путем его расстрела из танков. В ответ парламент объявляет импичмент Ельцину. Руцкой командует самолетами, матерясь в эфир, требуя бомбить Останкино и Белый Дом.
ß После победы Ельцин объявил о созыве референдума – это единственный легитимный выход из тупика. По указу Президента сказано, что Конституция будет принята, если на избирательные участки придет больше 50% населения и «за» проголосуют более 50%. Результаты: 54,8% населения пришло, «за» 58,4%. Сомнения – бюллетени сожгли.
ß Официальное опубликование текста Конституции по результатам референдума, что означало вступление ее в силу. Опубликование произошло 25.12.1993.
12. Особое действие Конституции.
· Прямое (непосредственное) – но также действуют другие НА.
· Опосредованное (через другие НА) – в отличие от других НА:
Постановление Пленума ВС РФ от 21.10.1995:
§ Когда закрепленные нормой Конституции положения не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия ФЗ.
§ Когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей.
§ Когда суд придет к убеждению, что ФЗ, принятый после вступления в силу КРФ, противоречит ей. Но суд будет обязан обратиться с запросом в КС РФ.
§ Когда закон либо иной НПА, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а ФЗ, который должен регулировать данные правоотношения, отсутствует.
13. Особый способ защиты Конституции.
Несколько субъектов:
По Конституции, Президент – гарант стабильности Конституции (введение войск в Чечню)
Парламент – не принимает законов, противоречащих конституции
Конституционный Суд РФ
14. Структура Конституции РФ:
a. Преамбула
b. Раздел 1 (9 глав, 137 статей)
c. Раздел 2 (9 пунктов по условиям действия некоторых норм)
Структура проще, чем у советских.
Способы внесения поправок в Конституцию РФ
Общий (парламентский порядок внесения поправок)
Для глав с 3 по 8 Конституции РФ. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4.03.1998.
Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.
Предложения о поправках Конституции могут вносить:
Президент РФ
Правительство РФ
Государственная Дума
Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)
Совет Федерации
Группа членов СФ не менее 1/5
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Внепарламентский способ внесения поправок