Структура политической культуры

Структура политической культуры и выражает собой механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.
Важнейший компонент любой политической культуры — это ценности, такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектом политического действия в качестве нерасторжимых с его существованием, придают значимость, смысл его поступкам, ориентируют его действия в быстротекущем мире политики. Их потеря переживается как личная трагедия, крушение привычного и дорогого круга факторов, определяющих границы и принципы бытия. Ценности — это мотивационный базис политической культуры, а их деградация или истощение оборачивается ее разрушением. Политическая культура в таком случае перестает быть авторитетной инстанцией, способной регулировать поведение людей, начинается интенсивный поиск иной системы ценностей и политических ориентации.
Такая роль ценностей в политике находит свое объяснение в специфике самого процесса ориентации деятельности, которая просто не может быть стерильно рациональной. Ведь она практически всегда происходит в условиях дефицита, отсутствия полной информации об объекте и требует осуществления выбора на основе субъективных предпочтений.
Важнейшую роль в определении характера политической культуры, господствующей в обществе, играют две пары ценностей: во-первых, порядка (ориентирующие субъекта на поддержание стабильности социальной системы, обеспечение сохранности условий ее функционирования) и развития (направляющие его усилия прежде всего на обеспечение социальных изменений), и, во-вторых, равенства (когда наиболее важным качеством социальной системы признается ее способность предоставить каждому индивиду одинаковые условия или, в другом варианте — возможности для существования) и свободы (когда важнейшим назна-

чением политики или общества в целом считается снятие внешних ограничений деятельности индивида). Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями. Но в реальной политической культуре, как правило, существует преобладание того или иного элемента пары, оно складывается исторически, а также под воздействием того или иного типа идеологии. Известны, например, различия в предпочтениях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% — равенства, то предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими
ценностями.
В нашем обществе господствует тип политической культуры, характеризующийся четко обозначенным сдвигом политических предпочтений в сторону ценностей изменения и равенства в ущерб ценностям порядка и свободы. Сдвиг этот произошел давно и сохраняется по сию пору, распространяется на всех участников политического процесса.
Целенаправленность и результативность политического действия в немалой степени зависят от такого компонента политической культуры, как информированность ее носителей, она делает политическую культуру более динамичной, открытой, повышает степень ее воздействия на ход политических процессов, расширяет арсенал средств, моделей политического поведения, способов осуществления политической власти и воздействия на нее. Богатство информации и ее доступность формирует важное для рациональной политической культуры качество политического реализма, освобождающего человека от подчинения мифологизированным представлениям, ложной статистике, искаженным данным о своем месте среди других народов и обществ.
Роль информации в ломке устоявшихся стереотипов в поведении и мышлении людей, в отказе от привычных иллюзий зачастую порождает негативную оценку ее действия как фактора прежде всего разрушительного, связанного с отказом от накопленного, созданного, воспитанного. Но деструктивные возможности информированности не следует преувеличивать в свете учета ощутимых пределов ее воздействия на сознание и поведение людей. К тому же объективные эмпирические исследования «доказывают, что установки, прочно усвоенные человеком из своего окружения или из собственного опыта, слабо меняются под влиянием массовых коммуникаций» . Приходящая с информированностью осведомленность увеличивает интеллектуальную основу политического действия, выводит его из-под влияния случайных и иррациональных факторов, всякого рода политико-идеологических химер, не имеющих никакого отношения к

действительному положению вещей. Например, одной из таких известных химер было убеждение советских солдат в момент ввода союзнических войск в августе 1968 г. в Чехословакию, что тем самым они предотвращают неминуемое вторжение в эту страну армии ФРГ.
Связь политической культуры с регуляцией политических отношений, ее практическая направленность требуют наличия в ее структуре элемента, в котором бы и происходил переход от ценностей, идеалов политической деятельности, к средствам — практическим факторам ее регуляции. Для этого тот или иной фрагмент политического сознания должен приобрести качество нормативности, стать правилом поведения, принятым в данной политической общности и регулирующим отношения в ней. «Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т. д.; «задается» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе». В нормах сознание обретает властные функции, что позволяет политической культуре обеспечивать выполнение таких ее важнейших задач, как регуляция общественных отношений, ориентация поведения людей на политические ценности и идеалы, политическая социализация, приобщение индивидов и социальных групп к активной политической деятельности.
Среди норм, в том числе и политических, выделяют спонтанно возникающие нормы — обычаи (например, неписаные правила отношений между чиновниками, многие нормы дипломатического этикета); и санкционированные нормы— предписания, специально установленные для регулирования определенного вида политических отношений (уставы политических организаций, программы партий, регламенты деятельности органов власти, международные договоры и т. д.). В политике ведущая роль принадлежит именно нормам-предписаниям. Они характеризуются четко очерченными границами отношений, на которые распространяются их регулирующие действия, детальной регламентацией предпринимаемых действий, как правило, оговаривают санкции за нарушение.
Роль, место таких норм в политической деятельности можно уподобить месту права как системы санкционированных государством норм поведения граждан. Правда, эти нормы менее определенны и кодифицированы, чем нормы права, но это объясняется тем, что нормы политической культуры призваны регулировать гораздо более сложные системы общественных отношений и социальных действий с менее предсказуемым и обширным комплексом последствий. Их регулятивная функция

более многосторонняя, а характер действий субъекта, которые они предписывают, довольно многозначен и степень свободы выбора высока.
Специфическим для политики видом норм служат политические символы, способствующие сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политическая символика — мощный фактор социализации, акцентировки социального внимания на наиболее значимых для данной политической системы ценностях. Политический символ — это условный образ важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.
Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции и даже устрашения противника. Вообще знаковые системы, с помощью которых организуется и направляется политическая жизнь, весьма разнообразны: это стиль политической речи и административной документации, характерные обороты выступлений, политических деклараций и документов, специфические политические литургии (национальные праздники, официальные визиты, церемонии), это и архитектура официальных зданий и монументов, принятый в данной среде стиль одежды .
Нормы упорядочивают политические и социальные отношения, становясь принципами деятельности политических организаций. Поэтому политическая культура включает не только приемлемые и желательные образцы поведения, но и способы его организации, а также способы организации, функционирования власти. Она является не только показателем, фактором политического поведения масс, но и моделью строительства аппарата управления и руководства. Эти проявления политической культуры взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Решающее значение для воплощения политической культуры в реальные политические отношения имеет свойство идеологических принципов становиться принципами организации. Когда это происходит, мы имеем дело с политическими институтами — политическими отношениями, возникающими и функционирующими на основе норм. Так возникают партии, различные виды государственной службы и государственных органов, гражданство, правосудие, средства массовой информации.
Уровень политической культуры общества и каждого его отдельного члена определяется мерой включения идейно-ценностных установок, норм в конкретное политическое действие.

Поэтому важнейшую роль в структуре политической культуры общества, в ходе реализации ее назначения и функций играет ее институциональная сторона. Именно в политических институтах опредмечивается активная, политическая деятельность. В процессе институализации политическая культура становится достоянием всего общества. Можно сказать, что если политическая культура есть мера развития политической деятельности, то мерой самой политической культуры является степень ее институализации, ибо только она в конечном счете реально обеспечивает возможность воздействовать на политические процессы, регулировать их.
В политическую культуру включаются не только достижения, нормы, идеалы, к которым люди стремятся в политике, но и средства, которые они используют для достижения, реализации этих идеалов. Именно в средствах осуществляется решающий, критический для политики переход от идеи к политической практике. Средства деятельности вообще служат важнейшим культурным феноменом, в значительной степени определяют уровень развития культуры данного общества. Можно сказать, что каждая эпоха отличается не столько тем, к чему люди стремятся в политике, сколько тем, как, какие средства они используют для достижения этих целей и идеалов.
Всякое значительное преобразование в политике требует обновления, внесения разнообразия в средства ее осуществления. При этом необходимо иметь в виду, что средства — это, видимо, наименее подвижный элемент политической культуры, а набор используемых средств, степень их распространения, мера усвоения обществом и эффективность определяются двумя важнейшими факторами. Во-первых, существует ощутимая зависимость возможности использования средств от накопленного людьми исторического опыта, только через такую проверку и подтверждение та или иная норма политического поведения становится его средством — социально приемлемым и распространенным способом достижения желаемых политических результатов. Во-вторых, богатство или бедность арсенала средств политического действия зависит от общей культуры общества, именно в этой сфере формируются, закладываются предпосылки выбора средств, адекватных целям.
Выбор направлений, средств политики определяется таким компонентом политической культуры, как политическая ориентация — готовность субъекта к определенному типу политического действия. Видов политической ориентации множество, их можно разделить по нескольким основаниям. По отношению к различным видам политической деятельности выделяют следующие: I. Установка на политическое отчуждение, выражающаяся в

неприятии всего, что связано с политикой как возможной сферой социальной активности, сосредоточении усилий на решении проблем личной жизни при их четком сознательном дистанцировании от проблем общего, политического характера.
II. Ориентация на политически пассивное поведение, в рамках которого человек не чувствует себя и не стремится быть субъектом, носителем активности. В рамках такой ориентации осуществляется чисто принудительный контакт с политической властью, социальные перемены рассматриваются как необходимые и желательные, но происходящие как бы сами по себе, без активных и целенаправленных усилий субъекта. Господство подобной ориентации оборачивается в конечном счете утратой возможности влияния на социально-политические процессы и события.
III. Готовность к политически активному поведению, которое может осуществляться как в рамках традиционных политических организаций и структур, так и вызвать формирование новых политических объединений и структур. Данный тип политической ориентации является чрезвычайно разнородным и по целям, и по спектру методов деятельности, организационному оформлению политических действий.
Политические ориентации различают также по отношению к типам политических изменений. Здесь выделяются консервативная и революционаристская ориентации. В рамках консервативной ориентации смысл политического действия видят в сохранении того, что уже есть, максимальном использовании достигнутого политического опыта и уровня развития. Если консерваторы любые подвижки, изменения в политике рассматривают как нежелательные, ухудшающие состояние общества, то революционеры, наоборот, считают постоянные и решительные изменения в политике наиболее приемлемым ее состоянием.
Следует иметь в виду, что база консервативных ориентации в политике может быть очень широкой, включать в себя людей, обладающих как высоким, так и достаточно низким социальным статусом, но боящихся перемен, оборачивающихся подчас ухудшением их и без того нелегкого положения. Консерватизм — это не только и не всегда узость мышления, приверженность традиционным методам решения политических проблем, недоверие ко всему, что выходит за 'привычные рамки ограниченного политического опыта, но и вполне оправданное стремление к сохранению достигнутого, преемственности в политике. Интеллектуальным основанием консерватизма служит представление об обществе как неуправляемой сложности, возникающей в ходе естественного развития и не поддающейся регуляции. Приверженность социальной стабильности исходит из убеждения, что,

поскольку люди несовершенны, они не могут создать совершенное общество.
В отличие от консерватизма революционаризм, наоборот, упрощает социальную реальность, исходит из возможности полного знания законов и важнейших принципов ее бытия, строительства социальных отношений по избранному проекту.
Третьим возможным основанием для различения политических ориентации может быть отношение к средствам политической деятельности. Здесь необходимо выделить политический радикализм, определяющими признаками которого служат склонность к решительным действиям, стремление к быстрому и простому пути решения сложных проблем, непоколебимая уверенность в собственной правоте. Нацеленность на форсирование событий, предопределяющая выбор жестких средств политического действия, рано или поздно приводит к разрыву целей и средств политического действия. Цели могут быть весьма благородными, а средства их реализации — низкими, античеловечными. Формой политического радикализма служит экстремизм с такими его неизбежными атрибутами, как стремление к политической идентификации через конфликт, конфронтацию с другими политическими силами, демонстрацию пренебрежения к законам, отбрасывание политического оппонента.
Противоположная радикализму реформистская ориентация выражается в приверженности к постепенным, поэтапным изменениям, которые считаются наиболее приемлемыми для общества, дающим возможность людям, социальным структурам и организациям приспособиться к новым реалиям, условиям жизни.
В состав политической культуры входит также обширная группа компонентов, с помощью которых осуществляется организация политической жизни, поддерживается ее устойчивость: традиции, передающие от поколения к поколению модели политического поведения, а также процедуры. И те, и другие играют весьма• заметную роль в политическом процессе и действии. В своем политико-культурном аспекте процедура — это вид политической традиции, ритуал, который характеризуется жесткой формализацией, строгой последовательностью действий (нарушение ее чревато различными осложнениями и является крайне нежелательным), направленных на достижение обозначенной заранее цели. За часто экзотической внешней стороной политического ритуала действует проверенный временем механизм, позволяющий, как правило, в острой политической ситуации (например, в момент смены власти, конфронтации правительства и оппозиции, внесения быстрых изменений в

систему политических институтов и т. д.) сосредоточить внимание не на форме или организации политического процесса (она в этом случае оказывается строго заданной), а именно на содержании возникшей проблемы, возможных способах ее разрешения, оценке наиболее значимых последствий.

Наши рекомендации