Политическое и моральное сознание

Специфика политического сознания может быть достаточно полно представлена в случае сопоставления его с другой формой духовной регуляции общественных отношений — моральным сознанием.
Существуют очевидные черты общности того и другого. Речь идет прежде всего о нормативной сущности и политического, и нравственного сознания. Она выражается, в регуляции общественных отношении через правила, санкционированные принципы поведения, способы разрешения социальных конфликтов и достижения согласованности действий людей. Но происхождение
и характер санкций за нарушение политических и нравственных норм различны. Политические нормы возникают в результате деятельности организаций (государств, партий, международных договоров и т. д.) и находят свое обоснование в соответствующих теориях, программах, доктринах. Нормы нравственности, по преимуществу, возникают спонтанно, по мере накопления исторического и социального опыта, отражающегося в религиозных учениях, правилах этикета, общепринятых принципах поведения. Санкции за нарушение политических норм исходят от государства, разнообразных политических организаций, здесь существует достаточно тесная, зафиксированная в уставах, кодексах, договорах связь между степенью нарушения нормы и характером применяемых санкций; на страже моральных норм стоят не организации, а общественное мнение, с разной степенью жесткости реагирующее
на их нарушение.
Общность, взаимонаправленность политического и нравственного сознания проявляется в активном использовании в политической лексике и программатике нравственных категорий и символов: долг, справедливость, право, честь, достоинство, верность и т. д. С другой стороны, для внедрения отдельных норм морали или даже целых моральных кодексов очень часто прибегают к политическим средствам. Например, политическое значение имеет навязывание морали одного народа другому, и осуществляется оно при помощи политических средств.
Существуют и ощутимые различия в сущности и способах функционирования норм нравственного и политического сознания. Реализация норм политического сознания осуществляется через властные механизмы и институты — нравственное сознание опирается на силу общественного мнения, традиции. Если политическое сознание обращено прежде всего к институтам, большим социальным группам — нравственное сознание апеллирует к личности. В центре политического сознания находится категория власти, в центре нравственного сознания — категория совести. Вообще логично сказать, что в политическом сознании доминируют экстравертивные, обращенные вовне моменты, основные побудительные причины политических действий носят характер стимулов — внешних причин деятельности; нравственное сознание интровертно, обращено к внутреннему миру человека, основная причина вызываемого им действия — мотив — внутренняя установка, детерминанта деятельности. И политическое, и нравственное сознание заняты обслуживанием, регуляцией динамики частных и общих интересов в обществе, но степень приоритетности того и другого в них различна. В политическом сознании мера присутствия частных интересов (интересов социальных групп, личностей, организаций) достаточно велика, они часто

доминируют над интересами социальной целостности. Специфика нравственного сознания — в безусловном приоритете общих интересов над частными, иная ситуация оказывается просто невозможной для морали.
В реальной политике широко используются различные формы ее нравственного обоснования. Оно предполагает: отказ от принципа, согласно которому нравственным считается то, что способствует утверждению нового общества; превращение человека из пассивного объекта политики в активный субъект политической и нравственной деятельности, его нравственное очищение и самосовершенствование; наполнение политики гуманистическим содержанием как с точки зрения ее ближайших и конечных целей, так и с точки зрения используемых ею методов; приверженность общечеловеческим этическим нормам и ценностям, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях не только отдельные индивиды, но и народы.
Своеобразно складываются отношения двух типов сознания в современном обществе. Растет значение нравственного начала в политике, все чаще политические явления подвергаются моральному измерению, нравственной оценке; И если прогресс в политике существует, то одним из его проявлений служит именно это явление. Оно выражается, например, в распространении толкования принципа правового государства как признающего и охраняющего права человека и рассматривающего их нарушение как серьезное государственное преступление, а также в признании приоритета прав человека перед национальным законодательством и суверенитетом.

Наши рекомендации