Субъекты и объекты политических отношений
Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие — выступают в качестве ее объектов, т. е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено.
Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в
качестве которых могут выступать и отдельные люди, и
социальные группы, и институты, и движения. Но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Так, отдельный человек оказывается способным сыграть выдающуюся роль в политике, наложить заметный отпечаток на ход политических событий не столько в силу наличия индивидуальных особенностей, сколь оригинальными они бы ни были, но прежде всего в силу способности отразить в собственной деятельности интересы и потребности более широкого круга, нежели пространство индивидуального бытия отдельного человека. Как писал Г.В. Плеханов, «великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникающим под влиянием общих и особенных причин» .
Различные социальные группы тоже не всегда выступают в качестве субъектов политики, ведь интересы, устремления многих из них и не нуждаются в возведении на политический уровень, не требуют обязательного воздействия на аппарат государственной власти, удовлетворяются на профессиональном, групповом, корпоративном уровне. Субъект же политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Субъекты политики обладают способностью фокусировать в проблемах собственного существования потребности и задачи, характерные для всего общества, нуждающиеся для своего решения в совместных действиях разных социальных слоев и групп. Например, национальные масштабы может приобретать экологическая проблема, затрагивающая в одинаковой степени все слои населения определенного региона, формирующая чувство общей обездоленности, на почве которой возникает острая конфронтация с источником экологической опасности. То же самое происходит, по мнению К. Маркса, со способностью определенного класса фокусировать в своей деятельности важнейшие потребности, характерные для всего общества в целом: «Дело в том, что всякий новый класс, который ставит себя на место класса, господство-
вавшего до него, уже для достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности, изобразить их как единственно разумные, общезначимые. Класс, совершающий революцию,— уже по одному тому, что он противостоит другому классу,— с самого начала выступает не как класс, а как представитель всего общества; он фигурирует в виде всей массы общества в противовес единственному господствующему классу» . Способность концентрации, фокусировки интересов реализуется при участии и деятельности еще одного специфического субъекта политики — партии, назначение которого как раз и заключается в осознании, формировании и представлении интересов определенной социальной группы на уровне социальной целостности. Поэтому ткань политических отношений обязательно включает в себя партийную деятельность, служащую характерным их признаком и выражением.
Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так государство выступает объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, скажем, в целях его модернизации или побуждения к вмешательству в решение той или иной проблемы, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т. д.
Реальная множественность субъектов и объектов политических отношений неизбежно отражается на их структуре, которая может строиться на двух основных принципах (при наличии некоторой возможности промежуточных вариантов): при стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений, а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике — плюралистическая модель. В рамках тоталитарной модели проблема взаимодействия между субъектами политических отношений переносится из политической в юридическую или просто уголовную сферу, когда
иные субъекты политики, кроме единственно установленного и признаваемого, просто преследуются или уничтожаются.
В рамках плюралистической модели политических отношений неизбежно встает проблема порядка взаимодействия между субъектами, которое может строиться или на основе конфликта, когда субъекты действуют таким образом, что сознательно препятствуют достижению целей друг друга, или кооперации, когда один делает то, что увеличивает вероятность достижения целей другого.