ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX – НАЧАЛА XX вв.
К характеристике либеральных взглядов Н.А.Бердяева:
«Наибольшую свободу и многообразие дает совмещение множественных начал, взаимодействующих друг с другом, внутренне подчиненных духовному центру. Все утопии страдают крайним социальным монизмом и потому ведут к тирании. И, быть может, самая страшная тирания та, которая пленена полным отрицанием государства во имя того или иного начала, классового или индивидуалистического, международного или народного. Наибольшая же свобода достигается тогда, когда человек чувствует и сознает себе имманентным, а не трансцедентным государство, как и все сверхличные реальности и единства».
[Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990 С. 90]
Отношение русского народа к государству.
«Признавая государство, как необходимое, неизбежное зло, смотря на него лишь как на средство, а не на цель, не идеал своего народного бытия, Славяне (В России) не обратили сами себя в государство, не из себя выстроили его устройство, а призвали государство из-за моря, как явление чуждое. Призвав государство, они, Славяне, поставили его рядом с народною, земскою жизнью…
Таким образом, в России явились два дела: дело Земское и дело Государево… Государство было нужно Земле, но государством быть Земля не хотела: тогда она изменила бы высокому существу своему, своей человеческой задаче… Когда народ – Государь, то где же народ? Начало свободы – Земля; начало неволи – государство».
Аксаков К.С. Полн. собр. соч. В 3 т./
т.1, М.,1861.с. 287-288
«Кто может – грабит, кто не может – крадет, и когда государь без непреложных государственных законов зиждет на некие свои здания и, выдавая непрестанно частные уставы, думает истреблять вредные государству откупы, тогда не знает он того, что в государстве его незаконность всякого преступления давно на откупу; что для безсовестных хищников стало делом единого расчета исчислить, что принесет ему преступление и во что милостивый указ стать ему может.
Когда же правосудие претворилось в торжище и можно бояться потерять без вины свое и надеяться без права взять чужое, тогда всякий спешит наслаждаться без пощады тем, что в его руках, угождая развращенным страстям своим».
Д. И. Фонвизин
«Использование заимствованных мыслей всегда сопровождается некоторой неловкостью, но едва только мы осознаем, как нужно применять их, они становятся нашим достоянием».
Р. Эмерсон (1803-1882) – американский философ и поэт
Общие выводы по теме
1. Преемственность - прочная нить, проходящая через весь исторический путь развития политического знания.
2. Научный уровень и социальная ценность политических теорий во все времена обуславливались не только талантом мыслителей, но и исторической обстановкой в данной стране, в то или иное время.
3. Чтобы познать настоящее, нужно проанализировать и изучить прошлое.
4. История политических учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества.
«Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.»
М.Т. Цицерон (106-43 до н.э.)