Статья 279. Вооруженный мятеж
В комментируемой статье под вооруженным мятежом понимается массовое выступление значительного числа лиц, обладающих признаком вооруженности против легитимной власти в Российской Федерации, с целью изменения конституционного строя либо нарушения национальной территориальной целостности, осуществляемое на федеральном уровне или в субъектах РФ.
Вооруженность при совершении мятежа означает наличие у участников огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия. Использование участниками мятежа непригодного к целевому применению оружия или его макетов не может рассматриваться в качестве признака вооруженности этих лиц. Для наличия в действиях состава преступления достаточно установить, что исправное оружие имелось хотя бы у одного из соучастников преступления, а также наличие осведомленности об этом других соучастников. При определении признака вооруженности следует исходить не только из положений Закона об оружии, но и учитывать, что мятежниками может применяться оружие, оборот которого не регламентирован данным законом, но оно находится на вооружении в частях Минобороны России (оружие массового поражения).
Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны государственного суверенитета и территориальной целостности РФ.
Признак массовости при совершении вооруженного мятежа является конститутивным и означает, что количество участников данного преступления должно быть многочисленным, т.е. состоящим из большого числа лиц. При этом оценка критерия массовости производится в совокупности со всеми обстоятельствами, имеющими доказательственное значение.
Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем могут быть совершены и в законных вооруженных формированиях, отказавшихся подчиняться закону и имеющих целью совершить насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя РФ или изменение ее территориальной целостности. В силу ч. 4 ст. 3 Конституции захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Запрещается создание вооруженных формирований (ч. 5 ст. 13 Конституции).
2. Объективная сторона вооруженного мятежа заключается в его организации либо в активном участии в нем, т.е. действия виновного носят характер альтернативных.
Состав преступления сконструирован как формальный, что предполагает отсутствие последствий и причинно-следственной связи как обязательных элементов объективной стороны. Мятеж считается оконченным с момента вооруженного выступления с требованиями свержения или изменения конституционного строя или нарушения целостности государства и угрозой осуществить свои требования вооруженной силой. При этом момент окончания преступления различен для соучастников. Для организатора мятежа моментом окончания преступления будет являться непосредственное вооруженное восстание мятежников. В свою очередь, для исполнителя моментом окончания преступления будет являться начало совершения действий, направленных на непосредственное участие в вооруженном мятеже.
Действия организатора могут выражаться в создании преступного сообщества, вербовке и подготовке участников мятежа, планировании мятежа, распределении ролей соучастников и т.п. Они могут заключаться не только в создании необходимых условий, но и в непосредственном руководстве и координации действий мятежников непосредственно при совершении мятежа.
Нельзя рассматривать как организаторские действия подстрекательство или пособничество в совершении преступления, такие действия следует расценивать как исполнительские, поскольку при подстрекательстве отсутствуют обязательные признаки организации. Подстрекатель лишь склоняет к совершению преступления, что более близко к соисполнительству, тогда как провокаторы обязательно присутствуют в толпе мятежников, призывают к применению насилия, различным образом влияют на настроение толпы. При этом независимо от числа лиц, провоцирующих совершение преступления, все они подчинены воле одного лица (или группы лиц), которые и признаются организаторами.
В том случае, если организатором совершены все действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления исполнителями, но по независящим от него причинам непосредственное совершение преступления начато не было, действия организатора квалифицируются с применением ч. 3 ст. 30 УК как покушение на организацию мятежа.
В том случае, если при организации мятежа была создана банда или преступное сообщество, то ответственность за такие действия наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 279 УК и соответствующей статьей Особенной части УК.
Активное участие предполагает не просто нахождение в составе мятежных вооруженных формирований, а непосредственное совершение действий, направленных на достижение целей мятежа (захват правительственных зданий, складов оружия, захват заложников.)
Совершение мятежниками актов терроризма, убийств, наступление иных физических и материальных последствий вооруженного мятежа следует квалифицировать по совокупности с соответствующей статьей Особенной части УК.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом обязательным признаком выступают цели свержения конституционного строя, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности РФ. Отсутствие одной из таких целей исключает ответственность по комментируемой статье.
4. Субъект преступления общий, им признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лица, не достигшие возраста уголовной ответственности по данной статье, привлекаются за конкретные совершенные ими преступления.