Марксизм и взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина на международные
отношения
ВЗГЛЯДЫ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Международные отношения Маркс и Энгельс свели к отношениям социально-экономическим. В "Манифесте коммунистической партии" - Маркс и Энгельс заявили себя интернационалистами, противниками национальной односторонности и ограниченности. Само историческое развитие и зарождение капиталистического способа производства в их концепции увязывалось с движением человечества к всемирной организации: «Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, колонизация и обмен с колониями дали неслыханный толчок торговле, мореплаванию, промышленности и вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента... Крупная промышленность создала всемирный рынок. Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим».
Замена феодализма капитализмом сопряжена вначале со складыванием национальных государств, а затем - с процессом социально-экономической интернационализации, поэтому "буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль". Основатели марксизма следующим образом представляли перспективу международных отношений: "Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни. Господство пролетариата еще больше ускорит их исчезновение". Таким образом, эксплуатация одних наций другими будет уничтожена в той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, и "вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой”. Единение господствующих пролетариев, у которых по их социальной природе "нет отечества", во всемирном масштабе, стало быть, искоренит войны.
В марксизме международная проблематика поглощалась теорией общественных формаций, исторически сменяющих друг друга в результате революций в способе производства материальных благ. По Марксу и Энгельсу, капитализм воплощал собой способ производства, при котором капитал разрушал национальные границы, и он же искал избавление от перспектив пролетарской революции в разжигании национальной розни, потому что внутри наций буржуазия стала господствующим классом. Но даже если буржуазия и пролетариат продолжают существовать в национальных рамках, в процессе развития мирового рынка они становятся двумя антагонистическими классами в международном сообществе. Существует и противоречие между буржуазиями разных стран в борьбе за сырье, колонии, рынки сбыта и т. д., но они второстепенны. Поскольку пролетариям нечего терять и они повсюду эксплуатируемы капиталом, то они должны объединяться. Но для этого пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения "национального класса", конституироваться как "нация". Наперекор всей предшествующей социально-философской мысли основатели марксизма утверждали, что основным элементом в человеческой организации были не племена, нации, а общественные классы.
Маркс и Энгельс различали нации "жизнеспособные" и "нежизнеспособные". Например, среди славян к первым они относили "поляков, русских, и самое большое, турецких славян", считая, что остальные славяне относятся к тем народам, которые "были насильственно подняты на первую ступень цивилизации, нежизнеспособны и никогда не смогут обрести какую-либо самостоятельность''.
Основатели марксизма разделяли "вопросы о границах между крупными историческими народами" и вопросы о праве на самостоятельное национальное существование многочисленных мелких остатков тех народов, которые фигурировали более или менее продолжительное время на арене истории, но затем были превращены в составную часть той или иной более мощной нации, оказавшейся в силу "большей жизнеспособности в состоянии преодолевать большие трудности''
После смерти Маркса Энгельс особенное внимание обращал на то, что Маркс и он "недостаточно подчеркивали" роль Российской империи как "главного оплота", "резервной армии европейской реакции".
Таким образом, можно полагать, что в сочинениях Маркса и Энгельса, содержатся определенные теоретические представления о международных отношениях. Согласно им, государства-нации по ходу исторического развития должны были уступать место всемирной коммунистической организации в результате победы пролетариата Запада, возможной только после сокрушения Российской империи как бастиона европейской реакции. Они заложили традицию объяснения международных отношений преимущественно с точки зрения социальных отношений.
ЛЕНИН
Захватив власть и провозгласив победу в России «социалистической революции», В. Ленин сделал 26 октября 1917 г. доклад о мире, в котором предложил "всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире". Под миром Ленин представлял немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций, он провозгласил также отмену тайной дипломатии.
В действительности же В. Ленин добивался власти, вдохновляясь идеей "мировой социалистической революции". Приехав в Россию, он призвал с броневика у Финляндского вокзала в своих апрельских тезисах 1917 г. Эта цель являлась теоретическим обоснованием захвата большевиками власти в России в надежде воспламенить русской революцией "горючий материал мировой политики", как любил выражаться Владимир Ильич. Она провозглашалась им и после создания советского государства.
Мировая революция на долгие годы составила идейное оправдание и конечную цель внешней политики советского государства. Дожидаясь революции в Германии, Ленин указал, что она будет долго осуществляться.
Всё это побудило его сформулировать прагматическую, "рабочую" концепцию внешней политики "для того периода, когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства” . Так, в 1920 г. В. Ленин заявил, что во внешнеполитические планы советского государства входит "мирное сожительство с народами, с рабочими и крестьянами всех наций, просыпающимися к новой жизни, к жизни без эксплуатации, без помещиков, без капиталистов, без купцов" .
Спасая всеми возможными способами советскую власть во враждебном международном окружении, большевистское правительство во внешней политике практиковало жесткие принципы реализма, не вполне согласовывавшиеся с идейными постулатами коммунизма. Ленин откровенно говорил, что "договоры и... законы перед лицом разгоревшихся международных конфликтов, это – не более, как клочок бумаги".
Таким образом, В. Ленин определил на семь десятилетий цели советской внешней политики. Разумеется, за этот продолжительный период ее теория и практика вобрали в себя иные элементы, отражавшие наступление новой эпохи, прежде всего появление оружия массового уничтожения. Тем не менее, вплоть до "нового политического мышления" М. Горбачева марксистско-ленинский "классовый подход", "мировая революция" и "полная победа над международным империализмом" составляли идейно-теоретическое основание внешней политики СССР.