Виды структурных частей норм права
ТЕМА 10. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
Норма права - это правило поведения субъектов права, которое устанавливается (или санкционируется) и охраняется государством и, выражая волю его граждан, социальных групп, общества, направлено на регулирование общественных отношений.
Признаки норм права:
— соотносятся с общепринятыми нормами международного права, национальным менталитетом общества;
— выражают определенную социальную волю;
— разрабатываются компетентными органами государства;
— принимаются в специальном порядке и определенными субъектами права;
— отражают уровень развития общества и государства;
— способность регулировать общественные отношения;
— являются формально-определенными правилами поведения;
— охраняются государством, социально-политической, нравственной и правовой культурой общества.
В отличие от иных социальных норм (морали, обычаев, норм общественных организаций) правовые нормы способны особым образом регулировать общественные отношения, поскольку:
а) обладают определенной структурой;
б) содержат в себе специфичную информацию — правовую;
в) охраняются государством.
Формально-определенный признак правовой нормы:
— сочетание в норме права принципа равенства всех субъектов права перед требованиями правовой нормы (формальный момент) с точностью, строгостью ее содержания (определенный момент).
Структура (лат. — взаиморасположение, строение)нормы права:
1. Гипотеза, т.е. часть нормы права, которая указывает на условия действия данной правовой нормы;
2. Диспозиция, т.е. часть нормы права, которая описывает само правило поведения;
3. Санкция, т.е. часть нормы права, которая указывает на государственные меры наказания в случае нарушения установленного правила поведения (диспозиции).
Особенности структурообразования норм права:
а) постоянной частью всякой нормы права выступает диспозиция, т.к. норма права не может быть без правила поведения (т.е. диспозиции);
б) те правовые нормы, которые направлены на регулирование противоправного поведения (уголовного преступления, административного проступка) включают в себя диспозицию и санкцию;
в) те правовые нормы, которые направлены на регулирование правомерного поведения не содержат санкций;
г) интересы языка закона (компактность нормы) требуют и определенной конструкции кодексов (общая и особенная части). Поскольку чаще всего большинство норм права применяются при определенных условиях (например, дееспособности лица), постольку условия применения норм содержатся в общей части кодифицированных законов. Отсюда гипотеза как часть нормы права носит так называемый «плавающий» характер.
Виды структурных частей норм права
Виды гипотез:
1. По форме выражения:
–– абстрактные (использована обобщающая формулировка);
–– казуистические (конкретно перечислены обстоятельства действия нормы).
2. По строению:
–– простые (содержат одно обстоятельство);
–– сложные (содержат два и более обязательных обстоятельства);
–– альтернативные (содержат несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия нормы).
3. По наличию или отсутствию юридических фактов:
–– положительные (указывают на необходимость наличия фактов для действия нормы);
–– отрицательные (указывают на необходимость отсутствия фактов для действия нормы).
Виды диспозиций:
1. По способу изложения:
–– простые (называют вариант поведения);
–– описательные (описывают существенные признаки поведения);
–– ссылочные (отправляют к другой норме этого же НПА);
–– бланкетные (отправляют к другому НПА).
2. По составу:
–– простые (одно правило поведения);
–– сложные (два и более правила поведения);
–– альтернативные.
Виды санкций:
1. По отраслям права:
–– уголовно-правовые;
–– административно-правовые;
–– гражданско-правовые.
2. По степени определенности:
–– абсолютно определенные (точный вид и размер наказания);
–– относительно определенные (устанавливают границы наказания);
–– альтернативные (устанавливают различные виды наказаний).
3. По характеру реакции государства:
–– карательные;
–– правовостановительные;
–– поощрительные.
Виды юридических норм:
1. По функциональной направленности:
— отправные (исходные, первичные, учредительные) нормы – занимают высшую ступень в законодательстве и определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений; свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права); эти нормы называют еще нетипичными, которые обеспечивают действие типичных норм;
— исходные (нетипичные)
а) нормы-начала – предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности (конституция); они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, в нормах-принципах
б) нормы-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права; их регулирующая роль неразрывно связана с их законодательным закреплением, которая тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве (принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом);
в) нормы-дефиниции – содержат определения правовых категорий и понятий (определения преступления в уголовном законе, административного проступка в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве); эти нормы выполняют направляющую функцию в механизме правового регулирования;
г) определительно-установочные нормы – предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования (ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда);
— нормы-правила поведения
а) регулятивные нормы – установление субъективных прав и юридические обязанностей субъектов, условия их возникновения и действия (порядок заключения брака); данные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие (обязывающие и запрещающие нормы являются императивными,т.е. не допускающими никаких отступлений, а управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных,т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером);
б) охранительные нормы – определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер (ответственность за клевету);
— общие нормы – нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;
— специальные нормы – нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.
2. По предмету правового регулирования:
— нормы конституционного (государственного) права;
— нормы гражданского права;
— нормы административного права;
— нормы уголовного права;
— нормы уголовно-исполнительного права;
— нормы финансового права.
3. По методу правового регулирования:
— императивные – содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права и действуют независимо от усмотрения субъектов права, могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволения (норма, содержащаяся в ст. 196 Гражданского кодекса РФ устанавливает общий срок исковой данности);
— диспозитивные – предполагают свободу выбора поведения, предоставляя субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей, устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения; характерны для гражданско-правовых отношений (норма ст. 331 «Исполнение обязательства по частям» Гражданского кодекса РФ);
— рекомендательные – предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения;
— поощрительные – стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями);
— карательные –предполагают неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.
4. По форме выражения предписания:
— управомочивающие;
— обязывающие;
— запрещающие.
5. По юридической силе:
–– нормы законов;
–– нормы подзаконных актов.
Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:
— прямой, т.е. полное изложение правовой информации в статье данного нормативно-правового акта, котороене требует привлечения для уяснения ее смысла и содержания дополнительных правовых источников;
— ссылочный (отсылочный), т.е. неполное изложение правовой информации в статье данного нормативно-правового акта, котороетребует привлечения для уяснения ее смысла, содержания дополнительных правовых источников,указанных в норме права;
— бланкетный, т.е. неполное изложение правовой информации в статье данного нормативно-правового акта, которое требует привлечения для уяснения ее смысла, содержания дополнительных правовых источников,не указанных в норме права.
Особенности изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:
— норма права и статья закона совпадают, т.е. в одной статье нормативно-правового акта целиком изложена норма;
— несколько норм права включены в одну статью закона;
— одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта.
Формы (источники) права— способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права.
Виды форм права:
1. Правовой обычай — одобренный и охраняемый (санкционированный государством, обществом обычай, которому придается юридическое значение);
2. Юридический (судебный или административный) прецедент — решение по конкретному юридическому делу, ставшее образцом для решения аналогичных юридических дел;
3. Нормативно-правовой акт— официальный акт субъекта правотворчества, содержащий нормы права;
4. Договор нормативного содержания— двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права;
5. Юридическая наука— различные научные труды, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;
6. Религиозные тексты(характерно для мусульманского права — Коран, Сунна, Иджма, Кияз);
7. Общие принципы права— исходные начала правовой системы, на которые юристы ссылаются при восполнении пробелов в праве.