Комментарии к второму разделу
1. В результате Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года зарождающаяся буржуазная государственность в России была пресечена. Возник новый, принципиально отличающийся от всех предшествующих эксплуататорских, социалистический тип государства и соответствующее ему право. Эта революционная смена всей системы общественных отношений была обусловлена рядом объективных и субъективных обстоятельств, важнейшими из которых были: не снижающийся накал классовых антагонизмов, российская буржуазия не смогла или не хотела его снизить; не до конца был решен земельный вопрос, столыпинская реформа породила новые противоречия в крестьянской среде, где наряду с помещиком появился еще и кулак-мироед; обострились и межнациональные противоречия, нарастает национально-освободительное движение; основная масса населения и, особенно, солдаты страдала от разносторонних тягот войны, желала быстрейшего заключения мира. С другой стороны, война создала психологическую предпосылку для преодоления морального барьера, запрещающего человеку убивать других людей. Временное правительство потеряло авторитет среди основной массы населения, так и не решив ни одного важнейшего вопроса. | 2. Среди субъективных факторов: широкая популярность среди населения социалистических идей (на выборах в Учредительное собрание все социалистические партии вместе взятые получили 85% мандатов; для сравнения - буржуазная партия кадетов получила всего 5% голосов); наличие в России сильной и организованной партии большевиков, имеющей широкие связи с народом, из чего и исходила их программа - "Фабрики - рабочим!", "Землю - крестьянам!", "Власть - Советам!", "Мир - народам!". Определенную роль в подрыве основ российской государственности сыграли и западные страны, исходя из своих интересов в сфере потребления и ли присвоения необъятных природных и многочисленных людских ресурсов, захвата новых рынков сбыта. Октябрьская революция в тех условиях представляла собой российский, отличный от западноевропейского вариант пути к современной индустриальной цивилизации. Учредительное собрание как альтернатива Советам в тех исторических условиях было нежизнеспособно. Оно не имело социальной базы, которая могла бы оказать ему поддержку, хотя эсеры вели работу в войсках и на заводах. Изучая историю советского государства и права, следует понять его цивилизационное отличие от евроцентристского либерального подхода к государственно-правовому развитию. |
3. Либералы признают существование лишь одной и единственно «правильной» формы народовластия — парламентская демократия. Она основана на конкуренции, представительстве главных социальных групп общества через партии, которые конкурируют на политическом рынке, в ходе выборов. Все требования плюрализма, многопартийности и т.п. ставили вопрос о смене самого цивилизационного типа государственности. Дореволюционная, советская и антисоветская отечественная историография видела в этом катастрофу, гибель России. В России традиционно читалось, что идеалом и заботой государства является обеспечение единство общества. От понимания этого зависело будущее страны. По этой линии и шел раскол и внутри революционеров-большевиков. Для традиционного общества государство – это сакральная ценность, оно обладает неким высшим смыслом, исходящим от благодати, а не сложения голосов отдельных подданных или граждан. Источниками этой благодати являются общепринятые идеалы, которые не проверяются на конкурентной основе, через диалог, компромисс, выборы. Советская власть в теоретическом плане была типичным идеократическим государство. Набор идеалов правды и справедливости и представлял традиционную благодать, придающую власти легитимность, придавая ей сакральную компоненту. | 4. Советы, как органы власти, были порождены традиционной политической культурой народов России и выражали эту культуру. Лозунг "Вся власть Советам!" отвергал конкуренцию партий, и разделение властей, и правовые «противовесы». Советы с самого начала несли в себе идеал прямой, а не представительной демократии: первые Советы включали в себя всех рабочих завода, а в деревне Советом считали сельский сход. Депутатами Советов избирались не профессиональные политики или юристы, а люди из гущи народа, представлявшие все социальных групп, регионы, национальности. Совет, озабоченный поиском единства (консенсуса), подходит к вопросу с разных сторон, ищет правду — то решение, которое как бы скрыто в народной мудрости. Парламент ищет не более чем приемлемое решение, точку равновесия сил. Парламентарий, получив мандат от избирателей, далее опирается лишь на свой ум и компетентность. Депутат Совета лишь выразитель воли избирателей. Единственной правящей силой в Советском государстве была коммунистическая партия (РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б), КПСС). Она была обязанной демонстрировать единство как высшую ценность и источник легитимности всего государства, в ней не допускалась никакая фракционность на стадии реализации решений. |
5. В.И. Ленин считал, что в условиях массовой малограмотности трудового населения, избранным его представителям - депутатам, будет трудно справляться с государственным управлением. Делать это могут большевики как авангард, как наиболее образованная и опытная часть правящего класса. Однако с течением истории это соотношение выравнивалось, поскольку образованность стала одним из главных достижений Советского Союза. А в конце 1980-х г. очень популярным стал лозунг «Партия! Дай порулить!». Другой важный аспект советской однопартийной политической системы заключался в идее всевластия Советов. Поскольку они не были ограничены ничем, в т.ч. и законами, возникла опасность растаскивания единого государство по местным квартирам и хуторам. В этих условиях партия выступала как авторитетная общегосударственная сила, хранителем единого государства. Партийные фракции Советов соединяли их в единую государственную систему, вязанную по вертикали и по горизонтали. Выработка решений через согласование интересов и поиск компромиссов осуществлялась партийными органами через членов партии в Советах и их исполкомах. Была создана система номенклатуры – перечня согласуемых с партийными органами партийно-государственных должностей. Такой подход был | 6. эффективен в условиях нехватки образованных кадров, сложности географической, национальной и хозяйственной структуры страны. Номенклатура подчиняла весь госаппарат единым критериям и действовала почти автоматически. Это обусловило необычную для парламентских систем эффективность Советского государства в экстремальных, а порою и чрезвычайных условиях индустриализации и войны. Это давало и определенную защищенность практическим руководителям, побуждало их к инициативе и творчеству во имя главной цели. Однако с течением времени, в условиях мирного строительства номенклатура приобрела тенденцию к кастовому обособлению, образованию кланов, землячеств, кумовства, и, в конечном счете, коррумпировала партийно-советскую верхушку. Обособившаяся номенклатура, осознав свои групповые интересы, перешла в наступление, совершив революцию сверху, уничтожив Советское государство и КПСС, получив при этом изрядную часть государственной и партийной собственности. Будучи порождением традиционного общества, советское государство выработало соответствующую такому обществу систему права. В обыденном сознании России считается, что правовое государство — это то, которое строго соблюдает установленные и известные всем нормы и всех заставляет их соблюдать. |
7. В России право традиционно ассоциируется с правдой — сводом базовых этических норм. Эти нормы до такой степени сливаются с правом, что большинство советских людей в обыденной жизни и не делали между ними различия. СССР не был, в понятиях либерализма, правовым государством, но существовали неписанные моральные нормы, которые считались также законом. Буквальное понимание в 1990-х годах либерального принципа «разрешено все, что не запрещено законом», снимало все табу, все не записанные в законе этические нормы, характерные для менталитета населения многонациональной страны с православной и мусульманской культурой. Характеризуя основные периоды истории Советского государства и права, следует отметить ряд характерных обстоятельств. В нем, как правило, выделяют следующие периоды: 1) возникновение и становление советского государства и права (октябрь 1917 – 1953 гг.); 2) советское государство и право в годы Великой Отечественной войны и послевоенного 3) советское государство и право в период либеральной модернизации и кризиса социалистических общественных отношений (конец 1950-х – 1991 гг. Эти периоды делятся на более детализированные исторические этапы. Имеются и другие подходы к периодизации истории советского государственно-правового развития. | 8. Правовой основой Советского государства стали решения II и III Съездов Советов, первая отечественная Конституция РСФСР 1918 года. Однако вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались исходя из старых норм или опираясь на «революционное правосознание», источником которого было «классовое чутье». На деле это часто означало принятие решений под давлением обстоятельств, исходя из «революционной целесообразности». В целом господствовал здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в России, многократно прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и гражданской войне. Гражданская война явилась наиболее острой формой классового противоборства. При этом расстановка сил была достаточно сложной. Главными противниками выступали трудящиеся массы и свергнутые классы помещиков и капиталистов. Однако в борьбе участвовали и другие социальные силы, порой мигрировавшие из одного лагеря в другой, создававшие различные временные коалиции. В гражданскую войну вмешались и иностранные интервенты, которые помогали белой армии, но имели и свои собственные интересы. |
9. Советское государство сосредоточило руководство обществом и непосредственно осуществляло мероприятия по защите социалистического Отечества, мирному строительству. Политика «военного коммунизма» – была главным образом вызвана необходимостью мобилизации всех сил на борьбу с иностранными интервентами и силами внутренней контрреволюции. В таможенной сфере была установлена монополия внешней торговли. Кроме советского существовали и другие проекты послереволюционного государственного строительства: Сибирское правительство; правительство Юга России; Уфимская Директория; Украинская держава; Закавказская Демократическая Федерация, Дальневосточная Республика и др. Все несоветские проекты не выдержали испытания временем. Федеративная сплоченность новых советских республик вокруг РСФСР, а также развитие самой Российской Федерации явились одним из условий победы над интервентами и белогвардейцами. Это был этап на пути дальнейшего становления формы государственного единства Советского государства. Итоги гражданской войны и иностранной военной интервенции способствовали началу процесса международного признания Советского государства. После войны Советская Россия столкнулась с острым политическим кризисом, прежде всего в экономике. Военный коммунизм стал неэффективным. | 10. В основу новой государственной политики была положена концепция А.В. Чаянова: развитие трудовых крестьянских хозяйств без наемного труда с их постепенной кооперацией. ВЦИК издал Декрет от 21 марта 1921 г. “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом”. Крестьянин получил возможность свободно распоряжаться оставшимся после сдачи налога урожаем. В деревне допускались в определенных размерах аренда земли и использование наемного труда. НЭП включала также отмену всеобщей национализации мелкой и кустарной промышленности, сдачу в аренду частным лицам государственных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды, смешанных обществ. В правовой системе начался переход от «революционного правосознания» к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых были невозможны НЭП и частная хозяйственная деятельность. В 1922-1928 гг. проведена кодификации норм советского права. В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР, который подробно регламентировал таможенные операции, ответственность за нарушение таможенных правил, определял другие аспекты таможенного дела. Он действовал до 1964 года. |
11. Не смотря на все трудности, свойственные периоду введения НЭП, она изменила обстановку в стране. Прекратились волнения крестьян, забастовки рабочих, улучшилось снабжение населения продуктами и предметами первой необходимости. Вместе с тем выявились, и стали быстро нарастать новые противоречия, особенно в аграрном секторе, которые уже в 1928-1929 гг. воспринимались руководством государства и партии как угрожающие. После срыва заготовок хлебов 1927 г., когда государству пришлось пойти на чрезвычайные меры (твердые цены, закрытие рынков и даже репрессии), и еще более катастрофической кампании хлебозаготовок 1928/1929 г., вопрос должен был решаться срочно. Это воспринималось крестьянством уже как нечто совершенно ненормальное, вызвало около 1300 мятежей, в результате терактов погибло свыше 10 тыс. активистов советской власти. В 1929 г. вводятся карточки на хлеб. В этих условиях Советским правительством был взят курс на ликвидацию кулачества и коллективизацию. Был взят курс на форсированную индустриализацию. Это означало конец новой экономической политики. Усиливается централизованное плановое руководство экономикой страны, ликвидируются элементы хозрасчета, усиливается налоговое бремя на частные предприятия, к 1933 г. исчезают концессии, предоставленные иностранным предпринимателям. | 12. Темпы индустриализации были небывало высокими: с 1928 по 1941 год было построено около 9 тысяч крупных промышленных предприятий. Промышленность по отраслевой структуре, техническому оснащению, возможностям производства важнейших видов продукции вышла в основном на уровень развитых стран. Это было достигнуто через трудовое и творческое подвижничество всего народа при общем энтузиазме, по силе сходном с религиозным. Однако условием и, в какой-то мере следствием этого порыва, былтоталитаризм - соединение общества жесткими скрепами, которые из всех и из каждого “выжимали” все физические и духовные ресурсы. Главными элементами механизмов этой тоталитарной системы было государство, партия, Сталин и общественное сознание. Главным в советской модернизации было превращение человека с крестьянским типом мышления - в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей, т.е. в человека современного индустриального общества, способного быть оператором сложной производственной и военной техники. Запад создавал такого человека в течение 400 лет, в основном возложив эту задачу на частного хозяина, который дубил шкуру рабочего угрозой голода. |
13. В СССР на воспитание дисциплинированного, точного и ответственного человека отводилось менее десяти лет. Эта задача была выполнена, при этом все это переплеталась с жестокостью. Коллективизация вызвала на первом этапе тяжелую катастрофу, которая сопровождалась массовыми страданиями и человеческими жертвами, страшным голодом зимы 1932/1933 г. с гибелью большого числа людей (в основном в южных и юго-восточных регионах России, на Украине, в Поволжье и др.). Государство предпринимало определенные меры по преодолению последствий этой катастрофы. В марте 1933 г. состоялся судебный процесс против ряда работников Наркомзема СССР, как виновных в возникновении голода. Было принято множество разумных, но запоздалых постановлений, устраняющих перегибы. В 1935 г.: начали расти сборы зерна, поголовье скота, оплата труда колхозников, были отменены карточки на хлеб. В 1937 г. валовой сбор зерна составил уже 97,5 млн. т. Важнейший урок коллективизации заключается в несоответствии социально-инженерного проекта социально-культурным характеристикам человека. Проект по типу кибуцев был разработан для еврейских колонистов-горожан и вполне соответствовал их культурным стереотипам. Российский крестьянин создавал свое хозяйство трудом, опираясь на общину. | 14. Советское крестьянство “переварило” чуждую модель и приспособило колхозы к местным культурным типам. Экзаменом для колхозного строя стала война. Переход к крупному и в существенной мере уже механизированному сельскому хозяйству произошел. С ликвидацией многоукладности в экономике в стране исчезла эксплуатация человека человеком. Изменился классовый состав населения: значительно вырос рабочий класс, новым, существенно иным классом стало колхозное крестьянство. Сформировалась многочисленная интеллигенция, почти на 90% состоявшая из выходцев из рабочих и крестьян. В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, завершившая большой этап государственного строительства. Для своего времени Конституция СССР 1936 г. была самой демократической конституцией в мире. Насколько ее положения были реализованы в политической практике - другой вопрос. Конституции всегда в той или иной мере служат декларированным идеалом. Ключевой вопрос этого этапа – «сталинские репрессии». К ним относятся приговоры по ст. 58 УК РСФСР о контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлениях (бандитизм, разбой и др.). В 1930-1939 гг. по этой статье было осуждено 2,8 млн. чел. (724,4 тыс. к высшей мере), из них 1,35 млн. в 1937-1938 гг. (684,2 тыс.). |
15. Суровость приговоров очевидна, но важнейшей стороной «сталинских репрессий» было то, что действия власти получали массовую поддержку, которую невозможно было ни организовать, ни имитировать. Советское государство не пошло по пути возложения репрессий на неформальные организации (суд Линча, Ку-Клукс-клан, отряды СА в гитлеровской Германии, эскадроны смерти и т.п.), и никогда не выпускало из рук монополии на физическое насилие. Репрессии разрушили все начавшие складываться через самоорганизацию номенклатурные кланы, ориентированные на групповые узкокорыстные цели и ускользающие от контроля. Подобные группы уже в конце 80-х гг. хладнокровно ликвидировали СССР. С января 1938 г. маховик репрессий начали тормозить, был принят ряд “охлаждающих” постановлений: сняты, судимы и расстреляны ведущие работники НКВД во главе с наркомами (Ягода, Ежов), прекращена работа “троек” на местах. В 1939 г. была проведена массовая реабилитация (освобождено 837 тыс. человек, в том числе 13 тыс. офицеров, которых восстановили в армии). В 30-е гг. право было инструментом и в такой же мере продуктом сплочения советского общества. Изменения в нем были направлены на укрепление всех систем мобилизационного жизнеустройства. | 16. 22 июня 1941 г. Германия начала войну против СССР. Это была война нового типа, какой не знала Россия, - тотальная война на уничтожение. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации и как страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблении значительной части населения. На эту войну СССР ответил Отечественной войной. Это было столкновение цивилизаций с крайним напряжением их сил, организованных тоталитарными государствами. Суть войны, после краткого замешательства, была осознана советским народом правильно, и переход в ней на сторону врага не мог быть оправдан никакими доводами. Эта война была главным и беспристрастным экзаменом всей советской государственности. Во время войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. За время войны было три сессии Верховного Совета, посвященные ратификации союзных договоров, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Кроме того, создавались чрезвычайные органы, главным из которых был Государственный Комитет Обороны, во главе с И.В. Сталиным. |
17. В годы Великой Отечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы (далее – ВТ) и общие суды. Приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. № 227 в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. Приказ остановил беспорядочное отступление. Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.). Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории. В отношении ряда народов СССР (поляки, немцы, крымские татары, чеченцы и ряда других народов Кавказа) были приняты репрессивные меры в виде массовых депортаций. Это было наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельных личностей. | 18. При депортациях происходили эксцессы, жестокости и преступления. Так из 151720 крымских татар, депортированных в мае 1944 г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151529 человек (умер в пути 191 человек). Если бы, например чеченцев, судили индивидуально по законам военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации). В местах поселения они получали образование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшего образования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом. Война закончилась полным разгромом агрессоров примерно с равными потерями в живой военной силе СССР и Германии. По различным данным в годы войны Советский Союз потерял от 25 до 29 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и рабочих поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень. Материальный ущерб нанесенный Советскому Союзу составил 2 трлн. 569 млрд. руб. в довоенных ценах. Большая и длительная война показала: 1) Силу, эффективность и гибкость государственного аппарата; 2) Огромные возможности плановой системы; |
19. 3) Устойчивость социального и национального жизнеустройства; 4) Силу и эффективность советской системы образования и воспитания; 5) Силу и гибкость советской системы науки и техники; 6) Эффективность системы здравоохранения. После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни Советского государства. Он оказался самым трудным и завершился уничтожением как СССР и его государственной системы, так и созданного этим государством жизнеустройства. Послевоенное развитие советского общества происходило в большей мере под влиянием субъективного фактора. Смерть И.В. Сталина и приход к власти Н.С. Хрущева привели к определенной либерализации общественной жизни. В последующем, после очередной смены власти, в стране была проведена серия контрреформ по исправлению валюнтаристских ошибок, совершенных Н.С. Хрущевым в период его нахождения во главе Советского Правительства и КПСС. Но именно в этот период начался отход от мобилизационной модели государственного устройства, отказ от репрессий, сформировалась мировая система социализма, ее экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (1949 г.) и военно-политический блок – Организация Варшавского Договора, противостоящая НАТО. | 20. Так называемая «эпоха застоя» была достаточно сложной и противоречивой, осложненной «холодной войны». Советский Союз сделал прорыв в космос, достиг военно-стратегического паритета с США, стал второй экономикой мира. Важнейшим этапом в жизни советского государства стало принятие в 1977 году новой Конституции СССР. Однако в экономической и социальной жизни стали проявляться кризисные явления, стагнация. Это и многое другое стало причиной перехода к новой политике, получившей название «перестройка», которая относится к категории “революций сверху”. Её движущей силой стал необычный союз части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ “прилавки, полные продуктов”), криминальных слоев, связанных с “теневой” экономикой. Перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР и привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. |