Тема 20. Государство и личность
Человек, личность, гражданин. Правовой статус личности и его виды.
Права и свободы человека и гражданина: понятие и виды. Поколения прав человека. Права и юридические обязанности. Нормативно-правовое закрепление прав человека: внутригосударственное и международное. Международные акты о правах человека. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Механизмы защиты прав человека. Международная защита прав человека.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
В модулях 1, 2, 3 предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций. Контроль проводится в форме устных опросов на семинаре.
В целях организации самостоятельного изучения дисциплины на сайте дистанционного обучения (далее – сайт ДО) Университета размещен перечень вопросов для самоконтроля, написанный преподавателями университета.
После изучения отдельной темы дисциплины обучающемуся рекомендовано пройти текущее тестирование на сайте ДО. Текущее тестирование, прежде всего, является одним из элементов самоконтроля и закрепления студентом пройденного учебного материала. По каждой теме в Тестовом сервисе размещено как правило от 5 до 10 вопросов, направленных на закрепление основных дидактических единиц данной темы.
Компьютерная программа предварительно оценивает прохождение теста и отправляет данные преподавателю, который ставит «зачет» за тестирование. Текущий контроль позволяет обучающемуся обратить внимание на наиболее сложные для него вопросы и путем самообразования и консультаций у преподавателя повысить уровень своих знаний по теме дисциплины.
Для подготовки к промежуточной аттестации целесообразно пойти тестирование по всему курсу на тренажере. По завершении работы студент может ознакомиться с результатами пройденного тестирования и сравнить свои ответы с правильными. Количество тестирований при этом не ограничено.
Образовательные технологии
Процесс преподавания включает в себя:
- базово-информационные установочные элементы;
- инновационное обучение, нацеленное на решение новых для обучаемых проблем;
- интерактивное взаимодействие педагога и студента;
- взаимодействие традиционных и технико-электронных средств;
- применение элементов дистанционных образовательных технологий;
- использование деятельностного подхода;
- сочетание средств эмоционального и рационального воздействия.
- сочетание индивидуального и коллективного обучения;
Материал каждого модуля изучается в соответствии со следующим дидактическим циклом:
- теоретический материал;
- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;
- предметно-проблемные задания по наиболее важным вопросам;
- самостоятельная работа над учебным материалом;
- закрепление материала, приобретение студентами навыков подготовки сообщений, самостоятельных выступлений и решения задач в ходе практических занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов:
- выступления с сообщениями;
- оперативное тестирование.
Раздел 5. Порядок проведения и оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В соответствии с учебным планом Университета промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме экзамена.
Методика проведения экзамена по дисциплине и основные критерии оценивания знаний студентов
Экзамен проводится в форме устного опроса по билетам и включает в себя:
- выставление оценки по результатам ответа по содержанию билета, включающего заранее определенные преподавателем вопросы.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он знает основные положениянауки теория государства и права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов,правовых статусов субъектов, правоотношений; умеет оперироватьюридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать нормыправа; владеет юридической терминологией; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовыхотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
-оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает основные положения науки теория государства и права, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов,правовых статусов субъектов, правоотношений; умеет оперироватьюридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты ивозникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать нормыисточников.
-оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он знает основные положения науки теории государства и права, сущность и содержание основных понятий, категорий,институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в римском праве.
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет теории государства и права.
2. Методология теории государства и права.
3. Первобытный строй и формы социальной организации в догосударственном обществе.
4. Теории происхождения государства и права.
5. Власть и ее виды. Государственная власть.
6. Понятие и признаки государства.
7. Сущность и содержание государства.
8. Формационная типология государств.
9. Цивилизационная типология государств.
10. Понятие и классификация форм государства.
11. Форма правления.
12. Форма государственного устройства.
13. Государственный режим.
14. Понятие и признаки функций государства.
15. Классификация функций государства.
16. Формы и методы реализации функций государства.
17. Понятие механизма государства. Аппарат государства.
18. Структура механизма государства.
19. Государственный орган: определение и виды.
20. Понятие и структура политической системы общества.
21. Правовое государство.
22. Демократия, ее формы и институты.
23. Гражданское общество и государство.
24. Понятие права и свобод человека, гражданина, личности.
25. Классификация прав и свобод.
26. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.
27. Основные подходы к пониманию права.
28. Понятие и виды социальных норм. Нормы права и нормы морали.
29. Сущность права. Определение и признаки права.
30. Содержание права. Объективное и субъективное право.
31. Функции и принципы права.
32. Понятие и виды источников права.
33. Нормативный правовой акт.
34. Правотворчество: понятие, черты, факторы.
35. Стадии правотворческого процесса.
36. Систематизация законодательства.
37. Понятие системы права. Система права и система законодательства.
38. Структура системы права.
39. Система права Российской Федерации и ее элементы.
40. Понятие и признаки нормы права.
41. Структура нормы права.
42. Правовые системы и их типологии.
43. Понятие и признаки правоотношений.
44. Классификация правоотношений.
45. Предпосылки возникновения правоотношений.
46. Состав правового отношения.
47. Понятие и формы реализации права.
48. Применение права как особая форма его реализации.
49. Акты применения права.
50. Пробелы в праве и способы их восполнения.
51. Виды коллизий в праве и способы их устранения.
52. Толкование права.
53. Механизм правового регулирования: понятие, элементы, стадии.
54. Правомерное поведение.
55. Понятие, признаки и состав правонарушения.
56. Виды правонарушений, причины их совершения.
57. Юридическая ответственность: понятие, признаки и принципы.
58. Виды юридической ответственности.
59. Законность, правопорядок и общественный порядок.
60. Правосознание: понятие и структура. Функции и виды правосознания.
61. Правовая культура: понятие, уровни, формы.
62. Правовое воспитание.