Теоретические трактовки нации
В настоящее время преобладают две основные теоретические трактовки нации — конструктивистская и примордиалистская.
Представители конструктивистской трактовкирассматривают нацию как результат деятельности социальных акторов. Это определяемая, обнаруживаемая субъектом принадлежность к культурной группе (идентичность). Если это солидарность, то она воссоздается, если социокультурная граница, то прочерчивается, и т. д. Конструктивизм стремится описать этничность как осуществляемый процесс деятельности, состоящий в интерпретации (различий), формировании (границ), изобретении (традиций), воображении (сообщностей), конструировании (интересов) и т. д. Варианты конструктивизма сильно различаются в зависимости от того, кто и как осуществляет процесс конструирования в его различных вариантах (государство, иная власть (например, протестное движение), политические элиты, интеллектуалы-идеологи, институции, «человек с улицы») и каков контекст этого конструирования.
В работе «Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма» американский ученый Бенедикт Андерсон 1 называет нацию, так же как и национализм, культурным артефактом особенного рода.
К. Касьянова рассматривает нацию как итог деятельности интеллектуальной элиты, создающей образы национальной солидарности, а В. Розенбаум — как следствие культивируемой властями общегосударственной солидарности. Э. Геллнер полагает, что в качестве основного продуцирующего нацию субъекта выступает государство. Именно сознательные действия госструктур по формированию национальных движений и рождают нации.
Следовательно, политическая деятельность, направленная на защиту воображаемой нации, признается главным фактором, созидающим нацию как определенную общность. В то же время утверждается, что такая конструирующая деятельность государства должна сочетаться с наличием доброй воли граждан, а также с существованием необходимых предпосылок, в частности, определенного уровня культурной гомогенности и образованности общества.
Примордиалистские трактовкинации исходили из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой.
1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления о природе и распространении национализма. Киев, 2001.
Теоретические трактовки нации 259
Содержание и сущность национализма 261
конструктивистов к массовому сознанию, обывателю, повседневным интерпретативным стратегиям людей, которые вовсе не являются пассивными марионетками в политической игре элит или более «профессиональных» социальных конструкторов.
Наиболее полно политическое значение разного рода теоретических и идеологических подходов выражается в тех или иных формах и типах национализма.
Содержание и сущность национализма
В политической науке нет однозначного понимания такого явления, как национализм. Так, Э. Геллнер понимает под национализмом прежде всего «политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать. Националистическое чувство — это чувство негодования, вызванное нарушением этого принципа, или чувство удовлетворения, вызванное его осуществлением»1.
По его мнению, если «общество готово к приходу национализма, его развитие трудно остановить. Наступает национальное «пробуждение»; массы крайне болезненно ощущают несоответствие между возможностями и состоянием своей национальной культуры, обеспеченностью ее средствами политической власти. Именно в этот момент национализм особенно чувствителен, агрессивен; он способен найти любую щель, чтобы пробудить чувство «национального унижения»2.
Один из крупнейших исследователей национализма американский политолог Пол Рейнш считает, что национализм «является краеугольным камнем подлинной государственности»3.
По мнению П. Сорокина, национализм вытекает из социального неравенства и им же объясняется. По мысли российско-американского ученого, «нет национальных проблем и национального неравенства, а есть общая проблема неравенства, выступающая в различных видах и производимая различным сочетанием общих социальных факторов, среди которых нельзя отыскать социально-национального фактора, отличного от религиозных, экономических, интеллектуальных, правовых, бытовых, сословно-профессиональных, территориальных и т. п. факторов»4.
1 Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. М., 1991. С. 23.
2 Там же. С. 88.
3 Relnch P. S. World Politics at the End of the 19 Century. N.Y., 1902. P. 3.
4 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 250.