Эпоха Возрождения и Реформации

История политических и правовых учений

Мачин Игорь Федорович

10.01.13

История политических и правовых учений – систематизация индивидуального интеллектуального опыта, связанного с пониманием гос-ва, права, законодательства.

Основные школы правовой мысли:

· Школа естественного права

· Школа юридического позитивизма

· Социологическая

· Историческая

· Психологическая

· Теологическая

· Марксистская

Направления политической мысли:

· Политический либерализм (доказательство обеспечения личной свободы)

· Политический консерватизм (нерадикальные изменения)

· Плюрализм политического и правового мышления

Критерии определения значимого политического произведения:

· Большое влияние на современников данного мыслителя

· Большое влияние на последующих мыслителей

Личности, рассматриваемые в данном курсе как политически-правовые мыслители:

1) Философы (Аристотель, Платон)

2) Теологи (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Феофан Прокапович)

3) Историки (Палибий, Татищев)

4) Юристы (Жан Боден, Монтескье)

5) Социологи (Авгюст Конт, Герберт Спенсер)

6) Политические деятели (Декабристы (Пестелев, Муравьев), Бобёф)

Развитие учебной дисциплины:

- 1869, 1902гг. – Россия – Чечерин «История политических учений» (1, 2 том)

- 1902, 1920гг. – США – Данин «История политических теорий» (1, 2 том)

- 1903г. – Англия - братья Карлайлы «История средневековой политической теории на Западе»

Учение имеет 3 составляющие:

1) Логическое основание (картина мира, мифология, философия, теология, история, наука, психология, биология)

2) Содержание учения (тема)

3) Программа (ценности, задачи, выделение направления мысли)

Совершенное государство

Совершенное государство в наше время – это социальное государство:

· Плюрализм идеологий

· Разнообразие рынков

· Демократический режим

· Децентрализация власти

Недостатки социального гос-ва (Дерендорф):

· Рост социальной бюрократии

· Рост социального иждивенчества

· Проблема доступности мед. обслуживания

· Сокращение соц. программ при экономическом кризисе

Правовое гос-во (исторически предшествует социальному):

· Право обязательно для всех

· Наличие адм. юстиции

· Разделение властей

· Независимость власти, СМИ

· Обеспечение прав человека

Точки зрения по поводу правового и соц. гос-ва:

- Нозик – нужно вернуться к модели правового гос-ва, без соц. обеспечения.

- Хёффе – соц. гос-во – это основа для существования правового гос-ва.

- Признание несовершенного гос-ва.

Борьба с тиранией:

· Тираноубийство

· Революция

Проблема иммунитетных прав человека:

- Маркс «Тезисы о Фиербахе»: «Сущность человека – совокупность всех общ отношений».

- Ганц Кельзин: «Любое содержание может быть правом».

- Цицерон: «Несправедливый закон не создает право».

Аксиомы права:

1) Закон обратной силы не имеет

2) Никто не может быть судьей в собственном деле

3) Нельзя судить человека за одно и то же деяние

Политические и правовые учения в Древней Греции

5в. - 2в. до н.э.

Затронутые вопросы:

· Классификация форм гос-ва

· Поиск совершенной формы гос-ва:

- Это простые формы гос-ва (демократия – Протагор, аристократия (философы) – Платон («Государство»), тирания)

- Смешанная форма гос-ва (Платон «Законы», демократия-олигархия - Аристотель, монархия -аристократия-демократия - Полибий)

· Определения (этимологические):

- демократия (Фукидит) – «власть народа»

- право (Ульпиан) – «справедливость»

· Радикальная критика демократии:

- Платон не принимал демократию, т.к.:

o этот строй не имеет должного управления (низкая исполнимость решений)

o должности определялись по жребию

· Лексика

· Судебная/политическая/юридическая риторика

11.01.13

Софизм

· Платные учителя мудрости

· Политически-правовые мыслители

· Их взгляды:

- Логическое основание: философский релятивизм, скептицизм, мифология

- 3 группы софистов в зависимости от их правовых взглядов:

1. Условное право:

o Созданное людьми

o Позитивное право

o Протагор: «Законы – это изобретения славных и древних законодателей». «Мнение города, выраженное в законе и есть истина для этого города».

o Горгий: «Законы – это стражи справедливости»

2. Естественное право:

o Самовозникшее

o Антифонт: «По природе мы все равны, и греки, и варвары».

o Гибий: «Законы принуждают ко многому, что противно природе».

o Алкидам: «Природа никого не сделала рабом».

o Лигафрон: «Благородные и неблагородные друг от друга не отличаются».

o Найден критерий критики условного права

[Софокл «Антигона»: показал противостояние естественного права условному.]

3. Социальное назначение условного права:

o Каликл:

ü Аристократ:

ü «Право служит интересам большинства, слабейших»

ü Естественное право – право сильного

o Фрасимах: «Право служит интересам сильных, тех, кто находится у власти»

· Протагор:

- «Человек – мера всех вещей»

- Работа «О Богах»: неизвестно, есть боги или нет.

- Посредством мифа о происхождении людей обосновал демократию как форму гос-ва (диалог Платона «Протагор»): наделение людей чувствами стыда и справедливости

=> Значение софистов:

- Истоки 3 современных школ правопонимания:

o Юридического позитивизма

o Естественного права

o Социологической

- Законы – это изобретение славных древних законодателей

- Слова – не только средство передачи информации, это еще и символическое оружие (производят эффект на слушателей)

- Обосновали свободу слова, возможности ее использования

Платон

427-347 гг.

Раздваивает мир: вещей и идей.

Объективный идеалист:

- Существует идеальное гос-во, как и идеальный круг, квадрат

- Необходимо было найти гос-во, которое было бы устойчивым к внутригос. переворотам

- Переживание из-за несправедливости вынесенного решения о казни Сократа

«Мы лепим в своем воображении гос-во, счастливое в целом, и забываем о счастье каждого».

Работа «Государство»:

· Правят философы:

- они презрительно относятся к замещению гос. должностей (т.е. не должны править те люди, которые влюблены во власть)

- в души разных людей боги поместили разные металлы: золото, серебро, медь и железо (=философы, воины, ремесленники) => у философов – божественное золото => у них иммунитет к обогащению

- у философов не должно быть семьи и частной собственности

· Гос-во – это гигантская человеческая душа, имеющая 3 начала: разумное, яростное, вожделеющее (=философы, воины, ремесленники)

· Классификация испорченных гос-в:

Ý Тирания

Ý Демократия

Ý Олигархия

Ý Тимократия (правление военных)

Работа «Законы»:

· Поиск середины между монархией и демократией

· Конституционные органы: 37 стражей законов, совет из 360 человек, народное собрание

· Неконституционный орган: Ночное собрание из 10 старцев

· Поставленные проблемы:

- Проблема законодательных приоритетов: Главное для гос-ва – это рождение детей => главные законы – законы о семье и браке

- Проблема законодательного искусства: законодатель должен найти меру в законе

Работа «Политик»:

· Классификация гос-в по критериям:

- Количество правящих

- Отношение правящих к закону

=> Положительные:

o Монархия

o Аристократия

o Демократия

=> Отрицательные:

o Тирания

o Олигархия

o Демократия без опоры на закон

· Наилучшее – правление одного, обладающего царским искусством управления независимо от его опоры на закон (т.к. законами нельзя урегулировать все казусы и нюансы, законы – это вынужденная мера)

Аристотель

4 в. до н.э., Греция.

Классификация по критериям:

1) Количество правящих:

2) Интересы

ð правильные:

- Монархия

- Аристократия

- Полития (правление многих в пользу всех)

ð Неправильные:

- Тирания

- Олигархия

- Демократия (правление многих в пользу своих интересов)

Полития – лучшая форма гос-ва:

· Между олигархией и демократией

· Преобладание среднего класса населения => бедные и богатые не смогут объединиться против среднего класса, т.к. у них разные интересы

· Это цензовая демократия => граждане – это воины (могут сами себя вооружить)

· Подходит только для греков

· Земельные наделы средних размеров + гос. собственность для проведения коллективных трапез

· Связь между возрастным разделением граждан и замещаемой должностью:

- Юный возраст – военная деятельность

- Средний – законо-совещательная деятельность

- Старший – жреческая деятельность

· Государство-полис – союз свободных людей для достижения лучшей, благой жизни

· Правовое учение:

- Классификация права:

o Положительное (=условное)

o Естественное:

ü Гос-во мужа над женой

ü Существование рабства

- Право (по греч. «справедливость») - это мерило справедливости

- Закон – это уравновешенный разум

- Справедливость:

o Уравнивающая

o распределяющая

· Душа человека имеет начало разумное и аффективное => разумное начало должно контролировать аффективное начало

Полибий

Древнегреческий историк, которого привлекало римское правление.

Работа «Всеобщая история»:

· История должна быть всеобщей (Запад и Восток)

· История должна быть полезной

Философия стоицизма – в природе все разумно и неизбежно, все развивается циклично.

Концепция круговорота форм гос-ва:

· 6 форм гос-в, сменяющих друг друга:

1) Монархия

2) Тирания

3) Аристократия

4) Олигархия

5) Демократия

6) Охлократия – власть толпы

· Промежутки времени смены формы правления:

- Связаны с жизнью поколений людей (1 поколение ~ 30 лет)

- Монархия -> тирания – несколько поколений

- Аристократия -> олигархия – 1 поколение

- Демократия -> охлократия – несколько поколений

Идеальная форма гос-ва:

· То гос-во, которое содержит элементы монархии, аристократии и демократии

· Аналог – Римская Республика:

- 2 консула (монархия)

- Римский Сенат (аристократия)

- Народное Собрание (демократия)

Цицерон

1 в. до н.э., на закате Римской (императорской) Республики.

Являлся политическим и правовым мыслителем, гос. деятелем.

Государство (по лат. – «республика») – народное дело, а народ – это не простое соединение людей, а соединение людей, связанных между собой juris consensus (согласие в вопросах права) и общими интересами.

=> юридизация понятия государства, т.к. есть отсылка к праву.

Также определяет гос-во через вопрос: а что такое гос-во если не общий правопорядок?

Все существующие формы правления несовершенны, они могут перейти в дурные формы (тирания, олигархия, охлократия), которые нельзя называть гос-вами, т.к. нет juris consensus.

Совершенная форма гос-ва - комбинация монархии, аристократии и демократии = Римская Республика.

Проблема амнезии:

«Как правило, большинство людей охватывает амнезия в отношении справедливости, стоит им поддаться проявлению политической власти, магистратурам, славе».

Правовое учение:

· Vera lex (по лат. «естественный закон») – разумное постоянное положение, которое соответствует природе, распространяется на всех людей, которое призывает к исполнению долга, приказывая, и, запрещая, от преступления отпугивает.

· Содержание vera lex – справедливость:

- не вредить другим

- частной собственностью пользоваться как частной, гос. как государственной

· Критическое противопоставление естественным законам позитивных законов (не все законы являются vera lex, т.к. не все они соответствуют справедливости => они не создают права)

· Sumam jus suma injure –высшее право – высшая несправедливость

· Естественное праов становится действующим правом, а не только как философское определение как у Аристотеля

14.01.13

Римские юристы о праве

3 в. до н. э. – 3 в.

Имена:

· Цельс

· Гай

· Ульпиан

· Модестин

· Павел

· Попиниан

Шершеневич: «Уникальность Рима в том, что только 2 профессии получили уважение: полководцы и юристы.»

3 вида деятельности юридической практики:

1) ответы на юр. вопросы

2) предложение формы заключения сделок

3) сообщение формул для ведения дел в суде

Проблема толкования права решалась философией стоицизма:

· Основатель стоицизма – Зенон

· Единственный источник права – природа => естественное право (справедливость)

· Право (jus) – искусство добра и справедливости (Цельс)

· Право – то, что всегда является справедливым, каковым является естественное право (Павел)

· Право (jus)– это справедливость (Ульпиан)

· Классификация видов права (Ульпиан):

- Публичное право (защищается гос. благо)

- Частное право (защищается частное благо):

1) Jus naturale (естественное право, которое адресовано всем живым существам)

2) Jus gentium (право народа, которое существует у всех народов: институт открытого моря, рабства, неприкосновенности послов)

3) Jus civile (адаптация № 1 и 2 к потребностям римских граждан)

· Защита животных ради самих животных

· С 3 в. римские юристы стали рассматривать казусы

· Юриспруденция (лат.) – рассуждения о праве:

Англо-саксонское определение – философия о праве

Французское – сумма суд. решений

Немецкое – юриспруденция интересов

Христианские философы

Аврелий Августин

4-5 в., христианский мыслитель, епископ г. Гиппона, Блаженный Августин, соединил философию Платона и христианскую культуру.

Работы: «О граде Божьем», «Трактат о ересях».

Учение:

· Логическое основание – теоцентристская картина мира.

· Понимание истории человечества:

- Определение цели – достижение града Божьего (в конце времени)

- Линейная картина времени (а не циклическая, как у греч. философов)

- Град Божий: невозможно грешить, вечный досуг, не будет труда, вызываемого нужной

· Понимание сущности человека:

- 2 природы человека:

o человек – невинное существо (до греха Адама)

o человек – греховное существо (после)

- 2 вида любви:

o Любовь к себе

o Любовь к Богу

· Понимание государства:

- Град земной:

o Преобладает любовь к себе => не попадет в град Божий

o Зримое выражение земного града –государство

o Происхождение земных градов:

ü Ссылка на Книгу Бытия 4,17: Каин – братоубиец, построивший город

ü Ссылка на миф о происхождении Рима: Ромул убил брата при основании государства

=> Земной град – это следствие первородного греха, это средство предотвращения новых грехов; это условно-необходимый институт

o Нужны для выживания в грешном мире

o «А государство без справедливости – что это если не большая шайка разбойников? А большая шайка разбойников – что это если не государство в миниатюре?»

=> без справедливости, правящие – банда, остальное население – жертвы

o Классификация государств:

ü Христианское – mах близко напоминающее град Божий; где все любят общее благо, а высшее благо - Бог

ü Языческое

o Обесценивание роли государства (оно нужно только для выживания в грешном мире)

o Человек трансцендентен к государству (государство имеет границы в этой жизни, не должно иметь полной власти над нами, т.к. далее будет град Божий)

- Град Божий:

o Преобладает любовь к Богу => попадет в Град Божий

o Зримое выражение града Божьего – церковь

o Истинная справедливость может быть реализована в граде Божьем

· Отношение к еретикам:

- Функция государства – борьба с ересью

- «compelle intrare» - «Принуди войти» (слова Апостола Луки)

· Обоснование рабства:

- Рабство – это наказание за грех

· Соотношение светской и церковной власти:

- Одна дополняет другую

- Государство борется в еретиками

- Церковь воспитывает паству (прихожан) в духе лояльности

Фома Аквинский

13 в., итальянский правовой и политический мыслитель, доминиканский монах, учитель католической церкви, провел синтез философии Аристотеля и христианской веры.

Работы: «Сумма теологии», «Об управлении государей».

[Университеты стали центрами социальной критики (т.к. они основывались либо Папой, либо Императором => не подчинялись местной власти). Аристотель стал изучаться в университетах.]

Учение:

· Теоцентристская картина мира

· Разум – есть могущественнейшая природа человека

· Правовое учение:

- Закон (лат. «lex”)- правило, установленное разумом, обнародованное как в письменной, так и в устной форме, принятое теми, кто призван заботиться об обществе.

- 4 вида законов (№1-3 соотносятся иерархически):

1) Lex aeterna – вечный закон:

o Рациональный проект Бога: все, что происходит, происходит по воли Бога

o Устная форма

o Для твари внимающей

2) Lex naturalis – естественный закон:

o «Печать божественного света в наших сердцах»

o Набор значимых для общества правил (ех.: запрещение убийства)

3) Lex humana – светский закон:

o Ех.: наказание за убийство

o Может противоречить №2 => ему можно не подчиняться

o Может противоречить №4 => ему нужно не подчиняться

o Если противоречит №4 и принуждает к своему исполнению => тирания

4) Lex divina – божественно-писанный закон:

o Священное писание

o Следовать ему => достигнуть спасения души

- Отличие от учения Аристотеля:

o 2 вида права по Аристотелю: естественное и позитивное

o 4 вида права у Фомы

o у Фомы – 2 права божественных, 2 – человеческих

o У Фомы - 2 вида писанных (lex divina и lex humana), 2 - неписанных

· Политическое учение:

- Соотношение церкви и государства:

o 3 вопроса о гос. власти:

ü ее сущность:

-> нет власти не от Бога

ü происхождение:

-> может быть незаконным

ü использование:

-> может использоваться во вред, несправедливо

o Церковь не оспаривает существование гос. власти, но оставляет за собой право судить о законности происхождения этой власти и правильном ее использовании

- Тираноубийство:

o Против него:

ü необходимо терпеть

ü бытовой аргумент – на смену одному, придет еще хуже

o За него:

ü Можно, но не по собственному почину (т. е. Папа Римский отлучает => можно)

- Борьба с еретиками:

o «Подделка веры» (как фальшивомонетчики) => тяжкое преступление

- Лучшая форма правления – монархия (т. к. Есть один Бог => должен быть один правитель)

15.01.13

Марсилий Падуанский

13-14 вв., католик, итальянский светский мыслитель, закончил университет в Падуи (медицина+право), преподавал в Париже логику Аристотеля, нашел убежище у Людвига IV Баварского.

Работа «Защитник мира»:

· Враги мира – Папа и священники

· Защитник мира – Император

· Для Папы эта работа – еретическая

· Эта работа – комментарий к работе Аристотеля «Политика»

· Учение о государстве:

- Государство существует по природе

- Государство – это kommunitatis perfecto (совершенное сообщество)

- Болезнь государства – войны внутри него => Церковь должна быть подчинена государству и верующим (верующие должны сами выбирать священников и Папу)

- Автономия церквей: не должно быть иерархии и подчинения государству

- Концепция разделения исп. и зак. власти (концепция правового государства):

o Исполнительная власть:

ü Помимо форм государства, предложенных Аристотелем, есть еще одна правильная форма правления – выборная монархия

ü Выбирают лучшего

ü Выбранный монарх будет воспитывать и формировать будущего монарха с претензией на то, чтобы его выбрали

ü Он будет бояться последствий своих действий (наказания), т.к. после выбора нового монарха его могут привлечь к ответственности

o Законодательная власть:

ü Должна принадлежать народу или лучшей его части

ü Народ может принять лучшие законы, которые лучше известны народу

· Правовое учение:

- Закон – это правило, установленное светской властью, которое является принудительным, либо поощрительным

- Основное назначение закона: обеспечение гражданского мира, гражданской справедливости

- Евангельский закон, церковные законы – это не законы как таковые

- Естественный закон – это не есть закон в собственном смысле слова

- Главное: обеспечить мир всеобщим действием закона

· Отличие от учения Фомы Аквинского:

  Фома Аквинский Марсилий Падуанский
Иерархия законов есть нет
Lex humana связан с lex naturalis да нет
Определение тирании да нет

Эпоха Возрождения и Реформации

15-16 вв.

Характеристика Возрождения:

· Возрождение интереса к греко-римской философии

· Гуманизм (человек в центре мира), антропоцентризм

· Носители Возрождения – избранная, образованная часть населения

· Появление типографии (Филиппе Дистрате: это угроза общественному порядку, религии, морали) => Появление цензуры

· Децентрализация Италии

Характеристика Реформации 1517 г.:

· Лютер – появление протестантизма

· Носители Реформации – широкие массы

· «Solo scripture, solo gracia, solo fide» («Только через писания, только благодатью, только верой»)

· Децентрализация Германии

Формирование 2 направлений политико-правовой мысли:

· Буржуазное:

- Николо Макиавелли

- Жан Боден

· Коммунистическое:

- Томас Мор

- Томазо Кампанелла

Николо Макиавелли

15-16 вв., секретарь Флорентийской Республики, идея создания единого итальянского государства.

Работы: «Рассуждения на первые 10 книг Титта Ливия», «Государь» («Princips»).

Логическое основание: антропоцентризская картина мира, свой собственный полит. опыт, книжный, исторический опыт.

Учение:

· О Человеке:

- Человек и его действия зависят от 2 начал:

o Фортуны

o Жизненной энергии

- Те, кто не следуют священному писанию, добиваются большего в жизни (антропоцентрический пессимизм)

· Причины политического упадка Италии:

1. Христианство (Отвлекло людей от земных дел)

2. Папство (Виновато в том, что Италия остается раздробленной)

· Учение о государстве:

- Впервые вводится термин «stato» (государство), который обозначает родовое понятие государства безотносительно к формам государства (не respublica/principati – формы государства)

- 2 силы:

o знать (хочет угнетать народ)

o народ (народ не хочет, чтобы его угнетали)

ð в зависимости от соотношения сил определяется форма правления:

ü в ползу одного наиболее знатного – монархия

ü в пользу народа – демократия

ü в пользу нескольких знатных - аристократия

- Концепция политической этики (этики государя):

o Работа «Государь» была адресована некоему Новому Правителю, который смог бы объединить Италию

o Рецепты для нового правителя:

1. Присоединение новой территории, где население говорит на другом языке => Перенести резиденцию на новые территории для поддержки там порядка

2. Присоединение новой территории, где население говорит на том же языке => Уничтожить род прежнего правителя

3. Все поступки, которые будут неприятны населению, необходимо совершать сразу и быстро, и поручать их своим подчиненным

4. Все благодеяния осуществлять порционно и самому

5. Сильный политик должен обладать природой льва и лисы

6. Не должен выполнять свои обещания, если они невыгодны ему

7. Не должен задевать честь и лишать произвольно собственности людей

8. Необходимо казаться добродетелем, а не быть им

o Чтобы судить об уме политика, нужно посмотреть на его окружение

Жан Боден

16 в., французский политико-правовой мыслитель, теоретик гос. суверенитета, закончил Тулузский университет, адвокатская практика в Париже; жил во времена религиозного и политического кризиса, массовых охот на ведьм.

Работы: «6 книг о Республике» (= о государстве), «Демономания», «Метод легкого постижения истории».

Логическое основание: история, эмпиризм, рационализм, священные писания.

Учение о государстве:

· Критика:

- Цицерона: Juris consensus – это не существенный признак государства (достаточно и насилия правителя)

- Аристотеля: У него нет ничего о конкретной компетенции верховной власти

- Томаса Мора: Утопистское государство противоречит естественному закону, т.к. нет частной собственности

· Государство – это правовое управление семьями и тем, что у них общее – суверенной властью.

· Основание государства – патриархальная семья

· Чем больше ослаблялась власть внутри семьи, тем больше ослаблялось государство

· Управление основано на праве => правовое управление семьями и тем, что у них общее – казной

· 3 вида социальной власти (внутри семьи):

1. Родительская

2. Супружеская

3. Господская

· Суверенная власть – власть постоянная и абсолютная:

- власть на постоянной основе, она не ограничена ничем, кроме закона божеского и закона естественного и законами, общими для всех народов (jus gencium)

- ее можно передавать как собственность

- является неделимой => смешанная форма власти

· Полномочия суверенной власти:

- Исключительное право принимать законы

- Объявление войны и заключения мира

- Назначение должностных лиц

- Право помилования, право суда последней инстанции

- Чеканка монет

- Взимание налогов

· Классификация форм государства (критерий – принадлежность суверенитета):

- Монархия

- Аристократия (ее неустойчивость определяется коллегиальным вынесением решения)

- Демократия («Демократия – зверь многоголовый, лишенный рассудка. Доверять ему (народу) решение полит. дел – это все равно что спрашивать совета у безумного»)

ð Форма правления, способная преодолеть кризис – наследственная монархия (выборная монархия неустойчива)

· Легитимная монархия (= наследственная монархия) – подданные пользуются личной свободой и собственностью, подчиняясь законам монарха, а монарх подчиняется законам божеским и естественным

· Виды монархии:

- Наследственная

- Господская

- Тирания:

o 2 способа появления тирании:

ü захват территории (тиран - завоеватель)

ü монарх, который должность на основе престолонаследия, становится тираном

ü отношение народа к тирании:

Ø завоеватель => можно сопротивляться

Ø монарх на юридической основе => нельзя

· Нестабильность государства:

- По Аристотелю – это неравномерное распределение богатства в обществе => решение – полития (государство, в котором многочисленный средний класс населения)

- Боден + к этому выделяет еще один фактор: отсутствие веротерпимости, свободы вероисповедания

· Решение проблемы нестабильности:

- Закон против ростовщичества

- Закон о наследовании имущества

- Закон, допускающий веротерпимость

Томас Мор

15-16 вв., английский юрист, гуманист, католик, окончил школу в Лондоне, был избран депутатом палаты общин; жил во времена гражданской войны в Англии, установления династии Тюдоров, процесса первоначального накопления капитала (=> появление бродяжничества. Мор: «Овцы пожирают людей»), появления англиканской церкви (Мор отказался от нее).

16.01.13

Логическое основание: антропоцентризм, учение Платона (Мор: «Божественный мыслитель»), идеи раннего христианства.

Работа «Утопия»:

· Утопия – лат. «место, которого нет», «благословенная страна».

· Работа изложена в стиле диалогов Платона

· 2 части:

1. Описание функционирования английского государства:

-

- Идея социальной детерминированности преступности:

o Некоторые преступления совершаются в силу того, что общество заставляет их совершать (создаются искусственно)

- Сущность английского государства – это заговор богатых

- Сущность законов – служение интересам богатых

2. Описание утопистского государства:

- Утопистское государство – зеркальное отражение английского государства

- Отрицание частной собственности

- Всеобщая обязательность физического труда => если работают все, то достаточно работать 6 часов в день, остальное время – для интеллектуального самосовершенствования

- Презрительное отношение к золоту

- Аскетический образ жизни

- Отсутствие денег => производство проходит централизованно, а потом распределяется между всем населением

- Управление в государстве:

o Федерация из 54 городов, находящихся на острове

o Всеутопийский Синат из 162 старцев (3 из каждого города)

o Собрание утопийцев – главный орган в городе

o Выборный князь, Синат (князь и 20 протофиларков) – органы в городе

o 20 протофиларков, 300 филарков, 6000 семей в каждом городе

- Нет законов, т.к. каждый является законоведом

· Работа «Утопия» – это мыслительный эксперимент, цель которого рассмотреть, как функционировало бы государство без денег и со всеобщим трудом

· Защищены фундаментальные права трудящихся => тех безработных, бродяг

· Регламентация всей жизни утопийцев – цена за все блага, данные утопическим государством

· Это утопия места (т.е. где-то можно создать такое государство)

· Чичерин: «Бескорыстно работают только единицы»

· Исправительные работы («рабство») – наказание за отлынивание от работы

· Выравнивание уровня жизни сельских и городских жителей (2 года в деревне -> возвращение в город – продовольственная программа)

· Роль «Утопии» - шокирующее зеркало существующей реальности

Наши рекомендации