Институт истории и социологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

_______________

«___»_______201_

Рабочая программа дисциплины

Б.1.ВР.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИПЛОМАТИЯ

В СРЕДНИЕ ВЕКА

Направление подготовки высшего образования - магистратура

46.04.01.04 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ

Степень выпускника

МАГИСТР

Форма обучения

Очная

Базовый учебный план Рабочий учебный план

2017/2018

Курс 1 1

Семестр 1 1

Всего, ч. 72 72

Всего аудиторных часов, ч. 36 36

Лекции, ч. 9 9

Практические занятия, ч. 27 27

Лабораторные занятия, ч.

Самостоятельная работа, ч. 36 36

КСР, ч.

Экзамен (семестр)

Зачет (семестр) 1 1

Контрольная работа (семестр)

Трудоемкость, зач. ед. 2 2

Перечень компетенций ОПК: 2, ПК: 7,11,12 ОПК: 2, ПК: 7,11,12

Занятия в интерактивной форме, ч.

Ижевск 2017

Разработчик(и) рабочей программы дисциплины

ФИО Ученая степень Ученое звание Должность Контактная информация(служебные E-mail и телефон)
Зорина А.А. к.и.н. доцент доцент 917-308

Экспертиза рабочей программы

Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)
Наименование кафедры № протокола, дата Подпись зав. кафедрой
Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии №1 от 28.08.2017 Мельникова О.М.
Выписка из решения
Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)
Методическая комиссия № протокола, дата Подпись председателя МК
№1 от 29.08.2017 Санникова О.В.
Выписка из решения  

Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины

(ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)

Документ об оценке качества(наименование) Дата документа
   
   

Утверждение рабочей программы дисциплины

должностное лицо (ФИО директора института / декана факультета, заместителя по учебной работе) № протокола, дата решения ученого совета института / факультета подпись
     

СОДЕРЖАНИЕ

     
1. Цель и задачи освоения дисциплины
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы    
3. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата/специалитета/магистратуры  
4. Объем дисциплины (модуля)
5. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций  
6. Содержание дисциплины (модуля)
7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов  
8. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  
9. Перечень основной и дополнительной литературы
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»  
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)  
12. 13. Образовательные технологии. Информационные технологии Материально-техническое обеспечение дисциплины



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины -ознакомить студентов с основными этапами истории международных отношений в средние века и охарактеризовать их место в мировой истории. Тематика курса охватывает важнейшие проблемы истории международных отношений (с V в. до середины XVII в.). Для целостного представления истории международных отношений и внешней политики содержание курса включает основные этапы и закономерности развития этого многовекового процесса, выделяя основные события внешнеполитической истории ведущих государств мира, крупных регионов. Особо обращается внимание на роль дипломатии, её особенностей, на методы и средства ведения внешней политики. Изучаемый курс дает возможность студентам глубже анализировать международные и политические события, происходящие в мире.

Задачи:

· развить у студентов целостное понимание системы международных отношений и внешнеполитических проблем;

· углубить знания студентов по политической карте мира и проблемам международных отношений в разные эпохи;

· научить студентов самостоятельно анализировать ход исторических процессов;

· сформировать способность анализировать события настоящего через призму исторического прошлого;

· привить студентам навыки работы с источниками.

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Планируемые результаты обучения по дисциплине– это знания, умения, навыки, опыт деятельности. В результате освоения дисциплины «Международные отношения и дипломатия в средние века» обучающийся должен

знать:

· основные исторические события этого периода и уметь определить их значение для последующего развития;

· историю становления и развития международных отношений, природу и сущность изменений систем международных отношений;

· основные этапы развития истории международных отношений и трансформации систем международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса;

уметь:

· анализировать происходящие в международных отношениях процессы, геополитическую обстановку, ориентироваться в важнейших международных проблемах;

· владеть:навыками анализа внешнеполитической деятельности и прогнозирования международных политических процессов.

· Изучение дисциплины «Международные отношения и дипломатия в средние века» позволит сформировать компетенции обучающегося (результат освоения образовательной программы) на повышенном уровне:

Общепрофессиональные компетенции:

ОПК-2: способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Профессиональные компетенции:

ПК-7: способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

ПК-11: способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;

ПК -12: способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций;

Полученные знания и навыки могут быть применены в изучении курса «Международные отношения в новое время».

3. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата/специалитета/магистратуры

Курс адресован студентам 1 курса направления подготовки Б.1.ВР.05 «Международные отношения в исторической динамике», обучающихся по программе магистратуры и изучающих дисциплину «Международные отношения и дипломатия в средние века».

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины:

«Международные отношения и дипломатия в античности». Для успешного овладения материалами курса студент должен обладать следующими компетенциями на пороговом уровне:

· Общепрофессиональные компетенции:

· Общепрофессиональные компетенции:

· ОПК-2: способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

· Профессиональные компетенции:

· ПК-7: способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

· ПК-11: способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;

· ПК -12: способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.

Программа дисциплины построена по проблемно-хронологическому принципу.

4. Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Аудиторная нагрузка составляет 36 часов, из них 9 – лекционные, 27 – практические занятия. Практическая часть реализуется в форме семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов – 36 часов. Оценка знаний и умений осуществляется в форме зачета – 1 час.

5. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение

Лекция 1. Введение (1 час).

Современное научное представление о средневековом периоде в истории развития европейской цивилизации. Понятие "История средних веков Западной Европы". Основные периоды средневековой истории и их отличительные черты с точки зрения развития международных отношений. Категориальный аппарат предмета "История международных отношений в средние века". Содержание данного курса. Основные источники по истории средних веков. Состояние изученности истории международных отношений в средние века в современной исторической науке.

Лекция 2. Международные отношения
в период генезиса феодализма (2 часа)

Арабская проблема в истории раннефеодальной Европы

Складывание государственного образования Арабский халифат. Завоевание арабами значительной территории Византийской империи и варварских королевств. Итоги продвижения арабов в Западной Европе: изменения в организации военного дела, первые крупные победы христиан, договоры о мире, начало культурного и экономического обмена в зонах соприкосновения мусульманского и христианского миров. Ранний этап Реконкисты. Причины начала наступления на мусульманский мир.

Норманнская проблема в истории Европы

Социально-политическое устройство и уровень экономического развития "северных народов" в VII-VIII вв. Первоначальные формы взаимодействия норманнов с оседлым населением Европы. История расселения норвежцев и датчан на территории Англии, Франции, Руси и Италии. Государства норманнов за пределами Скандинавии. Нормандское завоевание Англии. Значение норманнского фактора для развития раннефеодального общества: военно- политические уроки.

Раннефеодальная держава Каролингов

Социально-экономические и политические предпосылки территориального роста Франкского государства в VIII в. Походы Пипина Короткого и Карла Великого. Средства и методы осуществления внешней политики Карлом Великим. Этнические и территориальные особенности державы Карла. Официальная идея единства "Каролингской империи". История разделов державы. Верденский договор. Международные отношения Западно- Франкского и Восточно-Франкского государств. Мерсенский договор.

Лекция 3. Международные отношения вX-XIвв. (2 часа)

Политическая карта Западной Европы к концу раннефеодального периода. Понятие феодальной раздробленности и её причины. Проблема международных отношений в эпоху рассеянного суверенитета. "Война всех против всех". Этно- политическая характеристика Франции, Германии и Италии.

Причины активной внешней политики Германского королевства. Борьба с венграми. Начальный этап наступления на славянские земли. Причины итальянских походов. Образование "Священной Римской империи", её политическая характеристика.

Лекция 4. Характер международных отношений и их особенности в период классического средневековья (2 часа)

Политическая обстановка в начале классического средневековья. Экономический подъем в европейских странах, связанный с развитием городов и торговли. Установление более тесных экономических связей между странами и сближение между народами этих стран. Усиление противоречий между странами и регионами на почве торгового соперничества. Усиление центральной королевской власти и обострение конфликтов, столкновений и династических споров. Изменение границ государств в рамках европейского региона. Процесс формирования народностей и образование национальных государств. Основные факторы, определяющие характер международных отношений в XI-XV вв.

Лекция 5. Византия в системе международных отношений
во второй половине XII-XV вв. (2 часа)

Падение могущества Византии в последней четверти XII в. и его причины. Борьба с турками-сельджуками и сицилийскими норманнами. Византия и крестовые походы. Падение Византии и новые государственные образования на ее территории. Византия в системе международной политики юго-восточной Европы XIII –XIVвв. Владения Византии после восстановления империи. Формирование новой имперской внешнеполитической концепции: западное направление во внешней политике Палеологов.

Уния с католическим Римом и его международные последствия. Роль итальянских городов-государств в экономике и политической жизни поздней Византии. Сложное положение на восточных границах: турки-османы. Особенности взаимоотношений с северными соседями: "Балканский треугольник". Византийская дипломатия в XIV-XV вв.

6.2. Планы практических занятий:

Занятие 1. Международные отношения в эпоху Великого переселения народов (3 часа)

1.Великое переселение народов: терминология, сущность процесса, хронология.

2. Варварские вторжения на территорию Римской империи.

3. Особенности взаимоотношений варварских обществ с Римом в III-V вв.

4. Варварские государства: создание, особенности социально-политической системы, внешняя политика.

5. Исторический портрет (на примере одного персонажа из числа римских императоров, военачальников и варварских вождей).

Литература

1. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.

2. Григорий Турский. История франков. М., 1987.

3. Древние германцы. Сборник документов. М., 1937.

4. Иордан. О происхождении и деянии гетов. СПб., 1997.

5. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1996.

6. Прокопий Кесарийский. Войны с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.

7. Бернштам А.М. Очерк истории гуннов. Л., 1951.

8. Буданова В.П. Этнонимия племён Западной Европы. М., 1991.

9. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

10. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

11. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969.

12. Корсунский А.Р. К вопросу о византийских завоеваниях в Испании VI-VII вв. // Византийский временник, т. 12. 1957. С. 31-45.

13. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.

Занятие 2. Католическая церковь в системе международных отношений средневековья (2 часа)

1.Универсализм христианской религии. Превращение церкви в идеологического лидера средневековой цивилизации.

2. Папское государство и его взаимоотношения со странами Западной Европы и с Византией в период раннего средневековья.

3. Международное значение теории папоцентризма.

4.Внешняя политика папства в XIII-XIV вв.

5.Складывание национальных церквей в централизованных государствах.

6. Борьба папства с гуманистической идеологией и реформационными идеями.

Литература

1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ. 1-4. М., 1994.

3. Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века // Средние века. Вып. 2. 1946. С. 253-277.

4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

5. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

6. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

7. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994.

8. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.-Л., 1959.

Занятие 3. Крестовые походы (2 часа)

1.Причины, характер и цели крестовых походов.

2.Взаимоотношения крестоносцев с Византийским государством: договоры, права и обязательства обеих сторон.

3.Завоевания крестоносцев на Востоке. Система управления Иерусалимским государствомДуховно-рыцарские ордена и их международное значение.

4.История четвертого крестового похода. Захват Константинополя крестоносцами и раздел Византийской империи.

5.Латинская Романия: политическое устройство и взаимоотношения входивших в её состав субъектов. "Осколки" Византийской империи и их взаимоотношения в XIII в.

6.Политическая карта Восточного Средиземноморья в 60-е гг. XIII в. 7.Основные итоги и международное значение крестовых походов.

Литература

1. Горянов Б.Т. К вопросу об общественно-политическом строе Латинской империи // Византийский временник, т. 14. 1958. С. 85-96.

2. Жаворонков П.И. Никейская империя и Запад // Византийский временник. 1974. Т. 36. С. 100-121.

3. Жаворонков П.И. Никейская империя и Восток // Византийский временник. 1978. Т. 39. С. 93-101.

4. Заборов М.А. Византийская политика папства и начало крестовых походов // Средние века. Вып. 14. 1958. С. 27-48.

5. Заборов М.А. Из истории международных отношений в Западной Европе в конце XII - начале XIII вв. // Средние века. Вып. 23. 1963. С. 120-133.

6. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.

7. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956.

8. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.

9. Заборов М.А. Некоторые вопросы истории Четвёртого крестового похода и международные отношения на Балканах начала XIII в. в работах болгарского учёного Б. Примова // Средние века. Вып. 11. С. 156-161.

10. Заборов М.А. Советская историография крестовых походов // Средние века. Вып. 25. 1964. С. 272-283.

11. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

12. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

13. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981.

14. Любарский Я.Н., Фрейденберг М.М. Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом // Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 260-274.

15. Нистазопулу-Пелекиду М. О византийской дипломатике в период Никейской империи // Византийский временник. 1987. Т. 48. С. 64-72.

16. Соколов Н.П. Венецианская доля в византийском "наследстве" // Византийский временник. 1953. Т. 6. С. 156-185.

17. Степаненко В.П. Византия и гибель графства Эдесского (1150 г.) // Византийский временник 1989. Т. 50. С. 85-92.

18.

Занятие 4. Внешняя политика немецких феодалов и ее основные направления в XI-XVвв. (2 часа)

1.Особенности политического устройства Священной Римской империи в период развитого феодализма.

2.Политика Drang nach Osten и немецкие захваты в XI-XV вв. Захват земель полабских и поморских славян и образование Макленбургского герцогства и Бранденбургского маркграфства.

3.Колонизация земель на Среднем Дунае и образование Австрии.

4.Завоевание Прибалтики. Борьба славянских народов и народов Прибалтики с Тевтонским Орденом.

5.Габсбурги и Чехия. Итальянская политика германских императоров в XII-XV вв.

6.Швейцарский союз и Священная Римская империя.

Литература

1. Беркович М.Е. О характере немецкой средневековой этнической общности в XI-XIII вв. // Средние века. Вып. 36. 1973. С. 165-187.

2. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

3. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

4. Полишенский Й. "Чешский вопрос" и политические взаимоотношения Западной и Восточной Европы в первый период Тридцатилетней войны // Средние века. Вып. 24. 1963. С. 240-258.

5. Прокопьев А.А. Магдебург, "Саксонская треть" и Ганза во второй половине XV - начале XVI в. // Средние века. Вып. 55. 1992. С. 168-184.

6. Савина Н.В. Южнонемецкий капитал в странах Европы и испанских колониях в XVI в. М., 1982.

7. Фризман Г.В. Итальянская политика средневековой Германской империи в освещении западногерманской историографии // Средние века. Вып. 30. 1967. С. 277-289.

Занятие 5. Англо французские отношения и Столетняя война (2 часа)

1.Причины и суть англо-французских противоречий в XII- XIII вв.

2.Союзники Англии и союзники Франции в XIII - первой трети XIV вв. Войны за Аквитанию. Мирные договоры XIII-XIV вв.

3.Причины Столетней войны. Характеристика основных этапов Столетней войны.

4.Влияние Столетней войны на национальное экономическое, политическое и социальное развитие Франции.

5.Международное значение Столетней войны. Особенности франко-английских отношений в XVI в.

Литература

1.Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453 гг. М., 1985.

2.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

3.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

4.Левандовский А.П. Жанна д’Арк. М., 1982.

5.Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М., 1992.

6.При-Дютайи ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X-XIII веков. М., 1938.

7.Райцес В.И. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы. Л., 1982.

Занятие 6. Международные отношения Английского государства в XII-XVI вв. (2 часа)

1.Нормандское завоевание Англии во второй половине XI в. и его политические последствия.

2.Основные направления и формы международных отношений в период классического средневековья.

3.Внешняя политика Тюдоров. Традиционность и конформизм средневековой английской внешней политики.

4.Торговая и колониальная экспансия Англии. «Морские волки» Елизаветы I. 5.Колонизация Ирландии.

6.Англо-шотландские отношения.

7.Обострение англо-испанских противоречий в конце 60-х годов XVI в.

Литература

1.Дмитриева О.В. Елизавета I. М., 1998.

2.Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.

3.Ивонин Ю.Е. У истоков европейской дипломатии нового времени. Минск, 1984.

4.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1993. Т. 3. От средневековья к новому времени.

5.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

6.Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.

7.Осипова Т.С. освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации (вторая половина XVI-начало XVII в.). М., 1962.

8.Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XV-XVII вв.). М., 1982.

9.Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам (К проблеме формирования английского народа). М., 1988.

10.Яброва М.М. Очерки истории колониальной экспансии Англии в эпоху первоначального накопления. Саратов, 1966.

Занятие 7. Международные отношения на Пиренейском полуострове в XII-XV вв. (2 часа)

1.Политическая карта Пиренейского полуострова в VIII-XI в.

2.Испания под арабским господством.

3.Образование королевства Кастилия. Кастильская реконкиста.

4.Образование и международная роль Португалии.

5.Королевство Леон и его отношения с Кастилией.

6.Королевство Арагон: арагонская реконкиста и внешняя политика Арагона в Западном Средиземноморье.

7. Основные этапы Реконкисты. Формы колонизации отвоёванных у мусульман земель.

8.Этнический состав населения объединённой Испании и взаимоотношения различных этнических групп.

Литература

1.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

2.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

3.Варьяш О.И. Два очерка о Реконкисте // Средние века. Вып. 59. 1996. С. 116- 129.

4.Карасс М.Б. Реконкиста и колонизация в истории кастильского крестьянства // Средние века. Вып. 22. 1962. С. 130-158.

5.Корсунский А.Р. История Испании IX-XIII вв. М., 1976.

6.Червонов С.Д. Две неизвестные редакции кастильско-генуэзского договора 1146 г. из ленинградских собраний // Средние века. Вып. 46. 1983. С. 335- 343.

Занятие 8. Международные отношения государств Апеннинского полуострова в XII-XVI вв. (2 часа)

1.Политическая карта средневековой Италии в XII-XIII вв. Особенности экономического и политического развития Северной, Средней и Южной Италии.

2.Борьба городов с феодальными сеньорами и образование городских коммун.

3.Международные отношения городов-государств Северной Италии: Генуи, Венеции и Милана

4. Политика папства и международное положение Папской области.

5.Королевство обеих Сицилий после падения династии Гогенштауфенов: особенности политического развития в правление Анжуйской династии.

6.Южная Италия пол властью арагонских королей.

7.Итальянские войны 1494-1559гг. и их итоги.

Литература

1. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

2. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.

3. Ролова А.Д. Торговля и банковская деятельность Флоренции во второй половине XVI и первой четверти XVII в. // Средние века. Вып. 42. 1978. С. 98-121.

4. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

5. Соколов Н.П. Колониальная политика Венеции в XIII в. // Средние века. Вып. 5. 1954. С. 170-195.

6. Шаркова И.С. Заметки о русско-итальянских отношениях XV - первой трети XVI в. // Средние века. Вып. 34. 1971. С. 201-212.

Занятие 9. Великие географические открытия (4 часа)

1.Географические представления европейцев до XIV в.

2.Причины и направления географических открытий португальцев и испанцев.

3.Португальские колонии в Индии и Индокитае.

4.Испанские колонии в Америке.

5.Формы международных отношений в европейских колониях. Начало образования английских и голландских колониальных держав. 6.Взаимоотношения европейских государств по поводу колоний.

Литература

1. Антошко Я.Ф., Соловьёв А.И. История географического изучения Земли. М., 1963.

2. Бейкер Д. История географических открытий и исследований. М., 1950.

3. Вишнепольский С.А. Мировые морские пути и судоходство. М., 1953.

4. Литаврина Э.Э. Испания в эпоху великих географических открытий // Бартоломе де Лас-Касас. М., 1966.

5. Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1962.

6. Магидович И.П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965.

7. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики. М., 1965.

Литература

1.Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.

2.Германская история в новое и новейшее время. Т.1. М., 1970.

3.История дипломатии. Т. 1. М., 1959.

4.История Европы. Т. 3. М., 1993.

5.История Франции. Т. 1. М., 1972.

6.Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время. Учебник. М.: 2004.

7.Сказкин С.Д. Международные отношения в Европе в конце XV – первой половине XVIII вв. М., 1981.

Учебно-методическое обеспечение

для самостоятельной работы студентов

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОПК-2, ПК -11, ПК-12 Темы 2,3,4,6,14 Подготовка к контрольной работе Без участия преподавателя Литература к темам 2,3,4,6,14
ОПК-2, ПК-7, 11, 12 Темы 5, 7-13, 15, 16 Подготовка доклада Без участия преподавателя Литература к темам 5, 7-13, 15, 16

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

- выполнение расчетно-графических работ;

- написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

График контроля СРС

Недели семестра
формы контроля   кр кр кр д кр д д д д д д д кр д д

Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.

8. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль освоения дисциплины (модуля) осуществляется в виде проверки контрольных работ, заслушивания выступлений магистрантов на семинарских занятиях.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.

Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки ответа на зачете, творческой работы, контрольной работы, доклада:

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций является балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Общее количество баллов 100. Количество рубежных контролей -2.

Текущая работа студента оценивается максимум в 60 баллов, в т.ч от 1 до5 баллов за работу на семинарском занятии, от 1 до5 баллов за написание контрольной работы, от 5 до 10 баллов за доклад.

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает оценку на зачете до 40 баллов.

Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки:

полнота ответа;

знание основных историографических подходов;

грамотное использование терминов, понятий;

знание основных дат, имен и биографий политических деятелей;

аргументированность выводов.

Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают объективное оценивание усвоения студентами общекультурных и профессиональных компетенций, позволяют оценить уровень сформированности ОПК-2, ПК-7, ПК-11, ПК-12 компетенций.

Примерные темы докладов:

1. Римская империя и варвары.

2. Политический портрет Юстиниана Великого.

3. Вторжение англов, саксов и ютов на Британские острова.

4. Политический портрет Вильгельма I Завоевателя.

5. Государство норманнов в Сицилии.

6. Испанская реконкиста как фактор политического объединения региона.

7. Дипломатическая активность великих держав во время Столетней войны.

8. Швейцарский союз в борьбе за независимость.

9. Дипломатия Византийской империи.

10. Итальянские войны и их последствия.

11. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.

12. Нидерланды и Испания: борьба за независимость и создание Республики Соединенных провинций.

Примерный список вопросов к зачету:

1. Европа на рубеже античности и средневековья.

2. Основные участники международных отношений в V –VII вв.:

Западная Европа.

3. Внешняя политика Восточной Римской империи в VI веке.

4. Верденский раздел и его последствия.

5. Основные участники международных отношений в IX –XI вв.

6. Италия в X-XV вв. как регион внешнеполитической экспансии.

7. Итальянские войны и их результаты.

8. Англосаксонское завоевание Британии. Особенности взаимоотношений между англосаксонскими королевствами.

9. Норманнское завоевание Британии. Внешняя политика Вильгельма I Завоевателя.

10. Англия и Франция в XI-XIII вв. Английские владения во Франции и специфика Анжуйского владычества.

11. Предпосылки, характер и начало Столетней войны.

12. Основные этапы Столетней войны. Военные кампании, дипломатия, международные договоры.

13. Окончание Столетней войны. Влияние ее результатов на международные отношения в Западной Европе.

14. Византия и западные государства в эпоху классического средневековья.

15. Византия и папство. Схизма 1054 г. в контексте международных отношений в Европе.

16. Византия и крестовые походы.

17. Латинская Романия и греческие государства после четвертого крестового похода.

18. Турецкое завоевание Византии.

19. Арабское завоевание Пиренейского полуострова. Начало Реконкисты.

20. Основные этапы Реконкисты. Взаимоотношения мусульманского и христианского населения. Образование испанских королевств.

21. Окончание Реконкисты. Объединение Кастилии и Арагона.

22. Специфика международных отношений в Европе в период позднего средневековья: основные противоречия и международные союзы.

23. Германская экспансия периода классического средневековья: «Drang nach Osten».

24. Швейцарский союз и Германская империя.

25. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.

26. Особенности внешнеполитической политики Англии при Тюдорах.

27. Англо-шотландские противоречия. Елизавета Тюдор и Мария Стюарт.

28. Англия и Ирландия как пример экспансии периода позднего средневековья.

29. Испания в системе международных отношений позднего средневековья.

30. Османская империя в системе международных отношений позднего средневековья.

31. Великие географические открытия и их роль в системе международных отношений позднего средневековья.

32. Внешнеполитическая доктрина Ришелье.

33. Основные тенденции развития международных отношений в XVI – начале XVII вв.

34. Тридцатилетняя война: причины, основные участники, этапы.

35. Вестфальский мир: установление нового баланса сил.

36. Вестфальская система международных отношений: принципы функционирования.

Электронные библиотеки

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru

Сайт Института всеобщей истории РАН: www.orbis-medievalis.ru

Электронная библиотека «Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Сайт Института всеобщей истории РАН : www.orbis-medievalis.ru

ЭБСУдмуртская научно-образовательная электронная библиотека"

Электронно-библиотечная система

Сайт библиотеки УдГУ http://lib.udsu.ru/

Электронный каталог библиотеки УдГУ http://lib.udsu.ru/index.php?mdl=elcat

1. Электронная библиотека BBbook.RU

2. BBbook.RU - большая библиотека электронных книг, многочисленные учебники и журналы.

3. Университетская электронная библиотека "In Folio"

Электронная библиотека "In Folio" - собрание учебной, научной,

художественной, справочной литературы.

4. "Лань" Электронно-библиотечная система http://e.lanbook.com/

5. Электронные версии учебных изданий ЭБС ibooks.ru (Айбукс)

Образовательные технологии. Информационные технологии

В ходе учебного процесса предполагается использование комплекса педагогических технологий. Традиционные технологии используются при проведении лекционных занятий, предполагающих передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу, демонстрируемому преподавателем. Использование традиционных технологий обеспечивает овладение

Наши рекомендации