Институт истории и социологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА ИСТОРИИ УДМУРТИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
_______________
«___»_______201_
Рабочая программа дисциплины
Б.1.ВР.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ДИПЛОМАТИЯ
В СРЕДНИЕ ВЕКА
Направление подготовки высшего образования - магистратура
46.04.01.04 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ
Степень выпускника
МАГИСТР
Форма обучения
Очная
Базовый учебный план Рабочий учебный план
2017/2018
Курс 1 1
Семестр 1 1
Всего, ч. 72 72
Всего аудиторных часов, ч. 36 36
Лекции, ч. 9 9
Практические занятия, ч. 27 27
Лабораторные занятия, ч.
Самостоятельная работа, ч. 36 36
КСР, ч.
Экзамен (семестр)
Зачет (семестр) 1 1
Контрольная работа (семестр)
Трудоемкость, зач. ед. 2 2
Перечень компетенций ОПК: 2, ПК: 7,11,12 ОПК: 2, ПК: 7,11,12
Занятия в интерактивной форме, ч.
Ижевск 2017
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины
ФИО | Ученая степень | Ученое звание | Должность | Контактная информация(служебные E-mail и телефон) |
Зорина А.А. | к.и.н. | доцент | доцент | 917-308 |
Экспертиза рабочей программы
Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий) | ||
Наименование кафедры | № протокола, дата | Подпись зав. кафедрой |
Кафедра истории Удмуртии, археологии и этнологии | №1 от 28.08.2017 | Мельникова О.М. |
Выписка из решения |
Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы) | ||
Методическая комиссия | № протокола, дата | Подпись председателя МК |
№1 от 29.08.2017 | Санникова О.В. | |
Выписка из решения |
Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины
(ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)
Документ об оценке качества(наименование) | Дата документа |
Утверждение рабочей программы дисциплины
должностное лицо (ФИО директора института / декана факультета, заместителя по учебной работе) | № протокола, дата решения ученого совета института / факультета | подпись |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цель и задачи освоения дисциплины | |
2. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
3. | Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата/специалитета/магистратуры | |
4. | Объем дисциплины (модуля) | |
5. | Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций | |
6. | Содержание дисциплины (модуля) | |
7. | Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов | |
8. | Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | |
9. | Перечень основной и дополнительной литературы | |
10. | Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | |
11. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
12. 13. | Образовательные технологии. Информационные технологии Материально-техническое обеспечение дисциплины |
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины -ознакомить студентов с основными этапами истории международных отношений в средние века и охарактеризовать их место в мировой истории. Тематика курса охватывает важнейшие проблемы истории международных отношений (с V в. до середины XVII в.). Для целостного представления истории международных отношений и внешней политики содержание курса включает основные этапы и закономерности развития этого многовекового процесса, выделяя основные события внешнеполитической истории ведущих государств мира, крупных регионов. Особо обращается внимание на роль дипломатии, её особенностей, на методы и средства ведения внешней политики. Изучаемый курс дает возможность студентам глубже анализировать международные и политические события, происходящие в мире.
Задачи:
· развить у студентов целостное понимание системы международных отношений и внешнеполитических проблем;
· углубить знания студентов по политической карте мира и проблемам международных отношений в разные эпохи;
· научить студентов самостоятельно анализировать ход исторических процессов;
· сформировать способность анализировать события настоящего через призму исторического прошлого;
· привить студентам навыки работы с источниками.
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты обучения по дисциплине– это знания, умения, навыки, опыт деятельности. В результате освоения дисциплины «Международные отношения и дипломатия в средние века» обучающийся должен
знать:
· основные исторические события этого периода и уметь определить их значение для последующего развития;
· историю становления и развития международных отношений, природу и сущность изменений систем международных отношений;
· основные этапы развития истории международных отношений и трансформации систем международных отношений в контексте всемирно-исторического процесса;
уметь:
· анализировать происходящие в международных отношениях процессы, геополитическую обстановку, ориентироваться в важнейших международных проблемах;
· владеть:навыками анализа внешнеполитической деятельности и прогнозирования международных политических процессов.
· Изучение дисциплины «Международные отношения и дипломатия в средние века» позволит сформировать компетенции обучающегося (результат освоения образовательной программы) на повышенном уровне:
Общепрофессиональные компетенции:
ОПК-2: способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Профессиональные компетенции:
ПК-7: способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
ПК-11: способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;
ПК -12: способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций;
Полученные знания и навыки могут быть применены в изучении курса «Международные отношения в новое время».
3. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата/специалитета/магистратуры
Курс адресован студентам 1 курса направления подготовки Б.1.ВР.05 «Международные отношения в исторической динамике», обучающихся по программе магистратуры и изучающих дисциплину «Международные отношения и дипломатия в средние века».
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины:
«Международные отношения и дипломатия в античности». Для успешного овладения материалами курса студент должен обладать следующими компетенциями на пороговом уровне:
· Общепрофессиональные компетенции:
· Общепрофессиональные компетенции:
· ОПК-2: способность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
· Профессиональные компетенции:
· ПК-7: способность анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;
· ПК-11: способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления;
· ПК -12: способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций.
Программа дисциплины построена по проблемно-хронологическому принципу.
4. Объем дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Аудиторная нагрузка составляет 36 часов, из них 9 – лекционные, 27 – практические занятия. Практическая часть реализуется в форме семинарских занятий. Самостоятельная работа студентов – 36 часов. Оценка знаний и умений осуществляется в форме зачета – 1 час.
5. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение
Лекция 1. Введение (1 час).
Современное научное представление о средневековом периоде в истории развития европейской цивилизации. Понятие "История средних веков Западной Европы". Основные периоды средневековой истории и их отличительные черты с точки зрения развития международных отношений. Категориальный аппарат предмета "История международных отношений в средние века". Содержание данного курса. Основные источники по истории средних веков. Состояние изученности истории международных отношений в средние века в современной исторической науке.
Лекция 2. Международные отношения
в период генезиса феодализма (2 часа)
Арабская проблема в истории раннефеодальной Европы
Складывание государственного образования Арабский халифат. Завоевание арабами значительной территории Византийской империи и варварских королевств. Итоги продвижения арабов в Западной Европе: изменения в организации военного дела, первые крупные победы христиан, договоры о мире, начало культурного и экономического обмена в зонах соприкосновения мусульманского и христианского миров. Ранний этап Реконкисты. Причины начала наступления на мусульманский мир.
Норманнская проблема в истории Европы
Социально-политическое устройство и уровень экономического развития "северных народов" в VII-VIII вв. Первоначальные формы взаимодействия норманнов с оседлым населением Европы. История расселения норвежцев и датчан на территории Англии, Франции, Руси и Италии. Государства норманнов за пределами Скандинавии. Нормандское завоевание Англии. Значение норманнского фактора для развития раннефеодального общества: военно- политические уроки.
Раннефеодальная держава Каролингов
Социально-экономические и политические предпосылки территориального роста Франкского государства в VIII в. Походы Пипина Короткого и Карла Великого. Средства и методы осуществления внешней политики Карлом Великим. Этнические и территориальные особенности державы Карла. Официальная идея единства "Каролингской империи". История разделов державы. Верденский договор. Международные отношения Западно- Франкского и Восточно-Франкского государств. Мерсенский договор.
Лекция 3. Международные отношения вX-XIвв. (2 часа)
Политическая карта Западной Европы к концу раннефеодального периода. Понятие феодальной раздробленности и её причины. Проблема международных отношений в эпоху рассеянного суверенитета. "Война всех против всех". Этно- политическая характеристика Франции, Германии и Италии.
Причины активной внешней политики Германского королевства. Борьба с венграми. Начальный этап наступления на славянские земли. Причины итальянских походов. Образование "Священной Римской империи", её политическая характеристика.
Лекция 4. Характер международных отношений и их особенности в период классического средневековья (2 часа)
Политическая обстановка в начале классического средневековья. Экономический подъем в европейских странах, связанный с развитием городов и торговли. Установление более тесных экономических связей между странами и сближение между народами этих стран. Усиление противоречий между странами и регионами на почве торгового соперничества. Усиление центральной королевской власти и обострение конфликтов, столкновений и династических споров. Изменение границ государств в рамках европейского региона. Процесс формирования народностей и образование национальных государств. Основные факторы, определяющие характер международных отношений в XI-XV вв.
Лекция 5. Византия в системе международных отношений
во второй половине XII-XV вв. (2 часа)
Падение могущества Византии в последней четверти XII в. и его причины. Борьба с турками-сельджуками и сицилийскими норманнами. Византия и крестовые походы. Падение Византии и новые государственные образования на ее территории. Византия в системе международной политики юго-восточной Европы XIII –XIVвв. Владения Византии после восстановления империи. Формирование новой имперской внешнеполитической концепции: западное направление во внешней политике Палеологов.
Уния с католическим Римом и его международные последствия. Роль итальянских городов-государств в экономике и политической жизни поздней Византии. Сложное положение на восточных границах: турки-османы. Особенности взаимоотношений с северными соседями: "Балканский треугольник". Византийская дипломатия в XIV-XV вв.
6.2. Планы практических занятий:
Занятие 1. Международные отношения в эпоху Великого переселения народов (3 часа)
1.Великое переселение народов: терминология, сущность процесса, хронология.
2. Варварские вторжения на территорию Римской империи.
3. Особенности взаимоотношений варварских обществ с Римом в III-V вв.
4. Варварские государства: создание, особенности социально-политической системы, внешняя политика.
5. Исторический портрет (на примере одного персонажа из числа римских императоров, военачальников и варварских вождей).
Литература
1. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.
2. Григорий Турский. История франков. М., 1987.
3. Древние германцы. Сборник документов. М., 1937.
4. Иордан. О происхождении и деянии гетов. СПб., 1997.
5. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1996.
6. Прокопий Кесарийский. Войны с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., 1993.
7. Бернштам А.М. Очерк истории гуннов. Л., 1951.
8. Буданова В.П. Этнонимия племён Западной Европы. М., 1991.
9. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
10. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
11. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969.
12. Корсунский А.Р. К вопросу о византийских завоеваниях в Испании VI-VII вв. // Византийский временник, т. 12. 1957. С. 31-45.
13. Удальцова З.В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.
Занятие 2. Католическая церковь в системе международных отношений средневековья (2 часа)
1.Универсализм христианской религии. Превращение церкви в идеологического лидера средневековой цивилизации.
2. Папское государство и его взаимоотношения со странами Западной Европы и с Византией в период раннего средневековья.
3. Международное значение теории папоцентризма.
4.Внешняя политика папства в XIII-XIV вв.
5.Складывание национальных церквей в централизованных государствах.
6. Борьба папства с гуманистической идеологией и реформационными идеями.
Литература
1. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.
2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ. 1-4. М., 1994.
3. Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века // Средние века. Вып. 2. 1946. С. 253-277.
4. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
5. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
6. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.
7. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994.
8. Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв. М.-Л., 1959.
Занятие 3. Крестовые походы (2 часа)
1.Причины, характер и цели крестовых походов.
2.Взаимоотношения крестоносцев с Византийским государством: договоры, права и обязательства обеих сторон.
3.Завоевания крестоносцев на Востоке. Система управления Иерусалимским государствомДуховно-рыцарские ордена и их международное значение.
4.История четвертого крестового похода. Захват Константинополя крестоносцами и раздел Византийской империи.
5.Латинская Романия: политическое устройство и взаимоотношения входивших в её состав субъектов. "Осколки" Византийской империи и их взаимоотношения в XIII в.
6.Политическая карта Восточного Средиземноморья в 60-е гг. XIII в. 7.Основные итоги и международное значение крестовых походов.
Литература
1. Горянов Б.Т. К вопросу об общественно-политическом строе Латинской империи // Византийский временник, т. 14. 1958. С. 85-96.
2. Жаворонков П.И. Никейская империя и Запад // Византийский временник. 1974. Т. 36. С. 100-121.
3. Жаворонков П.И. Никейская империя и Восток // Византийский временник. 1978. Т. 39. С. 93-101.
4. Заборов М.А. Византийская политика папства и начало крестовых походов // Средние века. Вып. 14. 1958. С. 27-48.
5. Заборов М.А. Из истории международных отношений в Западной Европе в конце XII - начале XIII вв. // Средние века. Вып. 23. 1963. С. 120-133.
6. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.
7. Заборов М.А. Крестовые походы. М., 1956.
8. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980.
9. Заборов М.А. Некоторые вопросы истории Четвёртого крестового похода и международные отношения на Балканах начала XIII в. в работах болгарского учёного Б. Примова // Средние века. Вып. 11. С. 156-161.
10. Заборов М.А. Советская историография крестовых походов // Средние века. Вып. 25. 1964. С. 272-283.
11. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
12. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
13. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981.
14. Любарский Я.Н., Фрейденберг М.М. Девольский договор 1108 г. между Алексеем Комнином и Боэмундом // Византийский временник. 1962. Т. 21. С. 260-274.
15. Нистазопулу-Пелекиду М. О византийской дипломатике в период Никейской империи // Византийский временник. 1987. Т. 48. С. 64-72.
16. Соколов Н.П. Венецианская доля в византийском "наследстве" // Византийский временник. 1953. Т. 6. С. 156-185.
17. Степаненко В.П. Византия и гибель графства Эдесского (1150 г.) // Византийский временник 1989. Т. 50. С. 85-92.
18.
Занятие 4. Внешняя политика немецких феодалов и ее основные направления в XI-XVвв. (2 часа)
1.Особенности политического устройства Священной Римской империи в период развитого феодализма.
2.Политика Drang nach Osten и немецкие захваты в XI-XV вв. Захват земель полабских и поморских славян и образование Макленбургского герцогства и Бранденбургского маркграфства.
3.Колонизация земель на Среднем Дунае и образование Австрии.
4.Завоевание Прибалтики. Борьба славянских народов и народов Прибалтики с Тевтонским Орденом.
5.Габсбурги и Чехия. Итальянская политика германских императоров в XII-XV вв.
6.Швейцарский союз и Священная Римская империя.
Литература
1. Беркович М.Е. О характере немецкой средневековой этнической общности в XI-XIII вв. // Средние века. Вып. 36. 1973. С. 165-187.
2. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
3. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
4. Полишенский Й. "Чешский вопрос" и политические взаимоотношения Западной и Восточной Европы в первый период Тридцатилетней войны // Средние века. Вып. 24. 1963. С. 240-258.
5. Прокопьев А.А. Магдебург, "Саксонская треть" и Ганза во второй половине XV - начале XVI в. // Средние века. Вып. 55. 1992. С. 168-184.
6. Савина Н.В. Южнонемецкий капитал в странах Европы и испанских колониях в XVI в. М., 1982.
7. Фризман Г.В. Итальянская политика средневековой Германской империи в освещении западногерманской историографии // Средние века. Вып. 30. 1967. С. 277-289.
Занятие 5. Англо французские отношения и Столетняя война (2 часа)
1.Причины и суть англо-французских противоречий в XII- XIII вв.
2.Союзники Англии и союзники Франции в XIII - первой трети XIV вв. Войны за Аквитанию. Мирные договоры XIII-XIV вв.
3.Причины Столетней войны. Характеристика основных этапов Столетней войны.
4.Влияние Столетней войны на национальное экономическое, политическое и социальное развитие Франции.
5.Международное значение Столетней войны. Особенности франко-английских отношений в XVI в.
Литература
1.Басовская Н.И. Столетняя война 1337-1453 гг. М., 1985.
2.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
3.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
4.Левандовский А.П. Жанна д’Арк. М., 1982.
5.Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М., 1992.
6.При-Дютайи ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X-XIII веков. М., 1938.
7.Райцес В.И. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы. Л., 1982.
Занятие 6. Международные отношения Английского государства в XII-XVI вв. (2 часа)
1.Нормандское завоевание Англии во второй половине XI в. и его политические последствия.
2.Основные направления и формы международных отношений в период классического средневековья.
3.Внешняя политика Тюдоров. Традиционность и конформизм средневековой английской внешней политики.
4.Торговая и колониальная экспансия Англии. «Морские волки» Елизаветы I. 5.Колонизация Ирландии.
6.Англо-шотландские отношения.
7.Обострение англо-испанских противоречий в конце 60-х годов XVI в.
Литература
1.Дмитриева О.В. Елизавета I. М., 1998.
2.Ивонин Ю.Е. Становление европейской системы государств. Англия и Габсбурги на рубеже двух эпох. Минск, 1989.
3.Ивонин Ю.Е. У истоков европейской дипломатии нового времени. Минск, 1984.
4.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1993. Т. 3. От средневековья к новому времени.
5.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
6.Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987.
7.Осипова Т.С. освободительная борьба ирландского народа против английской колонизации (вторая половина XVI-начало XVII в.). М., 1962.
8.Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XV-XVII вв.). М., 1982.
9.Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам (К проблеме формирования английского народа). М., 1988.
10.Яброва М.М. Очерки истории колониальной экспансии Англии в эпоху первоначального накопления. Саратов, 1966.
Занятие 7. Международные отношения на Пиренейском полуострове в XII-XV вв. (2 часа)
1.Политическая карта Пиренейского полуострова в VIII-XI в.
2.Испания под арабским господством.
3.Образование королевства Кастилия. Кастильская реконкиста.
4.Образование и международная роль Португалии.
5.Королевство Леон и его отношения с Кастилией.
6.Королевство Арагон: арагонская реконкиста и внешняя политика Арагона в Западном Средиземноморье.
7. Основные этапы Реконкисты. Формы колонизации отвоёванных у мусульман земель.
8.Этнический состав населения объединённой Испании и взаимоотношения различных этнических групп.
Литература
1.История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
2.История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
3.Варьяш О.И. Два очерка о Реконкисте // Средние века. Вып. 59. 1996. С. 116- 129.
4.Карасс М.Б. Реконкиста и колонизация в истории кастильского крестьянства // Средние века. Вып. 22. 1962. С. 130-158.
5.Корсунский А.Р. История Испании IX-XIII вв. М., 1976.
6.Червонов С.Д. Две неизвестные редакции кастильско-генуэзского договора 1146 г. из ленинградских собраний // Средние века. Вып. 46. 1983. С. 335- 343.
Занятие 8. Международные отношения государств Апеннинского полуострова в XII-XVI вв. (2 часа)
1.Политическая карта средневековой Италии в XII-XIII вв. Особенности экономического и политического развития Северной, Средней и Южной Италии.
2.Борьба городов с феодальными сеньорами и образование городских коммун.
3.Международные отношения городов-государств Северной Италии: Генуи, Венеции и Милана
4. Политика папства и международное положение Папской области.
5.Королевство обеих Сицилий после падения династии Гогенштауфенов: особенности политического развития в правление Анжуйской династии.
6.Южная Италия пол властью арагонских королей.
7.Итальянские войны 1494-1559гг. и их итоги.
Литература
1. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
2. История дипломатии. М., 1959. Т. 1.
3. Ролова А.Д. Торговля и банковская деятельность Флоренции во второй половине XVI и первой четверти XVII в. // Средние века. Вып. 42. 1978. С. 98-121.
4. Рутенбург В.И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.
5. Соколов Н.П. Колониальная политика Венеции в XIII в. // Средние века. Вып. 5. 1954. С. 170-195.
6. Шаркова И.С. Заметки о русско-итальянских отношениях XV - первой трети XVI в. // Средние века. Вып. 34. 1971. С. 201-212.
Занятие 9. Великие географические открытия (4 часа)
1.Географические представления европейцев до XIV в.
2.Причины и направления географических открытий португальцев и испанцев.
3.Португальские колонии в Индии и Индокитае.
4.Испанские колонии в Америке.
5.Формы международных отношений в европейских колониях. Начало образования английских и голландских колониальных держав. 6.Взаимоотношения европейских государств по поводу колоний.
Литература
1. Антошко Я.Ф., Соловьёв А.И. История географического изучения Земли. М., 1963.
2. Бейкер Д. История географических открытий и исследований. М., 1950.
3. Вишнепольский С.А. Мировые морские пути и судоходство. М., 1953.
4. Литаврина Э.Э. Испания в эпоху великих географических открытий // Бартоломе де Лас-Касас. М., 1966.
5. Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1962.
6. Магидович И.П. История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М., 1965.
7. Тарле Е.В. Очерки истории колониальной политики. М., 1965.
Литература
1.Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.
2.Германская история в новое и новейшее время. Т.1. М., 1970.
3.История дипломатии. Т. 1. М., 1959.
4.История Европы. Т. 3. М., 1993.
5.История Франции. Т. 1. М., 1972.
6.Ревякин А.В. История международных отношений в Новое время. Учебник. М.: 2004.
7.Сказкин С.Д. Международные отношения в Европе в конце XV – первой половине XVIII вв. М., 1981.
Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы студентов
Структура СРС
Код формируемой компетенции | Тема | Вид | Форма | Объем учебной работы (часов) | Учебно-методические материалы |
ОПК-2, ПК -11, ПК-12 | Темы 2,3,4,6,14 | Подготовка к контрольной работе | Без участия преподавателя | Литература к темам 2,3,4,6,14 | |
ОПК-2, ПК-7, 11, 12 | Темы 5, 7-13, 15, 16 | Подготовка доклада | Без участия преподавателя | Литература к темам 5, 7-13, 15, 16 |
Виды СРС:
- подготовка к контрольной работе;
- подготовка к коллоквиуму;
- подготовка реферата, доклада;
- подготовка к деловым играм;
- решение задач;
- выполнение расчетно-графических работ;
- написание курсовой работы.
По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:
- СРС без участия преподавателя;
- КСР контроль самостоятельной работы студента.
График контроля СРС
Недели семестра | ||||||||||||||||
формы контроля | кр | кр | кр | д | кр | д | д | д | д | д | д | д | кр | д | д |
Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.
8. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль освоения дисциплины (модуля) осуществляется в виде проверки контрольных работ, заслушивания выступлений магистрантов на семинарских занятиях.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета.
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки ответа на зачете, творческой работы, контрольной работы, доклада:
Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенций является балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Общее количество баллов 100. Количество рубежных контролей -2.
Текущая работа студента оценивается максимум в 60 баллов, в т.ч от 1 до5 баллов за работу на семинарском занятии, от 1 до5 баллов за написание контрольной работы, от 5 до 10 баллов за доклад.
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает оценку на зачете до 40 баллов.
Для определения уровня сформированности компетенций предлагаются следующие критерии оценки:
полнота ответа;
знание основных историографических подходов;
грамотное использование терминов, понятий;
знание основных дат, имен и биографий политических деятелей;
аргументированность выводов.
Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают объективное оценивание усвоения студентами общекультурных и профессиональных компетенций, позволяют оценить уровень сформированности ОПК-2, ПК-7, ПК-11, ПК-12 компетенций.
Примерные темы докладов:
1. Римская империя и варвары.
2. Политический портрет Юстиниана Великого.
3. Вторжение англов, саксов и ютов на Британские острова.
4. Политический портрет Вильгельма I Завоевателя.
5. Государство норманнов в Сицилии.
6. Испанская реконкиста как фактор политического объединения региона.
7. Дипломатическая активность великих держав во время Столетней войны.
8. Швейцарский союз в борьбе за независимость.
9. Дипломатия Византийской империи.
10. Итальянские войны и их последствия.
11. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.
12. Нидерланды и Испания: борьба за независимость и создание Республики Соединенных провинций.
Примерный список вопросов к зачету:
1. Европа на рубеже античности и средневековья.
2. Основные участники международных отношений в V –VII вв.:
Западная Европа.
3. Внешняя политика Восточной Римской империи в VI веке.
4. Верденский раздел и его последствия.
5. Основные участники международных отношений в IX –XI вв.
6. Италия в X-XV вв. как регион внешнеполитической экспансии.
7. Итальянские войны и их результаты.
8. Англосаксонское завоевание Британии. Особенности взаимоотношений между англосаксонскими королевствами.
9. Норманнское завоевание Британии. Внешняя политика Вильгельма I Завоевателя.
10. Англия и Франция в XI-XIII вв. Английские владения во Франции и специфика Анжуйского владычества.
11. Предпосылки, характер и начало Столетней войны.
12. Основные этапы Столетней войны. Военные кампании, дипломатия, международные договоры.
13. Окончание Столетней войны. Влияние ее результатов на международные отношения в Западной Европе.
14. Византия и западные государства в эпоху классического средневековья.
15. Византия и папство. Схизма 1054 г. в контексте международных отношений в Европе.
16. Византия и крестовые походы.
17. Латинская Романия и греческие государства после четвертого крестового похода.
18. Турецкое завоевание Византии.
19. Арабское завоевание Пиренейского полуострова. Начало Реконкисты.
20. Основные этапы Реконкисты. Взаимоотношения мусульманского и христианского населения. Образование испанских королевств.
21. Окончание Реконкисты. Объединение Кастилии и Арагона.
22. Специфика международных отношений в Европе в период позднего средневековья: основные противоречия и международные союзы.
23. Германская экспансия периода классического средневековья: «Drang nach Osten».
24. Швейцарский союз и Германская империя.
25. Конфессиональный фактор в системе международных отношений позднего средневековья.
26. Особенности внешнеполитической политики Англии при Тюдорах.
27. Англо-шотландские противоречия. Елизавета Тюдор и Мария Стюарт.
28. Англия и Ирландия как пример экспансии периода позднего средневековья.
29. Испания в системе международных отношений позднего средневековья.
30. Османская империя в системе международных отношений позднего средневековья.
31. Великие географические открытия и их роль в системе международных отношений позднего средневековья.
32. Внешнеполитическая доктрина Ришелье.
33. Основные тенденции развития международных отношений в XVI – начале XVII вв.
34. Тридцатилетняя война: причины, основные участники, этапы.
35. Вестфальский мир: установление нового баланса сил.
36. Вестфальская система международных отношений: принципы функционирования.
Электронные библиотеки
Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/
Всемирная история: http://historic.ru/books/
Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru
Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/
Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru
Сайт Института всеобщей истории РАН: www.orbis-medievalis.ru
Электронная библиотека «Библиотека Гумер http://www.gumer.info/
Сайт Института всеобщей истории РАН : www.orbis-medievalis.ru
ЭБСУдмуртская научно-образовательная электронная библиотека"
Электронно-библиотечная система
Сайт библиотеки УдГУ http://lib.udsu.ru/
Электронный каталог библиотеки УдГУ http://lib.udsu.ru/index.php?mdl=elcat
1. Электронная библиотека BBbook.RU
2. BBbook.RU - большая библиотека электронных книг, многочисленные учебники и журналы.
3. Университетская электронная библиотека "In Folio"
Электронная библиотека "In Folio" - собрание учебной, научной,
художественной, справочной литературы.
4. "Лань" Электронно-библиотечная система http://e.lanbook.com/
5. Электронные версии учебных изданий ЭБС ibooks.ru (Айбукс)
Образовательные технологии. Информационные технологии
В ходе учебного процесса предполагается использование комплекса педагогических технологий. Традиционные технологии используются при проведении лекционных занятий, предполагающих передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу, демонстрируемому преподавателем. Использование традиционных технологий обеспечивает овладение