Правовое обеспечение экологической безопасности.
Совокупность природоохранных норм и правовых актов, направленных на регулирование природоохранных взаимоотношений в Российской Федерации, образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Современная система российского природоохранного законодательства имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления.
В основе системы экологического законодательства лежат Декларация о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция Российской Федерации (1993 г.).
Ст. 42 Конституции РФ, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.
Всю систему экологического законодательства, разделяют на две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
Основу природоохранного законодательства составляет Закон РФ «Об охране окружающей среды». Подсистему природоресурсного законодательства составляют Земельный кодекс РФ, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РФ, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и ряд других законодательных и нормативных актов.
Конечной целью охраны окружающей природной среды является охрана здоровья и обеспечение благополучия человека, в связи с чем, экологические требования занимают значительное место в Законе РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, а также Основах законодательства РФ об охране здоровья.
В 1992 году Россия в числе 179 государств на Саммите глав государств и Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) подписала ряд программных документов, определяющих согласованную политику стран мира по обеспечению устойчивого развития.
Руководствуясь ими, Президент России утвердил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (Указ № 236 от 4 февраля 1994 г.) и "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (Указ № 440 от 1 апреля 1996 г.). По поручению Президента и последовавшему за ним постановлению Правительства № 559 от 8 мая 1996 г. Минэкономики совместно с Госкомэкологии и другими заинтересованными федеральными органами разработало проект государственной стратегии устойчивого развития. Проект был рассмотрен Правительством в конце 1997 года и направлен на доработку.
В 1998 году доработанная редакция "Проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации" была представлена для обсуждения в Комиссию Государственной Думы РФ второго созыва по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития.
Документ получил резко отрицательную оценку и был рекомендован к кардинальной переработке.
Комиссия Государственной Думы третьего созыва по проблемам устойчивого развития провела 2 октября 2000 года парламентские слушания на тему "О формировании проекта стратегии устойчивого развития России", на которых был заслушан доклад Минэкономразвития и принята рекомендация создать при Комиссии рабочую группу для доработки Проекта стратегии, в состав которой вошла большая группа ученых, в том числе и академиков РАН.
В августе - сентябре рабочая группа еще раз тщательно проанализировала "Проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации", разработанный в 1998 году, и наметила направления его переработки.
Пятого октября 2001 года на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту, Государственной Думе, Правительству, Совету безопасности и другим органам государственной власти России по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации и подготовить его к изданию.
Значительная роль в регулировании природоохранных отношений принадлежит постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, целью которых является обеспечения проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (ст. 114 конституции РФ).
Постановления Правительства, посвященные экологическим вопросам, можно разбить на три группы: во-первых, принимаемые во исполнение закон для конкретизации его отдельных положений; во-вторых, принимаемые для определения компетенции органов управления и контроля; в-третьих, включающие в себя нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений. К первой группе можно отнести, например, постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 года об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе, ко второй – Положение о министерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, к третьей – постановление Правительства от 4 ноября 1993 года о создании российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Основным экологическим законом РФ является Закон «Об охране окружающей среды», принятый Государственной Думой 20 декабря 2001 года, в XVI главах которого отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой. Данный Федеральный Закон «определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально - экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности».
Согласно ст. 2. «Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».
Ст. 2 дает основные понятия используемые в законе, такие как окружающая среда, охрана окружающей среды, благоприятная окружающая среда, государственный мониторинг окружающей среды, экологический контроль, экологический риск, вред окружающей среде, экологическая безопасность и т. д. Так согласно этой статьи «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».
Основные принципы охраны окружающей среды даны в ст. 3. Главнейшими из них являются:
«соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
…запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды».
Объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, согласно ст. 4 (п. 1), являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке согласно п. 2 и 3, особой охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, а также объекты, включенные в Список всемирного культурного либо природного наследия, государственные природные заповедники и заказники, памятники природы, национальные и природные парки. Заслуживают внимания положение об особой охране лечебно - оздоровительных местностей и курортов, охране зеленого фонда городских и сельских поселений (ст. 61), а так же запрет на ввоз, вывоз и транзит через территорию РФ редких и охраняемых видов животных и растений.
Основам управления в области охраны окружающей среды посвящена II-я глава Закона. Так ст. 6-10 определяют полномочия органов государственной власти различных уровней в сфере регулирования отношений в области охраны окружающей среды, а также разграничение полномочий между властными структурами различных уровней.
Глава III Закона определяет права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.11 «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Эта же статья определяет и обязанности граждан «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства».
Вопросам экономического регулирования в области охраны окружающей посвящена глава IV. Ст. 14 к экономическим методам регулирования относит: «установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды…возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде».
Ст. 16 постулирует платность негативного воздействия на окружающую среду, относя к видам негативного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий и т. д. Важным моментом является то, что внесение платы, определенной Законом, не освобождает природопользователя от возмещения вреда окружающей среде.
Вопросам нормирования качества окружающей среды и нормативам воздействия на среду посвящена V глава Закона, где дается перечень нормативов и нормативных актов, в соответствии с которыми, осуществляется природопользование. В данной главе предусмотрено лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды и проведение экологической сертификации осуществляемой хозяйственной деятельности.
Порядок проведения экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду рассматривается в VI главе.
Значительное место в Законе уделяется требованиям к охране окружающей среды, при осуществлении конкретных видов хозяйственной деятельности (глава VII), например: требования к охране среды при размещении, проектировании, строительстве, вводе и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений (ст. 35-39); объектов энергетики (ст. 40), нефтегазодобывающих (ст. 47), химических (ст. 46) и иных производств; военных, оборонных (ст. 41) и сельскохозяйственных (ст. 42) объектов, гидротехнических сооружений (ст. 43), городских и сельских поселений (ст. 44); производства и эксплуатации транспортных средств (ст. 45); требования при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов и т. д.
Ст. 48. (п. 3), запрещает ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а ст. 54, регулирует производство и использование веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами.
В соответствии со ст. 56 «деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Порядок установления и действия в зонах экологического действия проводится в соответствии с главой VIII.
Актуальным представляется введение в закон норм регулирующих государственный экологический мониторинг (глав X).
Контроль в области охраны окружающей среды определяется главой XI.
В законе прописываются права государственных инспекторов «в области охраны окружающей среды», которым помимо функции надзора за соблюдением экологических нормативов, дается «право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды» (ст. 66).
Законом предусматривается и общественный контроль в области охраны окружающей среды (ст. 68), результаты которого, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, или местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
Немаловажное значение имеют содержащиеся в законе нормы определяющие характер, цели и задачи научных исследований в области охраны окружающей среды (глава XII), а так же направлений формирования экологической культуры (глава XIII).
Ответственность за нарушения экологического законодательства определяется в главе XIV, где в соответствии со ст. 75 «за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность».
Глава XV, посвященная международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды, определяет основные принципы международного сотрудничества, а также постулируют примат правил международных договоров над данным Федеральным Законом.
На современном этапе политика российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, базируется на программных документах, принятых в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро.
Этот международный форум, стал одним из главных событий в истории мировой цивилизации. Именно в Рио-де-Жанейро получили общемировое политическое признание проблемы, связанные с глобальным потеплением климата и сохранением биоразнообразия на Земле. Была принята "Повестка дня на XXI век" – своеобразный план развития цивилизации на ближайшее будущее. С тех пор прошло 10 лет.
За это время, следуя решению ООН, более 100 стран разработали национальные стратегии устойчивого развития. В России аналогичного документа до сих пор нет. Только в 1996 году Правительство Российской Федерации приняло "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". Разработанный на ее основе "Проект стратегии устойчивого развития Российской Федерации" сразу получил резко негативную оценку в научных кругах страны.
Созданная Государственной Думой третьего созыва Комиссия по проблемам устойчивого развития, состоящая из 20 депутатов, трижды проводила парламентские слушания, в которых наряду с депутатами Государственной Думы принимали самое активное участие члены Российской Академии наук, ректоры, профессора и студенты вузов; ведущие сотрудники крупнейших научно-исследовательских учреждений; предприниматели, действующие в области охраны окружающей среды и занятые производством экологически чистой продукции; представители Министерства экономического развития и торговли, федеральных округов России, мэрий Москвы, Санкт-Петербурга и других городов; активисты московских и всероссийских экологических организаций - всего более 1500 человек.
В июле 2001 года Комиссия по проблемам устойчивого развития сформировала группу из видных российских ученых и общественных деятелей для работы над стратегией устойчивого развития России. Итогом этой деятельности, учитывающей предложения широкой научной общественности страны.
Результатом работы данной группы и явился труд - "Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации", который затрагивает все важнейшие стороны проблемы и в настоящее время находится на стадии обсуждения.
Литература использованная в IV разделе:
1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера. //— М.: МГФ «Знание», 1999. — 592 с.
2.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. / М.: «ЭЛИТ-2000», 2002. 192с.
4. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. /
5. Безопасность жизнедеятельности. В 2ч. / Под ред. Э.А. Арустамова. М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 340с.
6.Петров В.В. Экологическое право России. / М., 1995.