Сопоставительная характеристика Востока и Запада в средние века.
В соответствии с законом неравномерности развития различных частей человечества в разные исторические эпохи до V в. до н.э. наблюдается доминирование Востока, до XVI-XVII вв. н.э. существовал некий культурно-экономический баланс, с XVII-XVIII вв. доминирует западноевропейская цивилизация. Разумеется, указанная периодизация отражает лишь самую общую тенденцию, вектор развития истории. Нас же интересует сопоставительная характеристика Востока и Запада в средневековую эпоху. Изучение этого вопроса позволяет утверждать, что в данный период Восток все еще превосходил Запад по большинству количественных и многим качественным показателям развития.
От крушения Рима до середины второго тысячелетия Европа была самым отсталым и бедным периферийным районом Евразии, боровшимся за собственное выживание. Наиболее высокий уровень благосостояния в этот период имел Китай, которому слегка уступал Ближний Восток, а Европа находилась на нижней ступени уровня жизни среди других цивилизаций.
В XV-XVI вв. начался стремительный натиск мусульманского мира в бассейне Индийского океана, Центральной Азии и Северной Африки торговому пути: находящаяся в центре Евразии Османская империя (бывшая территория Византийской империи, захваченная турками), не удовлетворяясь ролью торгового посредника, претендовала на захват европейских земель.
Но в период 1683-1739 гг. Европа добивается установления военного превосходства над исламским миром. С 1739 г. ни одна восточная армия не смогла более нанести поражение европейцам.
С подрывом военной мощи Османской империи с миссионерским характером ее религии и волей к экспансии (военному захвату) была предрешена судьба всех остальных восточных обществ. Безразличная к остальному миру и обращенная вовнутрь индо-буддистская цивилизация обладала слабой государственностью и была относительно легкой добычей европейских колонизаторов. Самодовлеющая китайская цивилизация еще в 1436 г. прекратила экспансию в Южных морях и начала отгораживаться от остального мира, а после завоевания Китая маньчжурами страна утвердилась в политике самоизоляции, неспособной защитить страну от грядущей западной экспансии на Дальнем Востоке.
Военное соревнование с Востоком Европа сумела выиграть благодаря собственным экономическим усилиям и ошибкам торгово-экономической политики стран Востока. Не имея достаточного количества ресурсов для самовыживания перед лицом враждебного мусульманского мира, Европа уже в XII-XV вв. добилась существенного прогресса в металлургии, механике, вооружении, применением водяной мельницы усовершенствовала текстильное и бумажное производство и в ХV в. стала широко экспортировать бумагу, оружие, шелк, стекло.
Восток ограничивал объем торговли с Европой политикой малых квот и высоких цен. Европа была вынуждена искать способы сокращения своей убыточной, но необходимей ей торговли с Азией, объем которой вырос за 16-17 вв. в 15 раз. За восточное сырье Европа все больше стала расплачиваться готовой продукцией: так было положено начало превращению Востока в сырьевой придаток Запада в рамках складывающегося разделения труда в мировом рынке, чего на Востоке в позднесредневековую эпоху еще не осознавали.
Погнавшись за евроамериканским (западноевропейский) золотом и серебром, Восток начал терять свои историко-природные преимущества перед Западом. Однако восточные правители и купцы продолжали диктовать условия торговли де середины 19 в., поскольку стремительно развивавшийся европейский капитализм гораздо больше нуждался в азиатском сырье, чем натуральное хозяйство традиционного Востока в европейских товарах. Также еще долгое время сохранялся громадный разрыв в объеме продукции двух регионов в пользу Востока.
Однако роль цивилизаций определяется не столько валовыми материальными показателями, сколько нематериальными качественными показателями развития: динамизмом, жизненной силой, перспективой.
За указанный период Европа сумела преодолеть свое периферийное положение отсталой окраины Евразии, совершив социальную, техническую, географическую и интеллектуальную революции. В результате сложилась новая западноевропейская цивилизация с современным обществом, основанным на отношениях экономической зависимости лично свободных людей и ориентации на развитие; и капитализм как самонастраивающаяся общественная система, ориентированная на поступательный самоподдерживающийся рост на базе технического прогресса, частной собственности и рыночных механизмов регулирования хозяйства. Внешним проявлением исторической эффективности избранного Европой пути развития стала сначала поэтапная ликвидация ею разрыва с Востоком в военной мощи в XVI в., а затем по уровню жизни в XVIII в. Характерная для западного пути развития сильная частнособственническая тенденция, окончательно восторжествовавшая на рубеже средневековья и Нового времени, обусловила жизнестойкость западноевропейской цивилизации, способной критически-позитивно воспринимать свои и чужие новации как источник собственного развития.
В противоположность Европе на средневековом Востоке не было радикальных качественных структурных преобразований. Стабильность восточного общества обеспечивалась посредством отторжения своих и чужих новаций как деструктивных по отношению к существующей системе. Как и в древности, средневековое восточное общество оставалось традиционным, т.е. основанным на внеэкономическом принуждении лично зависимых людей и стремлении к стабильности посредством культурной ориентации в прошлое.
Таким образом, в средние века Восток сохранил внушительный валовый материальный перевес над Западом, но последний уже захватил историческую инициативу в свои руки благодаря превосходству качественных характеристик современного европейского общества над традиционным восточным в социально-экономической, политической, военной и духовной сферах.
Практическое занятие № 3
«Ярослав Мудрый. «Русская правда»»
Цель: систематизировать и обобщить знание студентов о развитии периоде правления Ярослава Мудрого.
Задачи:
1) Образовательная: дать краткую характеристику периода правления Ярослава Мудрого.
2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к истории родной страны.
3) Развивающие: способствовать развитию умений проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, давать краткую характеристику.
Оборудование: текст краткой «Русской правды», дополнительная литература.
Рекомендации по выполнению практической работы:
- Внимательно прочитайте текст, проанализируйте выдержки из «Русской правды» и выполните задания:
1) Дайте краткую характеристику правления Ярослава Мудрого.
2) Ответьте на вопрос: Что такое «Русская правда»?
3) На основе текста «Краткой Русской Правды» выделите основные сословия и группы русского общества, дайте характеристику их положения.
Правление Ярослава Мудрого.
Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за киевский престол. Приемный сын Владимира Святополк (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. В борьбе за киевское княжение Святополк опирался па помощь польского короля и все же он потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. А в 1036 г. после смерти еще одного соперника — брата Мстислава Ярослав объединил всю Русь.
Ярослав пел частые войны с Польшей, с литовскими и при-балтийскими племенами. В 1036 г. Под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих стран. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания первого митрополита из русских — Илариона.
Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (крупнейший на Руси Софийский собор в Киеве). Ярослав покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая Часть Русской Правды — Устав Ярослава, первый письменный закон на Руси.
Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил государство между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переславль. В 1068 г. братья потерпели поражение от нового грозного врага — половцев, перекочевавших в середине XI в. в степи к югу от Руси. С чего опять на Руси начинается нестабильность, остановить которую удалось лишь Владимиру Мономаху.
Что такое Русская Правда.
Наряду с ПВЛ источником, в котором можно найти сведения о социально-политической истории Древней Руси, является Русская Правда. Повышенное внимание исследователей к этому своду законов объясняется тем, что он составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.
• Первая часть (Краткая Правда) была составлена самим Ярославом, а после его смерти дополнена его сыновьями.
• Вторая часть - Пространная правда появилась ок. XII века.
• Третья – Сокращенная правда в XIV-XV вв.
Правда Ярослава.