Попытка ускорения социально-экономического развития страны

Уже к концу 70-х годов для части советского руководства и миллионов советских граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Последние годы правления Л.И.Брежнева, пришедшего к власти после смещения Н.С.Хрущева, проходили на фоне кризиса экономической и социальной сфер в стране, роста апатии и безразличия народа, деформированной морали власть предержащих. Явственно ощущались симптомы загнивания во всех областях жизни. Некоторые попытки поисков выхода из сложившегося положения были предприняты новым руководителем страны — Ю.В.Андроповым. Хотя он и являлся типичным представителем и искренним сторонником прежней системы, тем не менее некоторыми его решениями и действиями уже были поколеблены ранее непререкаемые идеологические догматы, не позволявшие его предшественникам осуществить хотя и теоретически оправданные, но практически проваленные реформаторские попытки.
Новое руководство страны, полагаясь в основном на жесткие административные меры, попыталось сделать ставку на наведение порядка и дисциплины в стране, на искоренение коррупции, поразившей к этому времени все уровни власти. Это дало временный успех — несколько улучшились экономические показатели развития страны. Из состава руководства партии и правительства были выведены некоторые наиболее одиозные функционеры, против многих руководителей, занимавших высокие посты, были заведены уголовные дела.
Смена политического руководства после смерти Ю.В.Андропова в 1984 г. показала, насколько велика власть номенклатуры. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС, смертельно больной К.У.Черненко, как бы олицетворял собой ту систему, которую пытался реформировать его предшественник. Страна по-прежнему развивалась как бы по инерции, народ безразлично наблюдал за попытками Черненко вернуть СССР к брежневским порядкам. Были свернуты многочисленные начинания Андропова по оживлению экономики, обновлению и чистке руководящих кадров.
В марте 1985 г. к руководству страны пришел М.С.Горбачев, представитель относительно молодого и амбициозного крыла партийного руководства страны. По его инициативе в апреле 1985 г. был провозглашен новый стратегический курс развития страны, ориентированный на ускорение ее социально-экономического развития на основе научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора». Его реализация на первых порах смогла несколько улучшить экономические показатели развития СССР.
В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд советских коммунистов, число которых к этому времени составило 19 млн. человек. На съезде, проходившем в традиционной парадной обстановке, была принята новая редакция программы партии, из которой были удалены несбывшиеся задания по построению основ коммунистического общества в СССР к 1980 г. Вместо этого провозглашался курс на «совершенствование» социализма, определялись вопросы демократизации советского общества, системы выборов, намечались планы решения жилищной проблемы к 2000 году. Именно на этом съезде был выдвинут курс на перестройку всех сторон жизни советского общества, однако конкретные механизмы его реализации пока еще не были выработаны, и она воспринималась как обычный идеологический лозунг.

Крах перестройки. Распад СССР

Курс на перестройку, провозглашенный горбачевским руководством, сопровождался лозунгами ускорения экономического развития страны и гласности, свободы слова в области общественной жизни населения СССР. Экономическая свобода деятельности предприятий, расширение их самостоятельности и возрождение частного сектора обернулись для большинства населения страны ростом цен, дефицитом основных товаров и падением уровня жизни. Политика гласности, на первых порах воспринимавшаяся как здравая критика всех негативных явлений советского общества, привела к неуправляемому процессу очернения всего прошлого страны, возникновению новых идеологических и политических течений и партий, альтернативных курсу КПСС.
Вместе с этим Советский Союз радикально меняет свою внешнюю политику — теперь она была направлена на смягчение напряженности между Западом и Востоком, урегулирование региональных войн и конфликтов, расширение экономических и политических связей со всеми государствами. Советский Союз прекратил войну в Афганистане, улучшил отношения с Китаем, США, содействовал объединению Германии и т.д.
Разложение административно-командной системы, порожденное перестроечными процессами в СССР, упразднение прежних рычагов управления страной и ее экономикой значительно ухудшило жизнь советских людей и радикальным образом повлияло на дальнейшее ухудшение экономического положения. В союзных республиках нарастали центробежные тенденции. Москва уже не могла жестко контролировать ситуацию в стране. Рыночные реформы, провозглашенные в ряде решений руководства страной, не могли быть поняты простыми людьми, так как они еще больше ухудшали и без того низкий уровень благосостояния народа. Усилилась инфляция, росли цены на «черном рынке», не хватало товаров и продуктов. Частыми явлениями стали забастовки трудящихся, межнациональные конфликты. В этих условиях представители прежней партийно-государственной номенклатуры предприняли попытку государственного переворота — смещения Горбачева с поста президента разваливавшегося Советского Союза. Провал путча августа 1991 года показал невозможность реанимирования прежней политической системы. Сам факт попытки государственного переворота стал результатом непоследовательной и непродуманной политики Горбачева, ведущей страну к краху. В дни, последовавшие за путчем, многие бывшие союзные республики заявили о своей полной независимости, а три прибалтийские республики добились и ее признания со стороны СССР. Деятельность КПСС была приостановлена. Горбачев, потерявший все рычаги управления страной и авторитет партийного и государственного лидера, оставил пост президента СССР.

Россия на переломе

Распад Советского Союза привел к тому, что в декабре 1991 года американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне». Российская Федерация, ставшая правопреемницей бывшего СССР, унаследовала все трудности в экономике, социальной жизни и политических взаимоотношениях бывшей мировой державы. Президент России Б.Н.Ельцин, с трудом лавирующий между различными политическими течениями и партиями страны, сделал ставку на группу реформаторов, взявших жесткий курс на проведение рыночных реформ в стране. Практика непродуманной приватизации государственной собственности, обращение за финансовой помощью к международным организациям и крупным державам Запада и Востока значительно ухудшили общую ситуацию в стране. Невыплаты заработной платы, криминальные столкновения на государственном уровне, неконтролируемый дележ государственной собственности, падение жизненного уровня народа с образованием весьма малочисленного слоя сверхбогатых граждан — таков результат политики нынешнего руководства страной. Россию ждут большие испытания. Но вся история русского народа показывает, что его творческие силы и интеллектуальный потенциал в любом случае преодолеют современные трудности.

Наши рекомендации