От политики «военного коммунизма» к новой экономической политике

Экономическая политика Советского государства в годы гражданской войны, нацеленная на мобилизацию всех ресурсов на военные нужды, получила название политики «военного коммунизма». Это был комплекс чрезвычайных мер в экономике страны, для которого были характерны такие черты, как национализация промышленности, централизация управления, введение продразверстки в деревне, запрет частной торговли и уравниловка в распределении и оплате. В условиях наступившей мирной жизни она себя уже не оправдывала. Страна находилась на грани хозяйственного краха. Промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, а также финансы страны испытывали затяжной кризис. Участились выступления крестьян, недовольных продразверсткой. Мятеж в Кронштадте в марте 1921 г. против советской власти показал, что недовольство масс политикой «военного коммунизма» может угрожать самому ее существованию.
Следствием всех этих причин стало решение правительства большевиков в марте 1921 г. перейти к «новой экономической политике» (нэпу). Этой политикой предусматривалась замена продразверстки фиксированным продналогом для крестьянства, перевод государственных предприятий на хозрасчет, разрешение частной торговли. Вместе с тем был осуществлен переход от натуральной к денежной оплате труда, уравниловка отменялась. Частично допускались элементы государственного капитализма в промышленности в виде концессий и создание государственных трестов, связанных с рынком. Разрешалось открывать небольшие кустарные частные предприятия, обслуживаемые трудом наемных работников.
Главной заслугой нэпа стало то, что на сторону советской власти окончательно перешли крестьянские массы. Были созданы условия для восстановления промышленности и начала подъема производства. Предоставление определенной экономической свободы трудящимся дало им возможность для проявления инициативы и предприимчивости. Нэпом, по сути, была продемонстрирована возможность и необходимость многообразия форм собственности, признание рынка и товарных отношений в экономике страны.

Советская Россия в первой половине 20-х годов

В 1918-1922 гг. малые и компактно проживавшие на территории России народы получили в составе РСФСР автономию. Параллельно этому шло формирование более крупных национальных образований — союзных с РСФСР суверенных советских республик. К лету 1922 года процесс объединения советских республик вошел в свою завершающую фазу. Советское партийное руководство подготовило проект объединения, предусматривавший вхождение советских республик в РСФСР на правах автономных образований. Автором этого проекта был И.В.Сталин, тогдашний нарком по делам национальностей.
Ленин увидел в этом проекте ущемление национального суверенитета народов и настоял на создании федерации равноправных союзных республик. 30 декабря 1922 года I съезд Советов Союза советских социалистических республик отверг «проект автономизации» Сталина и принял декларацию и договор об образовании Союза ССР, имевший в своей основе план федеративного устройства, на котором настаивал Ленин.
В январе 1924 г. II Всесоюзный съезд Советов одобрил Конституцию нового союза. Согласно этой Конституции, СССР представлял собой федерацию равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из союза. Одновременно происходило оформление представительных и исполнительных союзных органов на местах. Однако, как покажут дальнейшие события, СССР постепенно приобретал характер унитарного государства, управлявшегося из единого центра — Москвы.
С введением новой экономической политики проводимые советским правительством мероприятия по ее осуществлению (денационализация некоторых предприятий, разрешение свободной торговли и наемного труда, акцент на развитие товарно-денежных и рыночных отношений и др.) пришли в противоречие с концепцией построения социалистического общества на бестоварной основе. Приоритет политики над экономикой, проповедуемый партией большевиков, начавшееся формирование административно-командной системы привели к кризисным явлениям нэпа в 1923 г. В целях повышения производительности труда государство пошло на искусственное завышение цен на промышленные товары. Сельчанам оказалось не по средствам приобретать промышленные товары, которые переполнили все склады и магазины городов. Отчетливо проявился т.н. «кризис перепроизводства». В ответ на это деревня стала задерживать поставки государству зерна по продналогу. Кое-где вспыхнули крестьянские восстания. Необходимы были новые уступки крестьянству со стороны государства.
Благодаря успешно проведенной денежной реформе1924 г. курс рубля был стабилизирован, что помогло преодолеть кризис сбыта и укрепить торговые отношения города и деревни. Натуральное обложение крестьян было заменено денежным, что предоставило им большую свободу в развитии собственного хозяйства. В целом, таким образом, к середине 20-х годов в СССР завершился процесс восстановления народного хозяйства. Социалистический сектор экономики значительно укрепил свои позиции.
В это же время происходит улучшение позиций СССР на международной арене. В целях прорыва дипломатической блокады советская дипломатия приняла активное участие в работе международных конференций начала 20-х годов. Руководство партии большевиков надеялось наладить экономическое и политическое сотрудничество с ведущими капиталистическими странами.
На международной конференции в Генуе, посвященной экономическим и финансовым вопросам (1922 г.), советская делегация выразила готовность обсудить вопрос о компенсации бывшим иностранным собственникам в России при уело-вии признания нового государства и предоставления ему международных кредитов. Одновременно советской стороной были выдвинуты контрпредложения о возмещении советской России убытков, причиненных интервенцией и блокадой в годы гражданской войны. Однако в ходе работы конференции эти вопросы решены не были.
Зато молодой советской Дипломатии удалось прорвать единый фронт непризнания молодой советской республики со стороны капиталистического окружения. В Рапалло, предместье
Генуи, удалось заключить договор с Германией, предусматривавший восстановление дипломатических отношений между двумя странами на условиях взаимного отказа от всех претензий. Благодаря этому успеху советской дипломатии страна вступила в полосу признаний со стороны ведущих капиталистических держав. За короткое время были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Швецией, Китаем, Мексикой, Францией и другими государствами.





Индустриализация народного хозяйства

Необходимость модернизации промышленности и всей экономики страны в условиях капиталистического окружения стала главной задачей советского правительства с начала 20-х годов. В эти же годы наметился процесс усиления контроля и регулирования экономики со стороны государства. Это привело к разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В плане первой пятилетки, принятом в апреле 1929 г., были заложены показатели резкого, форсированного роста производства промышленной продукции.
В связи с этим отчетливо обозначилась проблема нехватки средств для осуществления индустриального рывка. Капиталовложений в новое промышленное строительство катастрофически не хватало. На помощь из-за границы рассчитывать было невозможно. Поэтому одним из источников индустриализации страны стали ресурсы, выкачиваемые государством из еще не окрепшего сельского хозяйства. Другим источником стали государственные займы, которыми было обложено все население страны. Для оплаты зарубежных поставок промышленного оборудования государство пошло на принудительное изъятие золота и других ценностей как у населения, так и у церкви. Еще одним источником индустриализации стал экспорт природных ресурсов страны — нефти, леса. Экспортировалось также зерно, меха.
На фоне нехватки средств, технико-экономической отсталости страны, нехватки квалифицированных кадров государство стало искусственно подстегивать темпы промышленного строительства, что привело к диспропорциям, нарушению плановости, несоответствию между ростом зарплаты и производительностью труда, расстройству денежной системы и росту цен. В итоге обнаружился товарный голод, была введена карточная система снабжения населения.
Командно-административная система управления хозяйством, сопровождавшаяся становлением режима личной власти Сталина, все трудности реализации планов индустриализации списывала за счет неких врагов, мешавших строительству социализма в СССР. В 1928-1931 гг. по стране прокатилась волна политических процессов, на которых были осуждены как «вредители» многие квалифицированные специалисты и управленцы, якобы сдерживавшие процессы развития экономики страны.
Тем не менее первый пятилетний план благодаря широчайшему энтузиазму всего советского народа был досрочно выполнен по своим основным показателям. Только за период с 1929 г. по конец 1930-х годов СССР совершил фантастический рывок в своем промышленном развитии. За это время в строй вступило около 6 тыс. промышленных предприятий. Советский народ создал такой промышленный потенциал, который по своему техническому оснащению и отраслевой структуре не уступал уровню производства передовых капиталистических стран того времени. А по объему производства наша страна вышла на второе место после США.

Коллективизация сельского хозяйства

Ускорение темпов индустриализации преимущественно за счет села с акцентом на базовые отрасли промышленности очень быстро обострило противоречия новой экономической политики. Конец 20-х годов ознаменовался ее свержением. Этот процесс был стимулирован страхом административно-командных структур перед перспективой потери руководства экономикой страны в своих интересах.
В сельском хозяйстве страны нарастали трудности. В ряде случаев из этого кризиса власти выходили методом насильственных мер, что было сравнимо с практикой военного коммунизма и продразверстки. Осенью 1929 г. такие насильственные меры по отношению к сельскохозяйственным производителям были заменены на принудительную, или, как тогда говорили, сплошную коллективизацию. В этих целях из деревни с помощью карательных мер за короткое время были изъяты все потенциально опасные, как считало советское руководство, элементы — кулаки, зажиточные крестьяне, то есть те, кому коллективизация могла помешать нормально развивать личное хозяйство и кто мог бы ей противостоять.
Разрушительный характер насильственного объединения крестьян в коллективные хозяйства заставил власти отказаться от крайностей этого процесса. Стала соблюдаться добровольность при вступлении в колхозы. Основной формой коллективного хозяйства была объявлена сельскохозяйственная артель, где колхозник имел право на приусадебный участок, мелкий инвентарь и живность. Однако земли, крупный скот и основной сельскохозяйственный инвентарь по-прежнему обобществлялись. В таких формах коллективизация в основных хлебных районах страны была завершена к концу 1931 года.
Выигрыш советского государства от коллективизации был очень важным. Ликвидировались корни капитализма в сельском хозяйстве, а также нежелательные классовые элементы. Страна приобрела независимость от импорта ряда сельскохозяйственных продуктов. Зерно, продаваемое за рубеж, стало источником для приобретения совершенных технологий и передовой техники, необходимых в ходе индустриализации.
Однако последствия слома традиционного хозяйственного уклада в деревне оказались очень тяжелыми. Производительные силы сельского хозяйства оказались подорваны. Неурожаи 1932-1933 гг., необоснованно завышенные планы поставок сельскохозяйственной продукции государству привели к голоду в ряде районов страны, последствия которого ликвидировать удалось не сразу.

Культура 20—30-х годов

Преобразования в области культуры были одной из задач построения социалистического государства в СССР. Особенности осуществления культурной революции определялись отсталостью страны, унаследованной от старых времен, неравномерностью экономического и культурного развития народов, вошедших в состав Советского Союза. Большевистские власти основное внимание уделили строительству системы народного образования, перестройке высшей школы, повышению роли науки в экономике страны, формированию новой творческой и художественной интеллигенции.
Еще в период гражданской войны началась борьба с неграмотностью. С 1931 года было введено всеобщее начальное образование. Наибольшие успехи в области народного образования были достигнуты к концу 30-х годов. В системе высшей школы совместно со старыми специалистами были осуществлены меры по созданию т.н. «народной интеллигенции» за счет увеличения числа студентов из среды рабочих и крестьян. Значительные успехи были достигнуты в области науки. Исследования Н.Вавилова (генетика), В.Вернадского (геохимия, биосфера), Н.Жуковского (аэродинамика) и других ученых получили известность во всем мире.
На фоне успехов некоторые области науки испытали на себе давление со стороны административно-командной системы. Значительный вред был нанесен общественным наукам — истории, философии и др. различными идеологическими чистками и травлями отдельных их представителей. В результате этого практически вся тогдашняя наука была подчинена идеологическим идеям коммунистического режима.

СССР в 1930-е годы

К началу 30-х годов в СССР происходит оформление той экономической модели общества, которую можно определить как государственно-административный социализм. Согласно мнению Сталина и его ближайшего окружения, в основе этой модели должно было лежать полное
огосударствление всех средств производства в промышленности, осуществление коллективизации крестьянских хозяйств. В этих условиях очень сильно укрепились командно-административные методы хозяйствования и управления экономикой страны.
Приоритет идеологии над экономикой на фоне господства партийно-государственной номенклатуры позволил осуществить индустриализацию страны за счет снижения жизненного уровня ее населения (как городского, так и сельского). В организационном плане такая модель социализма опиралась на максимальную централизацию и жесткое планирование. В плане социальном она опиралась на формальную демократию при абсолютном господстве партийно-государственного аппарата во всех областях жизни населения страны. Преобладали директивные и внеэкономические методы принуждения, огосударствление средств производства подменяло социализацию последних.
В этих условиях значительно изменилась социальная структура советского общества. К концу 30-х годов руководство страны заявило, что советское общество после ликвидации капиталистических элементов состоит из трех дружественных классов — рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции. Среди рабочих сформировалось несколько групп — небольшой по численности привилегированный слой высокооплачиваемых квалифицированных рабочих и значительная прослойка основных производителей, незаинтересованных в результатах труда и поэтому низкооплачиваемых. Увеличилась текучка рабочих кадров.
На селе обобществленный труд колхозников оплачивался очень низко. Почти половина всей сельхозпродукции выращивалась на небольших приусадебных участках колхозников. Собственно колхозные поля давали значительно меньше продукции. Колхозники были ущемлены в политических правах. Они лишались паспортов и права свободного перемещения по территории страны.
Советская народная интеллигенция, большинство которой составляли неквалифицированные мелкие служащие, была в более привилегированном положении. Она в основном формировалась из вчерашних рабочих и крестьян, эго не могло не привести к снижению ее общеоб-разовательного уровня.
В новой Конституции СССР 1936 года нашли новое отражение те изменения, которые произошли в советском обществе и государственном устройстве страны с момента принятия в 1924 г. первой конституции. Она декларативно закрепляла факт победы социализма в СССР. Основу новой Конституции составляли принципы социализма — государство социалистической собственности на средства производства, ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов, труд как обязанность, долг каждого работоспособного гражданина, право на труд, отдых и другие социально-экономические и политические права.
Политической формой организации государственной власти в центре и на местах стали Советы депутатов трудящихся. Обновлялась и избирательная система: выборы стали прямыми, при тайном голосовании. Для Конституции 1936 г. стало характерно сочетание новых социальных прав населения с целой серией либерально-демократических прав — свободы слова, печати, совести, митингов, демонстраций и т.п. Другое дело, насколько последовательно эти продекларированные права и свободы осуществлялись на практике...
Новая Конституция СССР отразила объективную тенденцию советского общества к демократизации, вытекавшую из сущности социалистического строя. Тем самым она противоречила уже устоявшейся практике единовластия Сталина как главы коммунистической партии и государства. В реальной жизни продолжались массовые аресты, произвол, внесудебные расправы. Эти противоречия между словом и делом стали в 30-е годы характерным явлением в жизни нашей страны. Подготовка, обсуждение и принятие нового Основного закона страны продали одновременно с сфальсифицированными политическими процессами, разгулом репрессий, насильственным устранением видных деятелей партии и государства, которые не смирились с режимом личной власти и культа личности Сталина. Идеологическим обоснованием этих этих явлений стал его известный тезис об обострении классовой борьбы в стране в условиях социализма, который он провозгласил в 1937 г., ставшем самым страшным годом массовых репрессий.
К 1939 г. практически вся «ленинская гвардия» была уничтожена. Репрессии коснулись и Красной армии: с 1937 по 1938 гг. было уничтожено около 40 тыс. офицеров армии и флота. Почти весь высший командный состав Красной армии был репрессирован, значительная часть из них была расстреляна. Террор затронул все слои советского общества. Нормой жизни стало отторжение миллионов советских людей от общественной жизни — лишение гражданских прав, отстранение от должностей, ссылки, тюрьмы, лагеря, смертная казнь.

Наши рекомендации