Объект, предмет и структура политологии
1.Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов.
Объектом политологииявляется политическаясфера общества, происходящие в мире политическогоявления ипроцессы.К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений, уровень политической культуры субъектов политики, изучение основных проблем международных отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.
Предметом политологиивыступают законы становления, функционирования и развития политической власти, факторы,воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно сказать, что предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.
Структура политологии:
1.теоретич полит (история полит мысли, методология, школы)
2.политич институты и их системы (изучение гос-ва, партий, обществ орг-ций)
3.полит власть (ф-ии власти, ресурсы, механизмы, способы влияния)
4.полит поведение (полит участие, коммуникация, социализация)
5.полит культура
6.система междунар отношений и геополитика (доктрины, приоритеты междунар политики)
7.полит маркетинг (профессиональный пиар)
2.ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЁ МЕСТО В СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК.
.основные функции политологии. Познавательная- призвана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. Теоретико-методологическая (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологическая (оценочная) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей. Воспитательная (формирование демократической политической культуры и гражданственности личности). Практико-политическая (экспертиза политических решений, теория политических реформ). Прогностическая (прогнозирование политических процессов).
В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипотезу развития (предложение
взаимосвязь с другими общественными науками:
1) с философией (общ роль философии в развитии политич знаний,позиция субъекта в его политич деятельности)
2)экономикой (политика влияет на развитие экономики,на общественную организацию труда)
3)историей(без знания истории,её мыслителей и лидеров трудно понять содержание политологии,своеобразие прошлого и совр политич отношений в мире)
4)социологией(изуч соц природу власти, обществ мнение,деят-сть полит лидеров и институтов)
5)географией(при выработке своей внутр и внешней политики нужно учитывать своеобразие земного пространства ,климата,рельефа,менталитета)
3.МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ.
Политология познает политику с помощью методов политической науки.
1.Историческийподход обращает внимание на политические явления во времени и пространстве: как происходит изменение политических институтов. Он требует хронологической фиксации политических событий и фактов, их исследования во временном развитии, исследования связи прошлого, настоящего и будущего.
2.Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.
3.Поведенческий метод акцентирует внимание на поведении человека в сфере политики. Кредо бихевиоризма: политология должна изучать непосредственно наблюдаемое (вербальное, словесное и практическое, осознанное и мотивируемое подсознанием) политическое поведение людей при помощи строго научных, эмпирических методов.
4.Сравнительный (компаративистский) подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например политических систем, партий, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т.д., с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения практических задач.
5.Нормативно-ценностный подход предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот подход ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
6. Ситуативный метод
7.Системный метод делает акцент на целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как единого сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, который находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению и выполняет, по Д. Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных.
4.ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Политика – это сложное образование, отражающее различные процессы обществ жизни.
Политика – это высшая форма общения (Аристотель).
Политика–это сфера жизнедеят-ти, где концентрируются важ-нейшие соц проблемы и вырабат-ся программы их решения.
Виды политики:
1.внутренняя (деят-ть гос-ва по регулированию экон, соц, полит и д отношений в данном обществе)
2.внешняя (направлена на обеспечение безопасности гос-ва и призвана создавать благоприят междунар условия для достижения целей внутренней политики)
3.международная (совокупность полит отношений в рамках мирового сообщества)
Функции политики:
1.управленческая
2.прогностическая
3.интеграционная (сплочение нации)
4.мобилизационно-организационная (мобилизация ресурсов для решения опред задачи, напр., созд новой отрасли)
5.идеологическая
6.воспитательная
7.инновационная
На политич жизнь общ-ва сильное влияние оказывают такие Эл-ты политич сис-мы,как обществ организ-и,трудовые коллективы,церковь,СМИ.Без них не возможно развитие ни эффект-е управление,ни развитие демократии.Важным Эл-м полит сис-мы явл совок-сть соц-полит норм,основу кот образует право. именно право служит гл нормативным регулятором всех обществ отношений,нормативной базой функц-я как гос,так и обществ орг-й.эти нормы регулируют полит отношения в общ-ве,через них официально признаются и закрепляются соц интересы и полит устои.правовыми нормами явл прежде всего конституция
5.ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Связь политики и экономики:
Политика может оказывать на экономику, идеологию, культуру и нравственность как позитивное, так и негативное воздействие. Политика может ускорить социальный прогресс и, наоборот, затормозить поступательное общественное развитие на целые десятилетия
Экономика определяет цели, средства и методы политической деятельности. В обществах с низким уровнем экономического развития, как правило, политика проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Политическая власть приобретает чрезмерно централизованный характер.
Связь полики с моралью. Представители первого подхода (Аристотель, Кант,
Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли, Ю. В. Ключников и др.) считали, что политика должна быть исключительно нравственной. Это направление в политической литературе известно как "аристотелевское ". Авторы второго подхода (Н. Макиавелли, Гегель, Ф. Ницше, Л. Гумплович, Г. Трейчке и др.), по существу, исключают нравственность из политики. Это направление в политической мысли именуется "макиавеллистским”.