Глава 8. Защита государственных интересов в период создания советской власти
12 октября 1917 г. был создан Военно-революционный комитет (ВРК) при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.
21 ноября 1917 г. по предложению Ф.Э. Дзержинского постановлением ВРК была создана комиссия по борьбе с контрреволюцией в составе пяти человек. В ноябре 1917 г. ВРК создал свои вооруженные силы – 10 летучих отрядов по 50 человек для охраны продовольственных грузов.
26 октября 1917 г. на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов был избиран Всероссийский Центральный комитет – высший орган власти в период между съездами. Для управления страной съезд создал временное правительство – Совет народных Комиссаров (СНК). Правительство возглавил В.И. Ленин.
Наркомом по внутренним делам стал А.И. Рыков. Становление народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД) завершилось весной 1918 г. Были введены нормативные акты НКВД «О рабочей милиции».
7 декабря 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Учреждалась она при СНК. Во главе ВЧК стоял ее председатель. На эту должность был назначен Ф.Э. Дзержинский. ВЧК действовал как коллегиальный орган. ВЧК придаются разведывательные и контрразведывательные функции. Вначале в ВЧК были созданы три отдела: информационный, организационный и борьбы с контрреволюцией и саботажем. Президиум ВЧК состоял из пяти человек: председателя, двух заместителей и двух секретарей. Четвертый отдел – по борьбе со спекуляцией – был создан 11 декабря 1917 г. Органы ВЧК осуществляли агентурное проникновение во враждебные организации, добывали информацию о их планах, кадровом составе, вели работу по разложению этих организаций из нутри.
18 марта 1918 г. президиум ВЧК принял решение о создании новых отделов, в том числе отдела по борьбе с преступлениями по должности. В связи с созданием местных ЧК был образован иногородний отдел на базе организационного отдела, осуществлявший руководство местными ЧК. Для борьбы с контрразведкой был создан контрразведывательный отдел – КРО ВЧК, а также два новых отдела: тюремный и хозяйственный. Канцелярия была преобразована в общий отдел. Кроме того, существовали справочное бюро, дававшее справки об арестованных и о делах, находившихся в производстве ВЧК; стол личного состава ВЧК, занимавшийся учетом работников ВЧК, железнодорожный отдел ВЧК и соответствующие отделы губернских ЧК, а также ЧК на больших железнодорожных станциях. Для осуществления своих полномочий ВЧК имела свои вооруженные силы. К концу мая 1918 г. было создано 40 губернских и 365 уездных ЧК. Члены ВЧК назначались СНК. Председатель ВЧК входил в коллегию НКВД. НКВД и НКЮ делегировали своих представителей в ВЧК. ВЧК и ее местные органы имели право создавать особые вооруженные отряды, которые находились под контролем и на учете РВСР (Революционный военный совет республики). Члены местных ЧК назначались и отзывались местными исполкомами. Местные ЧК организовывались местными советами. Председатели местных ЧК избирались исполкомами и учреждались ВЧК. Постановления местных ЧК могли приостанавливаться и отменяться ЧК высшей инстанции. Высшие органы ЧК имели право посылать в низшие органы своих представителей с правом решающего голоса. ВЧК вырабатывала инструкции для местных ЧК.
С началом интервенции и гражданской войны возникла необходимость усилить борьбу с подрывной деятельностью иностранных разведок в армии РСФСР. Вследствие этого в декабре 1918 г. ВЦИК принял решение о создании в армии и на флоте особых отделов ВЧК с целью активизации борьбы с контрреволюцией и шпионажем. Особые отделы создавались в центральном аппарате ВЧК, в крупных воинских и военно-морских подразделениях, в некоторых губерниях. Согласно положению об особых отделах при ВЧК, утвержденному ВЦИК 6 февраля 1919 г., особые отделы должны были вести борьбу с контрреволюцией и шпионажем в вооруженных силах, руководить работой агентуры за границей и на оккупированных территориях. В ноябре 1920 г. на ВЧК возложена охрана границ государства.
С целью укрепления руководства разведывательной работой в апреле 1920 г. внутри Особого отдела ВЧК было создано специальное подразделение – Иностранный отдел, а при особых отделов фронтов, армий, флотов и в некоторых губерниях – иностранные отделения.
В разработанной для Иностранного отдела инструкции указывалось, что при каждой дипломатической и торговой миссии РСФСР в капиталистических странах должна быть создана резидентура во главе с резидентом, который должен занимать официальное положение в миссии и как разведчик может быть раскрыт только перед главой миссии. На резидента возлагались обязанности организации агентурного проникновения в разведываемые объекты: учреждения, партии, организации и т.д. Каждый резидент был обязан отсылать в Центр сведения в шифрованном виде не реже одного раза в неделю. Инструкция предусматривала, что в страны, не имевшие дипломатических отношений с РСФСР, агентура органов ВЧК должна была направляться нелегально.
Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии» СНК принимает 15 января 1918 г. Красная Армия создавалась на следующих основах: во-первых, на классовом принципе; во-вторых, на принципе добровольности. Верховным органом Армии являлся СНК, а непосредственное руководство и управление армией сосредоточивалось в Комиссариате по военным делам и созданной при нем Всероссийской коллегии. Декрет о создании рабоче-крестьянского Красного флота СНК принял 29 января 1918 г. на тех же основах, что и Красная Армия. В армии был введен институт военных комиссаров.
Весной 1918 г. началась иностранная интервенция. В этих условиях декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. была введена всеобщая воинская повинность. В Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. в ст. 19 закреплялась обязанность всех граждан защищать социалистическое Отечество.
В связи с гражданской войной 2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил страну военным лагерем. Декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. создается Совет рабочей и крестьянской обороны, которому предоставлялась вся полнота власти в области обороны. Возглавил этот орган председатель СНК В.И. Ленин. В него входили: представители от ВЦИК, Реввоенсовета, народный комиссар путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, заместитель наркома продовольствия. Совет Обороны посылал на места чрезвычайных уполномоченных. Он осуществлял руководство военными операциями, комплектованием и снабжением вооруженных сил, решал продовольственные вопросы. Его постановления были обязательными для всех организаций, учреждений и граждан. В 1920 г. Совет рабочей и крестьянской обороны был преобразован в Совет Труда и Обороны.
Для руководства вооруженными силами страны постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет республики (РВСР). Вся полнота власти в области управления вооруженными силами возлагалась на учрежденную должность главнокомандующего войсками страны, а его правовой статус определялся декретом СНК от 5 декабря 1918 г. Он назначался СНК. Были созданы РВС фронтов и армий, члены которых назначались РВСР. В них входили командующий фронтом или армией, военный специалист и два политических комиссара. В ноябре 1918 г. была введена форменная одежда для военнослужащих, а с января 1919 г. – знаки различия для командного состава. С сентября 1918 г. граждане РСФСР, проявившие храбрость и мужество в боях, награждались орденом Красного Знамени. С апреля 1919 г. партийно-политическую работу вместо Всероссийского бюро военных комиссаров осуществлял политический отдел РВСР, переименованный в мае 1919 г. в Политическое управление РВСР.
Поражение РСФСР в войне с Польшей в 1920 г. вынудило советское руководство еще больше внимания уделять вопросу о разведке. В сентябре 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о ее кардинальной реорганизации. Приказом ВЧК за №169 от 20 декабря 1920 г. Иностранные отделы Особого отдела ВЧК ликвидированы, вместо них создан Иностранный отдел ВЧК. Этот административно-правовой акт оформил создание советской внешней разведки ныне Служба внешней разведки Российской Федерации.
Военная разведка. Для удержания коммунистической власти в России большевики сохранили структуры управления страной и особенно вооруженными силами. Поэтому, реорганизуя руководящие органы старой армии, они оставили в составе преемника военного министерства – Народного комиссариата по военным делам – Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Последний же включал Отдел 2-го генерал-квартирмейстера, являвшийся центральным органом разведки и контрразведки вооруженных сил России. Так что созданная к концу 1918 г. советская военная разведка в полной мере считается правопреемницей органов дореволюционной армейской разведки.
При этом военная контрразведка после Октябрьской революции была расформирована ВЦИК из-за ее враждебного настроя к коммунистической власти.
Разворачивающаяся в начале 1918 г. полномасштабная гражданская война потребовала от большевистского руководства наличия регулярной армии, которая требовала централизованного командования. В марте 1918 г. советским правительством был создан Высший военный совет (ВВС) как орган стратегического руководства вооруженными силами для организации обороны государства и формирования кадровой Красной Армии. Первоначально ВВС состоял из военного руководителя и двух политических комиссаров. Управление ВВС формировалось из личного состава бывшей Ставки верховного главнокомандующего Российской Империи на добровольных началах. По штату, утвержденному 17 марта 1918 г., в управление ВВС входили военный руководитель, его помощник, генерал-квартирмейстер с несколькими помощниками по оперативной части и разведке, начальники связи, военных сообщений, полевой инспектор артиллерии и другие.
В мае 1918 г. при ВВС были созданы оперативное и организационное управления. В июне ВВС был преобразован. В его управление вошли военный руководитель, начальник штаба и штаб ВВС. Руководящие должности в аппарате ВВС занимали бывшие офицеры Главного управления Генерального штаба, в том числе и кадровые русские разведчики.
На первых порах ВВС организовывал разведку на базе партизанского движения. При Высшем военном совете существовал штаб партизанских формирований и отрядов, включавший и разведывательный отдел. Задачей отдела была организация широкомасштабной разведки в оккупированных областях и в прифронтовой полосе, подготовка тайной агентуры на случай дальнейшего продвижения немецких и австро-венгерских войск в глубь России. В качестве агентуры предполагалось использовать жителей оккупированной полосы и партизан, причем агентов следовало вербовать только из «элементов, социально близких советской власти».
Постепенно стали создаваться и разведывательные отделы при штабах военных округов. В мае 1918 г. на базе оперативного отдела штаба Московского военного округа возник еще один центральный разведывательный орган – Оперативный отдел Народного Комиссариата по военным делам (Оперод Наркомвоена). Он объединял всю агентурную и войсковую разведку на территории Советской России, а также выполнял специальные задания Совнаркома. Оперод Наркомвоена, разведчасть ВВС не вели серьезной агентурной работы, ограничиваясь лишь решением оперативных и тактических задач.
Параллельно с двумя новыми военными разведками продолжает функционировать и Отдел 2-го генерал-квартирмейстера. В начале 1918 г. он по-прежнему пытался заниматься стратегической агентурной разведкой под управлением все тех же начальников: 2-го генерал-квартирмейстера, по-прежнему осуществляющего общее руководство работой отдела; 3-го обер-квартирмейстера, объединяющего и согласовывающего работу разведывательного отделения с работой статистических отделений, отвечал за правильность и продуктивность военной разведки и за полное использование добытых материалов. При этом функции 1-го отдела остались прежними – добывание разведывательной военно-политической информации. Остальные отделения были обрабатывающими и разделялись по региональному признаку. 2-е (германское) отделение отвечало за сбор сведений по Германии, 3-е (романское) – за сбор статистических данных по Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Голландии, Испании и Португалии, 4-е отделение являлось скандинавским, 5-е – австрийским – по Австро-Венгрии, 8-е (дальневосточное) – по Северной Америке, Китаю и Японии.
В начале мая 1918 г. была проведена очередная реорганизация органов военного управления и на базе подразделений Наркомвоена, в частности ГУГШ, создан Всероссийский главный штаб (Всероглавштаб). Он ведал формированием, устройством и обучением Красной Армии, а также разработкой всех вопросов, связанных с обороной республики. Во главе Всероглавштаба стоял совет в составе начальника штаба и двух комиссаров при нем.
Вначале в состав Всероглавштаба входили 7 управлений, среди них – оперативное. Именно в нем создается орган разведки – Военно-статистический отдел (ВСО). Данный отдел без существенных изменений сохранил структуру Отдела 2-го генерал-квартирмейстера ГУГШ. Он включал разведывательную часть в составе 7-и отделений, регистрационную службу (контрразведку) в составе трех отделений, военно-агентское и общее отделения. Военно-агентское отделение курировало личный состав военных миссий за границей, назначение военных агентов, а также сношения с иностранными военными миссиями в РСФСР. Общее отделение ведало всевозможной штабной канцелярщиной. При этом все подразделения отдела возглавляли бывшие офицеры ГУГШ.
По своим возможностям руководство РСФСР нацеливали ВСО на организацию и ведение зарубежной, стратегической агентурной разведки, однако развернуть ее отдел не мог, так как не имел ни подчиненных штабов, ни негласной агентуры, ни средств на ее организацию. Деятельность отдела заключалась в аналитической работе, составлении общих разведывательных сводок по всему фронту на основании данных, получаемых от военных штабов, Оперода Наркомвоена, а также от штаба военного руководителя Московского района и французской военной миссии, которая имела свою агентуру.
К лету 1918 г. в РСФСР существовало три независимых центральных органа военной разведки – Военно-статистический отдел Всероглавштаба, разведчасть ВВС и разведчасть Оперода Наркомвоена, не имеющих общего руководства, отсутствовал и аналитический орган, объединяющий и систематизирующий добываемые разными структурами материалы, действия разведок разобщены и нескоординированы. Это положение всерьез беспокоило остававшихся на службе у большевиков специалистов из Генштаба царской армии. В июле 1918 г. по инициативе сотрудников Всероглавштаба и с одобрения Наркомвоена была создана межведомственная Комиссия по организации разведывательного и контрразведывательного дела.
5 июля 1918 г. Комиссия приняло «Общее положение о разведывательной и контрразведывательной службе» и «Руководящие соображения по ведению агентурной разведки штабами военных округов». Эти документы не исправили главного порока советской разведывательной службы, а наоборот, узаконили сложившуюся децентрализованную систему разведывательных органов, всего лишь определив сферу деятельности и компетенцию каждого из них. На ВСО Всероглавштаба возлагалось ведение заграничной – стратегической агентурной разведки как в мирное, так и в военное время. ВВС вменялось в обязанность организовывать и вести разведку в районе демаркационной линии, организовывать агентурную разведку штабов войсковой «завесы». Опероду Наркомвоена поручалось ведение разведки против всех сил, грозивших агрессией Советской республике. На Оперод возлагалась также разведка в оккупированных германскими войсками областях Украины, Польши, Курляндии, Лифляндии, Эстляндии, Финляндии и в Закавказье.
Кроме того, решено привлечь к организации разведки пограничные военные округа: Беломорский, Московский, Ярославский, Орловский, Северо-Кавказский и все азиатские военные округа. Округам надлежало вести разведку только в сопредельных с ними государствах и территориальных образованиях, появившихся на бывших окраинах России. Однако, поскольку с этими районами связь отсутствовала, а также катастрофически не хватало сил и средств, объем задач существенно сузили. Штабам следовало добывать только сведения, имевшие непосредственное отношение к текущим событиям. Этот принцип и положили в основу деятельности не только штабов пограничных военных округов, но и всех органов военной разведки.
Основным недостатком агентуры образца 1918 г. являлась ее неустойчивость. Это связано с вербовкой агентов исключительно «за интерес». Агенту-резиденту платили жалованье до трех тысяч рублей в месяц, а помощнику резидента – до двух тысяч. Когда агенту удавалось подыскать для себя более выгодный и безопасный заработок, он прекращал свою работу. Кроме того, агенты-резиденты, «завязанные» на отдельных работников штабов, при переходе последних на другую работу не передавались новому руководителю, а попросту терялись, и с каждой штабной подвижкой приходилось все начинать сначала.
После образования в сентябре 1918 г. единого коллегиального органа советской высшей военной власти – Революционного военного совета республики (РВСР) – в октябре 1918 г. из бывшего штаба ВВС и Оперода Нарковоена был сформирован Штаб РВСР, в котором сформирован Разведывательный отдел Штаба РВСР. В начале октября 1918 г. было объявлено о создании вместо Штаба РВСР Полевого штаба РВСР с соответствующим Разведывательным отделом.
РВСР издал приказ № 94 от 14 октября 1918 г., пункт 3 которого гласил: «Руководство всеми органами военного контроля и агентурной разведкой сосредоточить в ведении Полевого штаба РВСР». Из ведения ВСО была изъята агентурная разведка и в отделе остались лишь региональные обрабатывающие отделения. Теперь на ВСО возлагались задачи:
«I. Изучение вооруженных сил иностранных государств.
II. Изучение военно-экономической мощи иностранных государств.
III. Изучение планов обороны иностранных государств.
IV. Изучение внешней политики иностранных государств.
V. Составление описаний и справочников военно-статистического характера по иностранным государствам; издание важнейших наставлений и обзоров по вопросам военно-экономической жизни иностранных государств.
VI. Подготовка всех данных военно-статистического характера, в коих может встретиться надобность нашим военным представителям на будущих международных совещаниях по ликвидации текущей войны».
Руководством РВСР 1 ноября 1918 г. был утвержден штат Полевого штаба РВСР. До надлежащих учреждений и лиц он доведен секретным приказом РВСР №197/27 от 5 ноября и приказом по Полевому штабу РВСР №46 от 8 ноября. Согласно штатам, было сформировано шесть управлений, в том числе Регистрационное (Региструпр). Регистрационное управление стало первым центральным органом военной агентурной разведки Красной Армии и первым центральным органом военной контрразведки. Нынешнее Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба является преемником Региструпра по прямой линии (5 ноября считается днем рождения советской (а теперь и российской) военной разведки).
В состав Регистрационного управления входило два отдела: агентурный (разведывательный) – 39 человек по штату и военного контроля (контрразведывательный) – 157 человек. Войсковой (тактической) разведкой занималось с этого момента Разведывательное отделение Оперативного управления, имевшее штат 15 человек. Таким образом, хотя и появился центральный орган руководства агентурной работой, однако военная разведка все еще была разъединена – две ее части находились в разных подразделениях Полевого штаба РВСР, а третья (информационная служба) оставалась в ВСО Всероглавштаба.
Для использования опыта офицеров-разведчиков Генерального штаба царской армии РВСР учредил специальный институт консультантов при начальнике Региструпра. Консультантам предстояло решать следующие задачи:
– общее техническое руководство работой Регистрационного управления;
– разработка и классификация заданий по разведке;
– обработка сведений и составление сводок по получаемым с мест донесениям;
– изучение иностранной печати и составление по ней сводок;
– разработка разного рода инструкций, наставлений, а также переводов иностранной литературы.
От непосредственного ведения тайной агентуры консультанты были отстранены. Теперь даже при переходе того или иного специалиста в лагерь противника они не могли выдать систему организации агентурной работы и дислокацию тайной агентуры.
РВСР Приказом № 261 от 9 января 1919 г. утвердил положение: все штабы военных округов, кроме Петроградского и Орловского, передаются органам агентурной разведки в соответствующие штабы фронтов и армий, агентура действующей армии и штабов Петроградского и Орловского военных округов подчиняется Регистрационному управлению Полевого штаба.
Обучением кадров военной разведки и контрразведки Красной Армии начиная с середины декабря 1918 г. занимались Курсы разведки и военного контроля. Здесь в течение двух месяцев обучались военнослужащие, командированные штабами армий. Курсы имели два отделения: разведки и военного контроля. С марта 1919 г. срок обучения увеличился до четырех месяцев.
К середине июля 1919 г., обобщив накопленный опыт, Региструпр разослал своим подчиненным органам «Положение об агентуре штабов фронта, армий и дивизий». Согласно этому положению, организация агентурной разведки возлагалась на полевые разведывательные подразделения. Положение определяло, что агентурой фронта должен руководить комиссар разведывательного отделения штаба фронта, непосредственно подчиненный одному из членов РВС штаба фронта, на которого возлагалось общее наблюдение за ходом работы агентуры. Зона, подлежащая агентурному наблюдению из штаба фронта, должна была охватывать глубокий тыл противника и разделяться на округа наблюдения, в важнейших пунктах которых следовало насаждать местных резидентов. В круг ведения агентуры штаба фронта входил сбор сведений о новых формированиях противника, его ресурсах, живой силе, технической оснащенности войск, планах высшего командования, направлениях перебросок, подготовке к крупным операциям и местах сосредоточения стратегических резервов.
Однако в условиях быстроменяющейся боевой обстановке во время гражданской войны такая системы разведки была малоэффективной, так как это не позволяло организовать систематическое и непрерывное изучение противника на определенном участке. В данных условиях разведка строилась практически на деятельности агентов-ходоков (в большей степени) и отдельных резидентов (в меньшей), которые составляли подвижные агентурные сети.
Организация связи строилась следующим образом: ценные сведения рекомендовалось направлять с двумя разными агентами, при этом агент-резидент должен был безотлучно присутствовать в пункте дислокации резидентуры. Если в полевых штабах не было агентов-резидентов, агентурная сеть строилась исключительно на ходоках. До конца 1919 г. агент-ходок являлся основной фигурой в агентурной разведке Красной Армии. Их направляли с определенным заданием, а то и вовсе без задания, по известному маршруту или в указанный район, где они должны были вести разведку.
Агенты-ходоки делились на две категории: внутренние и внешние ходоки. Внутренние использовались только в расположении частей противника. Они получали задание пристроиться к какой-либо воинской части и, следуя вместе с ней, вести разведку. Разведчик, не связанный с определенным резидентом, поддерживал контакт или самолично доставлял сведения через линию фронта, или посылал их по почте на условный адрес в тылу противника. Из этого «почтового ящика» корреспонденция извлекалась специально посланным агентом-ходоком. Так же осуществлялась связь внутреннего ходока и с резидентом, если он подчинялся какому-либо резиденту. Переписка велась только с использованием шифра.
Внешние ходоки использовались по двум направлениям: непосредственно для ведения разведки в выделенном районе и в качестве курьеров – агентов-связников – между разведывательным отделением и резидентом, а также между резидентом и его агентами.
Очередная реорганизация Региструпра произошла 19 июня 1919 г. после утверждения нового штата Региструпра Полевого штаба РВСР и принятия положения о нем. Согласно положению, Региструпр представлял собой «центральный орган тайной агентурной разведки», подчинявшийся непосредственно РВСР минуя начальника Полевого штаба РВСР. «Во главе Регистрационного управления, – говорилось в положении, – стоит член Революционного военного совета республики, который вместе с тем является его начальником. Обязанности его в Москве несет его заместитель. Во главе отделов, как и входящих в их состав отделений, стоят исключительно партийные работники».
В результате данной реорганизации были утверждены следующие основные подразделения Региструпра:
– 1-й отдел – Сухопутный агентурный отдел, в который входило четыре отделения: Северное отделение – охватывало скандинавские страны, Финляндию, Прибалтику, Мурманск и Архангельский район; Западное отделение – Литву, Польшу, Галицию, Румынию, Германию и государства на территории бывшей Австро-Венгрии; Ближневосточное – балканские страны, Турцию, Кавказ, Туркестан, Афганистан и Индию; Дальневосточное – Сибирь, Китай, Японию;
– 2-й отдел – Морской агентурный (входил в Региструпр с февраля 1919 по январь 1920 г.);
– 3-й – Военно-цензурный (в составе Региструпра с декабря 1918 по октябрь 1919 г.);
– консультантство, где работали военные специалисты царской армии (ликвидировано 16 сентября приказом РВСР за №1484).
Реорганизация Региструпра произошла 1 января 1920 г. Задачи Региструпра были следующими: «Выяснение военных, политических, дипломатических и экономических планов и намерений стран враждебно действующих против Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и нейтральных государств, а также их отдельных групп и классов, могущих нанести тот или иной вред Республике ...». Разведывательные задания для Региструпра поступали из Полевого штаба и РВСР. Начальник Региструпра назначался РВСР, также в состав Региструпра вводился дополнительно сотрудник РВСР для наблюдения за его деятельностью.
В составе Региструпра теперь четыре отдела (мобилизационный, оперативный, информационный и хозяйственно-финансовый) и комендантская часть. Мобилизационный отдел набирал сотрудников для работы в центральном аппарате и разведывательной деятельности, занимался их обучением и разрабатывал для них инструкции и указания. Оперативный составлял общий и частный планы агентурных сетей, распределял задания между местными органами Региструпра и отдельными агентами, снабжал агентов всем необходимым для работы, опрашивал возвращающихся из-за рубежа людей и оценивал их сведения. Информационный обрабатывал и сводил все сведения, полученные от оперативного отдела и из зарубежной прессы и документов, издавал разного рода сводки, обозрения и т.п.; в его функции входило также «сообщение представителям Советской печати различных сведений из добытых Региструпром материалов, по утверждению начальником Региструпра».
Ответственными работниками и сотрудниками Региструпра и его местных органов, независимо от занимаемой ими должности или выполняемой работы, могли быть лишь члены РКП(б). В исключительных случаях работа могла быть поручена и лицу, не состоящему членом РКП(б), если за таковое лицо могли поручиться два ответственных работника Региструпра или его местных органов.
В сентябре 1920 г. был утвержден новый штат и положение о Региструпре. Согласно новому положению, Региструпр разрабатывал и выполнял задания РВСР, которые давались ему непосредственно или через Полевой штаб, а подчинялось оно Комиссару Полевого штаба и через него – РВСР.
В составе Региструпра теперь стало пять отделов: оперативный (агентурный), информационный, общий, организационный и хозяйственно-финансовый.
Оперативный отдел составлял общие и частные планы агентурных сетей, насаждал агентуру в соответствии с планами, разрабатывал и распределял задания между местными органами и отдельными агентами, инструктировал агентов и снабжал их всем необходимым, приглашал агентов на службу и собирал сведения от них, оценивал полученные сведения, подбирал и представлял на утверждение РВСР «официальных, неофициальных и полуофициальных военных представителей». Последнее было новой обязанностью для Региструпра, раньше военно-дипломатической работой занимался Всероглавштаб.
Информационный отдел обрабатывал и сводил полученные из различных источников сведения, анализировал зарубежную и иностранную прессу и документы, издавал различные сводки, направляемые по утвержденному начальником Региструпра перечню адресов.
Общий отдел рассылал секретные пакеты Региструпра, вел персональный учет сотрудников («открытых») и приказов по Региструпру, общее делопроизводство, хранил шифры и переписку; управлял также типографией и комендатурой.
Организационный отдел исполнял функции по учету и распределению открытых (легальных) ответственных работников Региструпра и подчиненных ему органов, организовывал новые и реорганизовывал по мере необходимости существующие низовые подразделения, контролировал и координировал их действия, периодически их инспектировал, разрабатывал разного рода нормативные документы.
По новому сентябрьскому штату в Региструпре предусматривалось 327 сотрудников.
Начальник Полевого штаба РВСР 16 февраля 1920 г. дал указание начальнику Региструпра «организовать агентурную разведку в широком масштабе», выходя за рамки сопредельных с Советской Россией стран. Главное внимание уделялось выяснению состояния вооруженных сил тех государств, с которыми вероятнее всего в данный период могло произойти вооруженное столкновение. К таким странам в 1920 г. были отнесены Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Турция, Азербайджан, Армения, Персия, Афганистан и Япония. Региструпр рассматривал прибалтийские страны, Финляндию и Грузию в качестве агентурных плацдармов для организации работы в странах Западной Европы.
Летом 1920 г. РВСР принял решение об учреждении института военных атташе при полномочных представителях Республики в странах, с которыми советское государство заключило мирные договоры и установило дипломатические отношения. РВСР 3 июня 1920 г. утвердил инструкцию военным представителям РСФСР за границей. В параграфе 4 инструкции определяется круг деятельности военных атташе по сбору сведений об иностранном государстве. Военные атташе должны были собирать необходимые сведения:
а) изучением иностранной литературы;
б) извлечением нужных данных из периодической печати;
в) непосредственным наблюдением;
г) агентурой.
Введение института военных атташе способствовало улучшению организации и ведения разведки. Советские военные атташе или их помощники стали руководителями агентуры.
С окончанием гражданской войны процесс централизации руководства Красной Армией вступил в завершающую фазу. Полевой штаб РВСР 10 февраля 1921 г. был соединен со Всероглавштабом в Штаб РККА для создания единого органа управления всеми вооруженными силами Республики.
Революционные комитеты (ревкомы) образовывались для организации обороны и поддержания «революционного порядка». В соответствии с утвержденным ВЦИК 24 октября 1919 г. положением «О революционных комитетах» они могли создаваться в местностях, освобожденных от неприятеля, в прифронтовой полосе и в тылу. Ревкомы в местностях, освобожденных от неприятеля, образовывались РВС армии при участии местных органов власти в составе от трех до пяти человек. Являясь органами военной и гражданской власти, они непосредственно подчинялись РВС армии и центральным органам советской власти. При нормализации обстановки, создании местных органов власти и управления (советов и их исполкомов) ревкомы передавали им все свои полномочия, имущество и дела. В прифронтовой полосе (на расстоянии 40–80 километров от линии фронта) постановлением РВС армии исполнительные комитеты могли быть временно распущены и заменены ревкомами. В их состав входили представители от РВС армии и исполнительного комитета Совета.
Милиция.5 июня 1918 г. был опубликован проект НКВД «Положение о народной рабоче-крестьянской охране». Согласно этому проекту, милиция строиться на следующих основах: милиция создается как постоянный штат лиц и отделяется от военного дела. НКВД и НКЮ утвердили 12 октября 1918 г. согласованный документ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции (инструкция)». Закреплялся штатный принцип организации милиции. Милиция строилась на классовой основе. Милиция на местах являлась исполнительным органом центральной власти. Состояла она в непосредственном ведении местных советов и подчинялась общему руководству НКВД. Для управления милицией было создано Главное управление милиции (ГУМ). Милиция находилась в двойном подчинении – соответствующему совету и вышестоящему органу милиции. Члены милиции вооружались холодным оружием и револьверами, при исполнении служебных обязанностей они должны были носить установленную форму или отличительный знак. Главной обязанностью милиции являлась охрана «революционного порядка и гражданской безопасности». На милицию возлагалось проведение розыска и дознания по уголовным преступлениям и содействие исполнению судебных приговоров.
В 1918 г. были созданы внутренние войска при НКВД РСФСР. Постановление Совета Труда и Обороны от 21 апреля 1920 г. определяло, что на внутренние войска возлагается охрана существующего строя путем вооруженной борьбы с контрреволюционными выступлениями, охраны государственных учреждений особой важности, а также охраны и обороны транспорта и транспортирования, производства страны.