Предвыборная кампания и первые полгода
Дж. Буш-мл. пообещал создать военную систему, адекватную новому веку, — ликвидировать перенапряжение глобальной военной системы США и осуществить адекватное финансирование — увеличить военные расходы почти вдвое на протяжении десяти лет, также предоставить военному руководству Соединенных Штатов «более четкое определение их военной миссии»1. (Среди серьезных претендентов на президентство в 2000 г. только П. Бьюкенен — вышедший из правых республиканцев лидер Партии реформы — с позиций «просвещенного национализма» открыто осудил американский военный авантюризм 1990-х годов и признал «квазиимперский» характер стратегии США2.)
Вступив на пост президента, Дж. Буш-мл. приступил (его -словами) к «немедленному и всеобъемлющему пересмотру нашей военной стратегии — структуры наших вооруженных сил, определению их стратегии, приоритетов их обеспечения... Министр обороны получит задание создать новую военную систему Америки на десятилетия вперед — замещая существующие программы новыми технологиями и новой стратегией». 16 декабря 2000 г.
1 Sum R. Gore, Bush defense Plans Short of Military Demand («Washington Post», October 28, 2000).
2 Buchanan P. A Republic, Not an Empire: Reclaiming America's Destiny. Washington, D.C., 1999, pp. 3-42, 325-356.
Дж. Буш-мл. назначил генерала Колина Пауэлла во главе дипломатической системы США. «Ястребы» республиканцев — Чейни, Рамсфелд, Вулфовиц, Армитидж, Зеллик вошли в руководство имперской Америки двадцать первого века.
Напомним, что еще в 1998 г. Рамсфелд, Вулфовиц и Армитидж послали президенту Клинтону письмо, в котором осудили «мягкотелость» политики США в отношении Ирака1. Через две недели после вступления президента Дж. Буша-мл. в должность военно-воздушные силы США были брошены против Ирака, на цели в окрестностях Багдада. Одновременно президент Буш объявил, что у его администрации нет намерения вывести американские войска с Балкан. Более того. В августе 2001 г. Белый дом приказал расширить функции американских войск в Косове, Македонии и Боснии. В Македонии американские войска непосредственно стали участвовать в определении внутренней политики страны. Администрация Буша расширила американское военное вмешательство в Колумбии. Странам Андской региональной инициативы были обещаны дополнительные 882 млн. долл. американской помощи, половина которой пошла на цели помощи органам безопасности. Военную помощь получили, помимо Колумбии, Боливия, Бразилия, Эквадор, Панама, Перу, Венесуэла. И все это несмотря на то что, как признают сами американцы, «отсутствуют какие-либо доказательства того, что «План Колумбия» принес хоть какие-либо положительные результаты»2.
Одновременно США отвергли Договор о всеобщем запрете ядерных испытаний, Протокол о запрете биологического оружия, договор о создании в Гааге международного суда, равно как и Киотский договор.
Тот факт, что республиканцы в 2001 г. (еще до сентября) фактически продолжили имперскую линию демократов, говорит о двухпартийной поддержке курса на гегемонию, постепенно определившегося после окончания «холодной войны». Национальный консенсус в данном случае покоится на четырех основаниях. 1. Представление о миссии Америки как авангардной силе мирового развития, создающей из хаоса порядок, чем обеспечивающей долговременность своего доминирования. И демократическая, и республиканская элиты уверены, что история имеет четкую направленность своего развития; Америка — одна среди прочих наций — и разумно, и интуитивно овладела этой логикой истории, оказавшись (любимое выражение в Вашингтоне 1990-х
1 См.: «Washington Post», March 4, 2001.
2 «The New York Times», March 2, 2001.
годов) «на правильной стороне истории»1. Говоря о демократическом капитализме и американском образе жизни как квинтэссенции общественно-экономического прогресса Колина Пауэлл заявил, что Соединенные Штаты стали «мотивирующей силой свободы и демократии в мире... Не существует на Земле страны, которая не ощущала бы влияния Америки... Мы связаны тысячей нитей с огромным внешним миром, с его сверхнаселенными городами, с самыми отдаленными регионами, с самыми древними цивилизациями, с новейшими стремлениями к свободе. Это означает, что все регионы Земли представляют для нас интерес; что нам необходимо вести, показывать путь, оказывать помощь каждой стране, желающей быть свободной, открытой и процветающей»2. Менее счастливым жителям планеты следует помочь.
2. Глобализация, направляемая Соединенными Штатами, являет миру императив открытости и интеграции. Предпринимательство (прежде всего американское) должно видеть в мире единый открытый рынок. В данном случае эйфорическое отношение к глобализации было воспринято Бушем у Клинтона самым естественным и необоримым способом. Без малейших колебаний. Успевший побывать в большом бизнесе Колин Пауэлл воспел гимны «информационной и технологической революциям, перекраивающим прежний мир, разрушающим политические барьеры, все виды препятствий на пути информации и капитала повсюду в мире»3. Буш поставил перед своей администрацией задачу «максимально открыть рынки в ближайшие десятилетия». Первая же инициатива администрации Буша-мл. сводилась к расширению НАФТА на соседние латиноамериканские страны (саммит американских государств в апреле 2001 г.). Равным образом Буш пел гимны глобализации уже во время первого же визита в Европу. И поставил задачу «продавать американские товары, технологию и услуги беспрепятственно на рынке в 800 млн. человек, имеющем совокупный продукт в 11 трлн. долларов»4.
3. Параллельно с глобальным лидерством сохранить американское преобладание во всех основных регионах планеты. Не следует полагаться на «невидимую руку» рынка, следует предпринять целенаправленные действия для жесткого сохранения
1 Condoleeza Rice. Delivers Remarks on Foreign Policy Issues. Federal Document Clearing House Political Transcripts. November 16, 2000.
2 Colin L. Powell. Remarks at Confirmation Hearing. Senate Foreign Relations Committee, Washington, DC, January 17, 2001.
3 Excepted Remarks of Bush, Powel. «Boston Sunday Globe», December 17, 2000, p. A53.
4 «The New York Times», April 19, 2001.
порядка в самых отдаленных уголках мира. Вскоре ставший во главе отдела планирования государственного департамента Ричард Хаас открыто призвал сограждан-американцев «пересмотреть свою национальную роль в мире, отойти от нации-государства к имперской мощи... Организовать мир согласно определенным принципам, создать как минимум неформальную империю, где принуждение было бы крайней мерой»1. Пауэлл тотчас назвал Америку «первой универсальной нацией». А Дж. Буш провозгласил, что «прогресс свободы зависит от американской мощи»2. И эта мощь должна быть доминирующей во всех основных регионах Земли.
4. Императивом является военное превосходство, максимально продленное в пространстве и времени. Внимание — к новым угрозам, наиболее опасным из которых является распространение оружия массового поражения и террористические акты. Спуская на воду авианосец «Рональд Рейган», президент Буш заявил, что у США будет военная мощь, сравняться с которой не сможет никто. Эти слова не вызвали никакого удивления — и без того стало ясно, что Америка устремилась к перевооружению, позволить себе которое в современном мире не может никто. Дебаты по военным ассигнованиям свелись только к проблеме «кто больше».
В «Нью рипаблик» Л. Каштан справедливо написал, что «создание противоракетной обороны вовсе не рассчитано на оборону Америки. Оно рассчитано на мировое доминирование»3.
После 11 сентября
Лидеры республиканской администрации уверяют, что после сентябрьских террористических атак «выбор империализма безальтернативен, поскольку ни экономическая, ни политическая помощь не решают задачи достижения мировой стабильности»4. Президент Буш-мл.: «Подобно тому, как Пирл-Харбор пробудил нашу страну, террористическая атака мобилизовала Америку, и Америка будет в этой борьбе руководить огромной коалицией»5.
1 Haass R. Imperial America. Atlanta Conference, November 11, 2000. www.brook.edu/views/articles/haass/2000imperial.htm.
2 Bush G. Remarks at Christening Ceremony for USS «Ronald Reagan», March 4, 2001.
3 «New Republic», March 12, 2001, p.12.
4 Maliaby S. The Reluctant Imperialist («Foreign Affairs», March/April 2002, p. 2-7).
5 «New York Times», September 19, 2001.
Опросы общественного мнения продемонстрировали резко возросший интерес к заграничным делам, к надобности в активной внешней политике.
На огромном основании прочувствованного всей нацией страха администрация президента Дж. Буша-мл. могла строить призыв к активизму, жертвам, внешнеполитической наступательности. Теперь можно было считать, что изжит не только вьетнамский, но и сомалийский синдром. Теперь стало возможным положиться на гигантскую силу обиженной Сентябрем Америки. И стало возможным открыто и без лишнего стеснения указать на колоссальную мощь Америки.
По поводу отказа США подписать протокол Киото об охране окружающей среды президент Буш-мл. во время визита в Европу сказал так, выступая перед американскими журналистами: «Я им сказал, что уважаю их точку зрения, но не изменю американскую позицию, потому что так будет лучше для Америки». Его пресс-секретарь подтвердил: «Значительное потребление энергии — часть американского образа жизни, который для нас — священное понятие».
В декабре 2001 г. президент Буш-мл. оповестил, что «Америка поведет население планеты к миру»1. Самый влиятельный американский журнал убежден: «Логика неоимпериализма слишком убедительна, чтобы администрация Буша-мл. могла ей противостоять... Наступил новый имперский момент, и логикой своей мощи Америка займет место лидера»2. Сразу же после сентября 2001 г. американский конгресс немедленно выделил 40 млрд. долл. на проведение всех необходимых полицейских операций против тех, кто посягнул на Америку в сентябре 2001 г.
Соответственно максимально был выдвинут вперед периметр американской военно-оборонительной системы. В соответствии со стратегией президента Буша-мл., «войны должны быть минимальными и располагаться максимально удаленно от Соединенных Штатов»3. Это означает, что внешняя политика США должна быть активной до степени агрессивности. При этом именно США должны решать, где, когда и как они применят свои вооруженные силы. Свобода действий получила абсолютный приоритет.
В этом же ключе стало восприниматься в США создание сис-
1 Bush G. W. Remarks by the President at the Citadel. December 11, 2001, Charleston, S.C.
2 Maliaby S. The Reluctant Imperialist («Foreign Affairs», March/April 2002, p. 6).
3 Wolfowitz P. Nomination to Be Deputy Secretary of Defense. February 27, 2001.
темы национальной противоракетной обороны. Помощник президента по национальной безопасности К. Райс подчеркивает: «Мы должны обладать такой системой, чтобы избежать шантажа Соединенных Штатов и их союзников, это средство гарантии от шантажа и сохранения свободы распоряжаться своей силой»1.
Теперь американцам уже ничто не мешало захватить мировое лидерство. Рядом не было интеллектуальных титанов, которые имели бы смелость усомниться в «воле провидения». Не было историка Чарльза Бирда, который утверждал, что «структура американских идей и структура их интересов совпадают с впечатляющей точностью»2. Не было мыслителя ранга Рейнгольда Нибура, который за несколько десятилетий до рассматриваемого американского триумфализма видел в американских вождях склонность «выступать учителями человечества»3, не обращая особого внимания на то, что подобное педагогическое рвение чревато всевозможными опасностями и моральным ослеплением.
На гране трагедии и продемонстрированной всей нацией решимости триумфализм возобладал. Речь президента с посланием «О положении страны в 2002 г.» прерывалась аплодисментами 77 (!) раз, каждый раз овация длилась не менее 40 секунд. Выражения «мы никогда не были сильнее, чем сегодня» стали символом дня. В этой речи президент Дж. Буш-мл. объявил: «Я не стану годами дожидаться, пока опасность материализуется». Через два дня министр обороны Д. Рамсфелд первым из официальных лиц обосновал необходимость упреждающих ударов. Выступая в Университете национальной обороны (Вашингтон), Д. Рамсфелд сказал: «Зашита от терроризма и других появляющихся угроз XXI века вполне может потребовать, чтобы мы перенесли войну на территорию противника. Лучшая оборона — это хорошее наступление». Изменилась сама атмосфера в стране. Согласно опросу NBC News в апреле 2002 г., 57 процентов американцев приветствуют военную акцию США против Ирака4. Мир становится ареной поощрения и наказания, осуществляемого единственной державой. Одновременно бюджетный комитет конгресса санкционировал расходы в 64 млрд. долл. до 2015 г. на систему национальной противоракетной обороны. Прикрываясь космическим щитом, Америка намерена диктовать свою волю.
Вашингтон исходит из того, что поставленная на грань выживания, извлекшая опыт из трагедий, подобных сентябрьской
1 Rice С. Remarks on Foreign Policy Issues. November 16, 2000.
2 Beard Ch. and M. America at Midpassage. New York, 1939, vol. 1, p. 395.
3 Niebuhr R. The Irony of American History. New York, 1952, p. 71.
4 «Financial Times», June 23, 2002.
атаке террористов 11 сентября 2001 г., международная система неизбежно вручит бразды правления наиболее мощной и организованной международной силе — Америке. Образ Антитеррористической коалиции у всех перед глазами. Как полагает американский исследователь Д. Риефф, «современный мировой беспорядок, крушение большого числа государств, эволюция характера боевых действий, которые приобрели дикие признаки гражданских войн и колониальных репрессий (в которых различие между военными и гражданскими жертвами исчезает), могут породить нужду в главенствующей имперской державе. Это может произойти, несмотря на предостережения защитников гражданских прав относительно того, что такая держава будет действовать исходя лишь из собственных интересов»1.
Такая логика базируется на том, что сползание к хаосу способен приостановить лишь Запад, ведомый своим лидером, утверждает Д. Риефф. «В настоящее время только Соединенные Штаты способны (и имеют на то волю) навязать порядок в турбулентных районах мира»2. Но США не должны пытаться передоверять «штабную работу» явно неэффективным партнерам — именно это губит на корню всякую эффективность в деле противостояния нарушителям мирового спокойствия. Прямо и без экивоков Вашингтон должен выразить свое предпочтение односторонним действиям перед многосторонними. С точки зрения, скажем, авторитетного исследователя Ч.У. Мейнса, «наступил коллапс многосторонности, что принуждает Америку идти своим собственным путем»3. Опираясь на свою мощь, Соединенные Штаты наведут должный порядок.
Индикаторами будущего поведения гегемона явилась решимость Вашингтона применить силу в Ираке, в Югославии и Афганистане, демонстрация силы в Тайваньском проливе, расширение Североатлантического союза, свержение прежних и водворение желательных США правительств на Гаити и в Панаме, вмешательство в Сомали и Руанде, навязанное решение боснийской проблемы, активизация посредничества в арабо-израильском и североирландском споре, проектирование своих интересов на основные мировые регионы, выделение враждебных государств с их последующим преследованием, вплоть до постоянного силового наказания (Ирак), экономического эмбарго (Куба), открытого
1 Rieff D. Sustaining the Unsustainable («World Policy Journal», Spring 1999, p. 97).
2 Ibid., p. 96).
3 Maynes Ch. W. America's Fading Commitments («World Policy Journal», Summer 1999, p. 12).
давления (Иран, Северная Корея, Ливия), формулирование новой стратегической концепции НАТО, предполагающей «военные операции в нестабильных регионах» за пределами прежней зоны ответственности. США намерены и в будущем осуществлять контроль над Персидским заливом, обеспечивать свое лидерство в мировой финансовой политике, крепить свое главенство в самом большом в мире — Североатлантическом военном союзе, удерживать лидирующее положение в производстве и экспорте вооружений.
Сентябрь 2001 г. дал невиданный импульс стремлению Америки определить собственные правила международной жизни. В пяти новых странах было обозначено американское военное присутствие. Лозунг «Кто не с нами, тот против нас» подмял предшествовавшую осторожность. Война в Афганистане оказалась достаточно быстрой и успешной, чтобы воспламенить аппетит американцев, сразу же начавших искать тех, кто, по их терминологии, принадлежит к «оси зла». Опасно ли это? Исследователь из английского Оксфорда видит самую экстренную проблему современности в том, что «Америка сегодня обладает безмерной властью. Никто со времен Римской империи не обладал такой мощью, а ведь римский колосс располагался в свое время только в одной части мира. Америка обладает гораздо большей властью, чем нужно для всеобщего блага, в том числе и для ее собственного»1.
Проконсулы империи
Четырехзвездный генерал стал во главе американской внешней политики в двадцать первом веке. На слушаниях по его назначению он раскрыл свою внешнеполитическую философию: «Мир движется вперед под барабанный бой демократии и системы свободного предпринимательства. Коллапс коммунизма делает необходимым и коллапс всех прочих границ и препятствий на пути глобализации, революционизирующей мир. И во главе этой системы стоит Америка»2. Ликующий тон виден даже в оттенках. В мае 2001 г. Пауэлл признается, что «трудно избежать вхождения в состояние постоянного оптимизма и восторга»3.
Встал вопрос о «проконсулах», представляющих Вашингтон в
1 «New York Times», April 9, 2002.
2 Excepted Remarks of Bush. Powel. («Boston Sunday Globe», December 17, 2000).
3 Colin L. Powell. Remarks at Council of the Americas. 31th Washington Conference. Washington, D.C., May 7, 2001.
дальних пределах. Если на самом верху формировать стратегию встали гражданские геополитики, то на региональные направления были призваны люди в мундирах, генералы и адмиралы, имеющие больше конкретного регионального опыта. Раскол, произведенный вьетнамской войной между гражданскими и военными руководителями, стал заживать. После операции «Буря в пустыне», пишет выдвинувшийся в государственные секретари Колин Пауэлл, «американский народ снова полюбил свои вооруженные силы»1.
Новое американское законодательство (особенно «Акт о реорганизации министерства обороны», выдвинутый Голдуотером — Николсом) усилило роль американских военных, подняло значимость председателя объединенного комитета начальников штабов. Расширились полномочия главнокомандующих американскими вооруженными силами на отдельных театрах потенциальных военных действий. Возникла целая когорта высокопоставленных военнослужащих, призванных охранять американские интересы на основных региональных направлениях подобно вице-королям прежних времен. Удивительно, но эти новые проконсулы сами ощутили себя схожими с «ответственными за Западное полушарие», такими, какими были генерал Леонард Вуд и Смедли Батлер в первой половине XX века. Назначенный в 2000, г. фактическим проконсулом Ближнего Востока генерал военно-морской пехоты Энтони Зини пояснил: «Это как бы возвратиться в будущее — так велика схожесть с Карибским регионом 1920—1930-х годов — те нестабильные страны, движимые поглощенными собой диктаторами до точки всеобщего развала»2. Газета «Нью-Йорк таймс» охарактеризовала Зини как военачальника, который «в значительной мере участвовал в определении военной роли США в мире после окончания «холодной войны»3.
Расположившийся во главе Тихоокеанского командования США в Пирл-Харборе (CINCPAC) генерал непосредственно взял под свой контроль гигантский Тихоокеанский регион и зону Восточной Азии. Глава европейского направления (SACEUR) стал высшим ответственным за события в Европе. Центральное командование (CINCENT) со штабом в Тампе (Флорида) стало ответственным за регион Персидского залива, за Центральную Азию и даже за т. н. Африканский Рог. В Майами (Флорида) рас-
1 Powell Colin. My American Journey. New York, 1995, p. 532.
2 Zinni A. A Commander's Reflections. US Naval Institute, March 9, 2000. www.proceedings.org/proceedings/articles/prozinni.htm.
3 «The New York Times», November 28, 2001, p. A10.
положилось Южное командование (CINCSOUTH), недремлюще наблюдающее за всей Латинской Америкой. Столь гигантского охвата системой военного контроля не имела ни одна предшествующая империя.
(При этом генералы и адмиралы жалуются на заземленность, отсутствие стратегического видения у их гражданских коллег. Глава CINCPAC адмирал Д. Блэр: «С тоской смотрю я на внешнеполитическую интеллигенцию, никто из них не смотрит на проблемы как бы из космоса; каждый занимается тактическим мелкотемьем»1. Роль региональных командований возросла необычайно. Ему вторит Э. Басевич: «Каждое из командований смотрит на события в региональном аспекте, а не на двустороннем (страна со страной) уровне; в ведении дел империи значимы регионы, а не отдельные страны»2.)
При каждом из командований создан воистину гигантский штабной механизм, имеющий в своем распоряжении энергичных и предприимчивых офицеров, полностью осознающих уникальную сущность момента. Их постоянная задача — планирование американских ответных действий на случай неожиданных изменений на региональном уровне. Не сонные колониальные гарнизоны, а полнокровные боеготовые единицы стоят на форпостах американской империи. Штабные структуры Европейского командования США, Центрального командования и Тихоокеанского командования превосходят по численности и масштабу структуры исполнительных служб президента США. Даже в самом малом — Южном командовании численность штабных офицеров превышает 1100 человек. Между 1990 и 2000 гг. совместная сумма бюджетов четырех региональных командований выросла с 190 млн. долл. до 381 млн. долл. Бюджет каждого из региональных командований превосходит бюджет государственного департамента. Ни у одного из американских послов нет такого числа помощников и феноменальной по объему связи, не говоря уже о самолетах, вертолетах, авианосцах.
Проконсулы перестали видеть перед собой лишь боевые цели. Они мыслят в иных категориях, они «держат руку на пульсе». Вот как описывает свои задачи командующий военно-морской пехотой США в Южном командовании генерал П. Пейс: «Расширять сферу действия и поддержку стабильных демократических стран. Расширять и поддерживать уважение к гражданским
1 Priest D. A Four Star Foreign Policy? US Commanders Wield Rising Clout, Autonomy («Washington Post», September 28, 2000.
2 Bacevich A. American Empire. The Realities and Consequences of U.S. Diplomacy. Cambridge: Harvard University Press, 2002, p. 178.
правам и приверженность главенству закона. Помогать нациям-партнерам модернизировать и тренировать их службы безопасности». Тихоокеанскому командованию поручено быть «активным участником и партнером в создании безопасного, процветающего и демократического Азиатско-Тихоокеанского сообщества». Европейскому командованию поручены две фундаментальные задачи: «строить тесные отношения со странами региона и добиваться конвергенции исторических, экономических и дипломатических сил» для того, чтобы играть лидирующую роль «в направлении Европы, Ближнего Востока и Африки к демократическому развитию и стабильности в грядущие десятилетия»1.
Проконсулы отчетливо поняли суть своего предназначения. Так, адмирал Блэр видит свою задачу в «предотвращении возникновения многополярного мира враждующих между собой стран, стремящихся увеличить собственную силу — мир Бисмарка и Европы 19-го века». Следует создать такой мир, в котором CINCPAC мирным способом разрешало бы споры соседей2. Заметим, что каждое командование имеет детализированный план чисто военных действий на случай изменения обстановки, грозящей ослаблением американского влияния. При этом все командования имеют право обращаться к правительствам в сфере своего действия через голову всех дипломатических служб. Так, адмирал Блэр в 1991 г. выступал в России, Сингапуре, Малайзии, Новой Зеландии, Австралии, Индии, Таиланде, Японии, Южной Корее, на Филиппинах.
Как мыслят проконсулы, можно узнать из мемуаров главнокомандующего войсками НАТО в Европе (и главы SACEUR) генерала Уэсли Кларка. Генерал ВВС Ролстон спрашивает Кларка, что будет, если силовое воздействие не изменит позиции Белграда весной 1999 г.: «Я ответил, что силовое воздействие сработает.
— О'кей, но все же, если оно не сработает. Что мы будем делать тогда?
— Мы будем их бомбить. Мы пройдем весь путь, — сказал я.
— А что, если и бомбардировки не сработают?
— Я думаю, что это маловероятно; но в этом случае мы сделаем что-нибудь собственно на территории самого Косова.
— Ну а если и это не даст результата? — настаивал Ролстон.
1 Senate Armed Forces Committee, March 27, 2001. www.ciponline.org/ colombia/032701.htm, July 8, 2001; www.pacom. mil/about/pacom.httm, July 9, 2001; www.eucom.mil/strategy/summary.htm, July 9, 2001.
2 Remarks by Admiral Dennis C. Blair at the World Affairs Council. Anchorage, Alaska, June 25, 2000.
— Тогда мы продолжим свои усилия. Но я знаю Милошевича, он не хочет, чтобы его бомбили»1.
Неверная калькуляция американского проконсула в Европе стала очевидной для всего мира уже в самом начале массированных бомбардировок Югославии. 4 апреля 1999 г. президент Клинтон согласился со своим европейским проконсулом относительно необходимости подготовить к наземным операциям вертолеты «Апачи».
Имперская парадигма
Согласно новой парадигме, Америке следует меньше зависеть от союзников и партнеров, она сама должна создать искомый набор принципов и институтов, способных надолго сберечь статус-кво и отразить любые террористические атаки, остановить эволюцию враждебных государств и контролировать мировой порядок. Эта стратегия покоится на семи элементах2.
1. Фундаментальная приверженность однополярному миру, в котором у США нет равного им конкурента. Америка не позволит никакой стране, никакой коалиции стран приблизиться к своему уровню. Президент Буш выразил эту идею, выступая в Вест-Пойнте в июне 2002 г.: «Америка обладает и намерена обладать беспримерной военной мощью — делая бессмысленными всяческие попытки соревноваться с нею и ограничивая соперничество лишь торговлей и другими мирными занятиями». США не будут стремиться к безопасности посредством умеренной реалистической стратегии баланса мировых сил, они не пойдут по пути либеральной стратегии. Америка будет столь могущественна, что ее превосходство обескуражит любое посягательство.
2. Вашингтон произвел драматический пересмотр наличных угроз. То, чего не было ранее, — сравнительно небольшие группы террористов способны произвести феноменальные разрушения. Их невозможно усмирить или запугать, их следует уничтожить. Министр обороны Д. Рамсфелд так выразился по поводу этой новой угрозы: «Есть проблемы, относительно которых можно сказать, что мы знаем то, что мы знаем. Существует неведомое, которого мы не знаем. То есть существуют явления, о которых мы знаем, что мы не знаем... Каждый год мы встречаем много неведомого». Министр имел в виду существование групп террористов, о которых ничего не известно. В их руках может быть ядер-
1 Clark W. Waging Modern War. New York, 2001, p. 119.
2 См.: Ikenbeny J. America's Imperial Ambition («Foreign Affairs», September-October 2002, pp. 44—60).
ное, химическое или биологическое оружие, о котором Соединенным Штатам ничего не известно. Но в век террора ошибки у защищающихся быть не должно. Противник — это не государство, вступать в переговоры, играть в баланс сил, пользоваться стратегией сдерживания он не собирается. Угроза уничтожения требует адекватного ответа.
3. Ни о каком сдерживании не может быть и речи. Стоящие на посту ядерные ракеты никого не сдерживают. Возможность «ответного удара» просто смешна — нет достойной цели. Нет смысла бесконечно усовершенствовать ракеты. Единственный действенный выход — атака, нападение первым. Предупреждающий удар — вот необходимость нового времени. Излишние размышления и рефлексия только мешают, считает Рамсфелд: «Отсутствие очевидности не является очевидностью отсутствия средств массового поражения» (в руках противника.) Статья 51 Хартии ООН устарела. Президент Буш говорит в Вест-Пойнте: «Военные должны быть готовы к нанесению удара в любой части земного шара в течение секунд. Все нации, решившиеся на агрессию и террор, должны будут заплатить за это». Менее определенная, чем прежде, угроза требует немедленного ответа, иначе будет поздно. Узаконен «удар без сожалений».
4. Понятие суверенности подлежит пересмотру. Священность суверенитета, незыблемость границ и т. п. уходят в прошлое. Из-за того, что террористов нельзя «сдержать», США должны быть готовы к удару без дипломатических околичностей. К удару повсюду, без прежнего уважения к государственным границам. Террористы не уважают границ, так же будут поступать и Соединенные Штаты, утверждает заведующий планированием в государственном департаменте Р. Хаас: «В администрации возникает понятие ограниченности суверенитета. Суверенитет предполагает ответственность. Одна из этих обязанностей — не подвергать уничтожению собственный народ. Другая — не содействовать терроризму. Правительства ответственны за то, что происходит в пределах их государственных границ. Если правительства не могут выполнить этих обязательств, тогда они лишаются преимуществ суверенности. Другие правительства, включая правительство Соединенных Штатов, получают право на нарушение суверенитета, в частности, право на предупреждающий удар в целях самообороны.
5. Многосторонние договоры, соглашения о сотрудничестве в оборонной сфере и в обеспечении безопасности теряют прежнюю значимость. Терроризм не ждет, он не уважает юридические тонкости, ответ ему не должен быть ослаблен крючкотворством. В мире после 11 сентября нужно опираться прежде всего на собственное понимание справедливости, а потом на международные
трактаты, на такие акты, как протокол Киото, Международный суд или Конвенция по биологическому оружию. США достаточно сильны и без договорной поддержки. В случае необходимости их устраивают «джентльменские соглашения» — что, собственно, и было предложено президенту Путину в Кроуфорде вместо Договора по сокращению стратегических вооружений.
6. Союзы имеют ограниченную ценность — это было очевидно уже в Косове в 1999 г., где 90 процентов боевой нагрузки пало на США. Это не означает, что следует отказаться от НАТО или Договора с Японией, но это означает, что Америка будет пользоваться союзами в меру необходимости, готовая к выполнению основной миссии собственными силами.
7. Новая стратегия не придает центрального значения международной стабильности. Полагаться на нее — подход прошлого. Миру придется смириться с американской односторонностью. Стабильность отныне не может быть целью сама по себе. Возможно, враждебность к КНДР несколько дестабилизирует положение на Корейском полуострове, но она устраивает США в глобальном подходе. Америка не собирается строить некий глобальный стабильный порядок, она намерена уничтожать своих смертельных противников. У дверей Апокалипсиса не размышляют об академической стабильности.
Жестко одностороннюю позицию занял американский конгресс. Он ослабил тенденцию обращения к международной многосторонности действий отказом подписать договор, запрещающий использование наземных мин, формирование Международного суда, запрета на все виды ядерных испытаний. Как говорит Б. Уркварт, бывший заместитель Генерального секретаря ООН, еще десятилетие с лишним назад (при президенте Рейгане) «американская сторона выдвинула крайне избирательные критерии — согласно директиве министра обороны Каспара Уайнбергера и председателя объединенного комитета начальников штабов Колина Пауэла, из которой следует, что американское участие в международных операциях возможно только тогда, когда США осуществляют контроль, когда американское общество полностью разделяет идею необходимости достижения поставленных целей при условии, что победоносное завершение операции гарантировано»1. Более отдаленный пример: сделка между Клинтоном и конгрессом о финансировании ООН была обусловлена компромиссом между Белым домом и конгрессом, который запретил использование ооновских денег на программы регулирования семьи.
1 «World Policy Journal», Winter 1999/2000, p. 113.
В ходе реализации новой имперской идеологии «доктрина Буша» принесла несколько конкретных результатов:
• Прямота изложения американского курса доведена до брутальности. («Моя работа, — говорит президент Буш, — исключает раздумья над нюансами. Моя работа — говорить то, что я думаю».)
• Под давлением США Пакистан был вынужден переосмыслить свои отношения с Талибаном и организацией Аль-Каида.
• Саудовская Аравия поставлена перед фактом осмысления того, что 15 ее граждан-ваххабитов осуществили нападение на Соединенные Штаты.
• Россия, Китай и Индия, каждая из которых ведет борьбу с силами исламского экстремизма, сблизили свои позиции с американскими.
• Иран и КНДР в той или иной степени изолированы.
• Войны в Афганистане и Ираке оказались быстротечными и в основном успешными, превратив эти страны в своего рода протекторат США.
• Средняя Азия и (в меньшей степени Закавказье) оказались впервые под контролем США.
Россия смирилась с выходом США из Договора по ПРО 1972 г. и сделала шаги в направлении сближения с НАТО.
«Доктрина Буша»
Понятно, что наибольшее внимание привлекает не ажиотаж академических сторонников тезиса «не упустить исторический шанс», а государственная мудрость республиканцев Буша. Заметим, что поколение Чейни и Рамсфелда выросло в годы обличения Мюнхена, теории «падающего один за другим домино», агрессивного активизма в отношении Ирана в 1953 г., Гватемалы в 1954 г., Кубы в 1961 г., Индокитая в 1960-е годы, Ирана в 1979 г., Гренады, Панамы, Никарагуа, Африки в 1980-е годы. Это поколение «испортил» триумф в «холодной войне» и апология рейганизма от Земли до космоса. Для них, современных неоконсерваторов у власти «доктрина Буша» — логический итог эволюции победителей в «холодной войне».
«Доктрина Буша», озвученная в сентябре 2002 г. на высшем возможном форуме — в Организации Объединенных Наций (и получившая дополнительную аргументацию в ряде последующих установочных текстов), стала для обретших высшую власть в стране неоконсерваторов а lа Рамсфелд подлинным кредо Америки на этапе ее единосверхдержавности в двадцать первом веке. Примечательно, что создатели «доктрины Буша» — сам президент, советник президента по национальной безопасности Кон-
долиза Райc, глава отдела планирования государственного департамента Ричард Хаас и другие — настаивают на исключительной серьезности и важности этого документа. Хаас: «Важность этого документа в том, что он отражает базовые положения нашей политики». Еще один из творцов этого документа — Филип Желиков, историк из Вирджинского университета — настаивает на том, что «президент внимательно прочел каждую строку этого документа. Он лично отвечает за каждое его положение». Так было не всегда, и мы знаем, как советники президентов удалялись в солярий или розарий, чтобы породить базовые документы. Такие, как СНВ-68, такие, как главные доктринальные повороты американской внешней политики за последние шестьдесят лет. Не так было в этот раз.
Что сконцентрировало умы членов группы, заседавшей вместе с президентом, так это, по словам Кондолизы Райс, «настоятельная потребность Соединенных Штатов в создании всеобъемлющей стратегии, которая окончательно определит вызовы эры, начавшейся после окончания «холодной войны». (В этом смысле Джошуа Муравчик из Американского института предпринимательства указал на сходство этой последней «великой стратегии Соединенных Штатов» с ее великим предшественником — доктриной «сдерживания».) Более пространно «доктрина Буша» сформулирована в опубликованной администрацией президента Буша весной 2003 г. обобщающей «Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов»1.
В предисловии к документу, определяющему стратегические цели Соединенных Штатов, президент Дж. Буш-мл. указал, что «Соединенные Штаты обрели чрезвычайно благоприятное положени<