Тема: Россия в I половине XIX в.

План занятия:

1. Внутренняя и внешняя политика Александра I. Роль М.М. Сперанского в подготовке реформ.

2. Внутренняя и внешняя политика Николая I.

3. Общественная жизнь России в первой половине XIXв.

Литература:

1. Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов. – М., 2000.

2. История России с начала XVII до конца XIXвв. / Под ред. Сахарова А.Н. – М., 1996.

3. История России IX-XX вв. Учебник / Под ред. Г.А. Аммона, Н.П. Ионичева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. История России: народ и власть / Под ред. В.П. Сальникова. – СПб., 2001.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. Изд.4-е. М.: Изд-во Норма,2005.

Темы рефератов:

1. Исторический портрет Александра I, Николая I (по выбору).

2. М.М. Сперанский – ученый и реформатор.

3. «Русский социализм» А.И. Герцена.

4. Декабристы и их время.

5. Славянофилы и западники: их взгляды.

6. Российский предпринимательский мир первой половины ХIХ в.

В I пол. XIXв. политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Дворянство владело большей частью земельного фонда страны, денежными средствами, сохранялось крепостное право. Все это являлось основными причинами экономической отсталости государства. И правительство, и передовую общественность волновали две проблемы: крепостное право и реформа политической системы. Центральным в социально-экономической жизни России был аграрно-крестьянский вопрос. Россия вновь столкнулась с необходимостью глубоких реформ. Чтобы преодолеть нараставшее отставание от Запада, самодержавие выступает инициатором реформ. Но реформы политической системы объективно вели к ликвидации самодержавия. Желание догнать Европу вело к реформам, а стремление сохранить политический строй, экономический базис – к контрреформам. Такой тип развития можно сравнить с маятником. Колебания маятника, в основном, совпадали с периодами правления русских монархов XIXв.

               
   
Александр I(1801-1825гг.)
    Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru
    Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru
 
       
Александр II(1856-1881гг.)
 
 
 
   
Павел I(1796-1801гг.)
    Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru
  Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru
 
     
Николай I(1825-1855гг.)
 
 
     
Александр III(1881-1894гг.)
 

Весь XIX век Россию «качало»: попеременно чередовались реформаторы и контрреформаторы. Это явление свидетельствовало о противоречивости развития России в условиях начала капиталистической модернизации.

3 Внутренняя и внешняя политика Александра I.

Роль М.М. Сперанского в подготовке реформ

XIX век в России начался с воцарения на престол Александра I (1801-1825гг.). Он был умен, хорошо образован, обладал незаурядными дипломатическими способностями, прекрасными манерами и считался наиболее любезным европейским государем своего времени. Воспитателем Александра I был швейцарец Ф.С. Лагарп, поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к политическим свободам и отвращение к деспотизму. В то же время современники отмечали крайнюю противоречивость в личности царя: добрый и жестокий, либерал на словах и реакционер на деле, непоследовательный в своих действиях: начинал как республиканец, а кончил свои дни поборником абсолютизма.

Царствование Александра I совпало с усилением европейских влияний, с более быстрым развитием экономических и социальных процессов, связанных с формированием капиталистических отношений. Александр I понимал необходимость глубоких реформ, связанных с системой государственного управления и решением крестьянского вопроса. В 1801г. он сформировал кружок молодых аристократов «Негласный комитет».

Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru

Программа негласного комитета сводилась к ограничению самодержавия и ослаблению крепостного права.

Характерной чертой александровского правления была борьба двух направлений – либерального и консервативного, и лавирование императора между ними. В связи с этим исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода. Это деление вызвано не только резким поворотом во внутренней политике от либерального реформирования к реакции, но и отношением общества к правительству. Если в первый период (1801-1812гг.) общество поддерживало правительство, то во втором периоде (1815-1825гг.) появились тайные общества будущих декабристов. И не случайно А.С. Пушкин начальный период правления Александра I характеризовал словами: «Дней Александровых прекрасное начало».



Два периода внутренней политики Александра I  
«Эра либерализма» (1801-1812гг.) Период реакции, перехода к репрессивным мерам (1815-1825гг.)
Общественно-политическая жизнь
1. Указ об амнистии лиц, подвергшихся гонениям при Павле I. 2. Отмена запрета на деятельность частных типографий. 3. Разрешен свободный выезд за границу, ввоз иностранной литературы. 4. Ликвидирована Тайная экспедиция – политическая полиция. 5. Восстановлены «Жалованные грамоты дворянству и городам». 6. Опустела Петропавловская крепость. 1. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция, направленная на упрочнение абсолютизма, мелочную регламентацию общественно-политической жизни общества, усиление полицейско-репрессивных мер. Всесильным временщиком стал А.А. Аракчеев, одна из мрачных фигур XIXв., который внедрял карательно-охранительные начала во все сферы жизни общества. 2. 1819, 1821гг. – гонения на просвещение и печать. Опалы в Казанском и Московском университетах. 3. 1822г. – запрещение тайных обществ и масонских лож.
Крестьянский вопрос
1. Запрещалась раздача государственных крестьян в частные руки. 2. Расширялись права купцов, мещан, казенных крестьян – им разрешали покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушало монополию дворянства на владение землей. 3. Указ 1801г. запрещал помещикам ссылать своих крепостных в Сибирь, без суда и следствия. Крестьяне могли вести торговые операции с разрешения помещика. 4. Указы 1804-1805гг. ограничивали крепостное право в Прибалтике. Крестьян запрещалось продавать без земли. Их повинности фиксировались комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. Власть помещика над личностью крестьянина была ограничена. 1. В 1822г. был принят закон, разрешавший помещикам ссылать крепостных за "дурные" поступки в Сибирь на поселение. Этот указ перечеркнул прежние запреты ссылать крестьян (1809 и 1811гг.). 2. 1823, 1824гг. – запрещение крестьянам жаловаться на помещиков. 3. Император пытался решить финансовые проблемы армии и уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях с помощью военных поселений, организатором которых стал А. Аракчеев. Это новая форма комплектования и содержания армии: в разряд военных поселян переводились казенные крестьяне, здесь же расселяли солдат. В поселениях царил произвол местного начальства. Передовая общественность возмущалась введением военных поселений, но Александр I заявлял, что «они будут во что бы то ни стало». 4. Если в 1816-1819гг. в Прибалтике крепостные крестьяне получили личную свободу и могли брать земли в аренду, то в России с 1815 по 1820гг. император получил 11 проектов об освобождении крестьян и не один из них не был официально рассмотрен. Прибалтийские дворяне переходили к рыночным методам хозяйствования и сами были заинтересованы в освобождении крестьян. В российских же губерниях лишь 3-4% помещиков вели хозяйство предпринимательским способом, а остальные были заинтересованы в сохранении крепостного права. И не случайно император требовал от реформаторов не допустить «никакого насилия по отношению к помещикам».
Итак, в решении крестьянского вопроса в течение первого периода (1801-1812гг.) преобладали мероприятия либерального характера, а во втором периоде (1815-1825гг.) стали преобладать консервативные тенденции. Радикальные меры по освобождению крестьян лишили бы власть поддержки всего дворянства  
Реформа в области образования
1. В 1803г. была реорганизована вся система учебных заведений на основе принципов бессословности учебных заведений и преемственности программ обучения. 2. Увеличилось количество университетов до 6 (до Александра I был только один Московский университет). 3. В 1804г. был впервые издан Университетский устав, предоставлявший широкую автономию: а) выборность ректора и профессуры; б) собственный университетский суд; в) невмешательство государственной администрации в дела университета. 1. С 1817г. усилились полицейско-репрессивные меры, направленные на уничтожение свободомыслия. После создания Министерства духовных дел и народного просвещения начались гонения на высшую школу под девизом «христианизации» системы образования. Аракчеев приступил к «чистке» университетов. В 1820г. Александр I санкционировал создание военной полиции.
Александр I с 1802 по 1811гг. провел реформы государственного управления  
1. В 1802г. устаревшие коллегии были заменены министерствами. Утвердилась система отраслевого управления, прямая ответственность министров перед императором. 2. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров (в 1857г. он был преобразован в Совет министров и сохранился до 1917г.). 3. В 1802г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом. 4. Во главе Сената стоял обер-прокурор. 5. В 1810г. по предложению М. Сперанского создан Государственный Совет как законосовещательный орган.
     

Важную роль в выработке проекта реформ государственного строя России сыграл выдающийся государственный деятель М.М. Сперанский (1772-1839гг.). Он был сыном бедного священника. Обладая незаурядным умом и красноречием, Сперанский стал блестящим юристом, профессором математики и философии. Его отличали необыкновенная четкость и логичность мышления, колоссальная работоспособность. Он был одним из ближайших советников императора. Один из современников называл его «самым великим министром, из всех которых Россия имела до того времени».

В 1808 году Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственных преобразований. Прежде чем составить проект, Сперанский проанализировал законодательные документы США, Франции, Уложенной комиссии, созванной Екатериной II.

Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru

На основе вышеназванных принципов создавалась стройная система органов власти от местных до центральных.

Тема: Россия в I половине XIX в. - student2.ru

Сперанский объяснял необходимость реформ в России как единственную альтернативу революционным потрясениям. Он предлагал поэтапное освобождение крестьян от крепостного права: ограничение феодальных повинностей, предоставление недвижимой и движимой собственности крестьянам, проведение политических реформ. Он предлагал обновить государство; его основные идеи:

Ø Деление общества на три сословия и в зависимости от имущественного ценза определялась доля их участия в выборах в государственные органы.

Ø Принцип разделения властей: высшая законодательная власть – выборная Государственная Дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Независимость судебной власти.

Ø Выборность органов власти на четырех уровнях.

Создание Государственного Совета – высшего совещательного органа при императоре. Верховная исполнительная власть и законодательная инициатива принадлежала императору.

Проект М. Сперанского, направленный на модернизацию и европеизацию российского общества означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Но его проект встретил жесткое сопротивление части дворянства. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.

Из всех предложений Сперанского на практике было реализовано только одно: в 1810г. был учрежден Государственный Совет, в состав которого вошли 35 высших сановников империи, которые должны были обсуждать законы, издаваемые императором. Однако Александр I очень часто утверждал законопроекты, минуя Государственный Совет.

Либерал в первые годы царствования, Александр I постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Он значительно урезал права Сената. Подготовленный в 1820г. под руководством Н. Новосильцева проект конституции «Уставная грамота Российской империи» не был даже обнародован. Для конституционного, правового строя в России первой четверти XIXв. не было ни социально-экономических, ни политических условий. И не случайно В.О. Ключевский, характеризуя проект Сперанского, говорил, что «это была политическая мечта». Идеи Сперанского, несмотря на внутреннюю стройность, логичность и последовательность не соответствовали реалиям российской действительности. Они были осуществлены лишь в 1905-1906гг., т.е. почти через 100 лет.

Созданная система высших государственных органов просуществовала на протяжении всего XIX века с небольшими изменениями.

Наши рекомендации