Из воинского устава сухопутного, 1716 г.

Что есть солдат. Имя солдат просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть от вышнего генерала даже до последнего мушкетера конного и пешего. Офицеры, или начальные люди, паки разделяются... те, которые ниже прапорщиков свое место имеют, называются ундер-офицеры, или нижние на­чальные люди, другие же от фендрика или прапорщика до маеора называютца обер-офицеры, или вышние начальные люди, третиеже от маеора до пол­ковника - штап-офицеры.<...>

О запрещении чинить обиды обывателям. Как в проходящих маршах, так и на квартирах не токмо в своей, союзничей или нейтралной землях, но и в неприятельской под смертным страхом запрещаетца дабы обид обывателям, кон­трибуции и прочего, какое б звание не имело, кроме указаного, что поведено будет, не брали. Такоже строения никаково не ломали и не портили и ничего ни в чем без письменного указу в вышеписанном не чинили, в чем ответ дать принужден будет фельдмаршал или аншеф[85], что войска не в добром ордере и порядке содержал, и не точию ответ дать, но и равной вине подлежит с преступителем, яко попуститель на зло, ежели виноватым наказание по достоинству не велит учинить.

О военных консилиях. Понеже все лучшее устроение через советы бывает, того ради повелеваем, дабы как в генералитете, так и в палках советы о всяких делах заранее имели и ничего не пропускали, что к пользе надлежит.

Начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть. Оный имеет в том, что приказал, оправдаться, а сей ответ дать, как он повеленное исправил.

Офицерам надлежит солдат содержать всегда во осмотрении и все непоряд­ки отвращать.

Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает, хотя вышнего или нижнего чина, церкви, школы или иные духовные дома, шпитали без позволения и указу грабить или разбивать, разве что гарнизоны или граждане в оном сдачею медлить и великий вред чинить будут. Кто против сего преступит, оный накажется яко разбойник, а именно: лишен будет живота.

Всех пленных, которые при взятии городов, в баталиях, сражениях или где инде взяты будут, имеют немедленно оному, который команду имеет, объявить и отдать. Никто ж да не дерзает пленного под каким-нибудь предлогом при себе удержать... Кто против сего преступит, имеет, ежели он офицер, чина ли­шен, а рядовой жестоко шпицрутенами наказан быть.

Никто да не дерзает пленных, которым уже пощада обещана и дана, убито, неже без ведома генерала и позволения освобождать под потерянном чести и живота.

Надлежит солдату<...> прилежно того смотреть, чтоб его мундир в целости был, и ружье его всегда вычищено и чисто было. Кто в том ленив явится,имеетот офицера своего наказан быть.

Полное собрание законов Российской империи. Т. V, № 3006.

Документ 17.

О ВВЕДЕНИИ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ,

20 ДЕКАБРЯ 1699 г.

Великий государь указал сказать; известно ему великому государю не толь­ко, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славян­ских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есть генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а буду­щего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетный век, и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счис­лять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве, после должного благода­рения к богу и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых ду­ховного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе, и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по древцу, или ветьве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7-й день того ж 1700 года. Да генваря ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам боярам и окольничим и думным и ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить троежды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а ще мелкие дворы, собрав пять или шесть дворов, такой огонь класть или, кто похочет, на столбиках ставить по одной или по 2 или по 3 смоляныя и худыя бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, а перед Бурмистерскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их разсмотрению быть же.

Полное собрание законов Российской империи. Т. III, №1736.

Документ 18.

Наши рекомендации