Кризис власти и специфика ее организации
В 1605-1612 гг.
Следует обратить внимание на то, что после смерти Ивана IV (1584г.) кризис власти не наблюдается, хотя все предпосылки для этого в стране уже существовали. Оставались два законных наследника престола: Федор и Дмитрий. И это удерживало боярские группировки от активной борьбы за власть.
Провозглашенный царем Федор, был слабым, болезненным, запуганным отцовским террором человеком. Он находил себе поддержку и утешение только в молитве и в постоянных хождениях и поездках в церкви и в монастыри на богомолье. Таким полумонахом он остался и на царском престоле. Поэтому боярские группировки повели борьбу за влияние на Федора. В 1586г. боярская группировка Б.Ф. Годунова оттеснила от престола Романовых (Захарьиных) и Б. Годунов становится фактическим правителем государства. Это был умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. И во многом благодаря его деятельности кризис власти в России произошел только два десятилетия спустя.
Б. Годунов попытался установить порядок в управлении и устранить бесчинства, которые творились при Иване IV. Важным фактором внутренней истории было учреждение в Москве патриаршества (в 1589г.). С согласия восточных патриархов московский митрополит Иов был возведен в сан патриарха Московского и всея Руси. Этим Московская церковь была поставлена не только фактически, но и формально наравне с восточными церквами, как особый и независимый патриархат.
Успешной была и внешняя политика государства. После кратковременной войны со Швецией Россия возвратила южное побережье Финского залива, потерянное Иваном IV, и заключила со Швецией «вечный мир» (в 1595г.). Построение города Тобольска при впадении Тобола в Иртыш, окончательно утвердило русскую власть в бывшем царстве Сибирском, а постройка другого города, Томска, привела в самую глубь Сибири, за Обь. Для улучшения охраны важнейшего торгового пути по Волге восточную границу продвинули до Среднего Урала: в самом сердце Башкирского края построили город Уфу, укрепились и на реке Яике. Много было сделано и для обороны южных областей от крымских набегов: засечную линию значительно выдвинули вперед, далеко за Курск и Воронеж. Это было одновременно и расширением государственной границы, и охраной земледельческой полосы.
Б. Годунов пошел на проведение непопулярных среди крестьян мер, направленных на усиление их зависимости от землевладельцев. Эти меры рассматривались как необходимые: иначе мелкий служилый класс не в состоянии был бы нести бремя военной службы, и государственная казна пострадала бы в сборе податей с тяглого населения.
Успехи во внутренней и внешней политике государства укрепили положение Б. Годунова. В официальных бумагах и в официальных речах его величали: «правитель», «слуга» (почетное звание, введенное со времен Грозного), «конюший боярин», «дворовой воевода», «содержатель (т.е. наместник) великих государств, царства Казанского и Астраханского». Иноземные послы льстили ему, величая «пресветлейшим вельможеством», «пресветлым величеством».
Поэтому, когда после смерти бездетного царя Федора Ивановича, Москва вдруг очутилась без царя (царевич Дмитрий погиб в 1591г.), естественно, что взоры всех обратились на правителя Б. Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Б. Годунов долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на превысочайший престол Российского царствия. Был созван Земский собор из представителей всяких чинов людей всех городов Московского государства. Собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича, который и воцарился по прошению и по избранию «всего освященного собора и боляр, и христолюбивого воинства и всенародного множества православных христиан Российского государства».
Но лишь первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными. В 1601г. в России произошел повсеместный неурожай, который повторился следующие два года. В результате разразился голод («глад великий») и мор. Множество голодающих оставили свои дома и пошли бродить «по миру». Борис Годунов пытался помочь голодающему населению раздачей хлеба из казны и новыми каменными постройками в Московском Кремле. Однако этих мер было недостаточно. К тому же бояре стали отпускать «на волю» свою «челядь», чтобы не кормить ее. Это значительно увеличило толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовались шайки разбойников, - «в то же время около Москвы начаша ся быти разбоеве велицыи и человекоубийство на путях и поместом».
Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства, так называемая Северская украйна, куда правительство ссылало из центра государства преступные или неблагонадежные элементы, которые, разумеется, были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.
Сложной ситуацией в стране воспользовались боярские группировки, которые считали Бориса «выскочкой», недостойным русского престола. Именно в этих кругах распространяются слухи о причастности Бориса к убийству сына Ивана IV - Дмитрия.
Когда же положение в стране еще более ухудшилось, боярские группировки решили использовать в борьбе за власть «чудесно спасшегося от смерти царевича Дмитрия». Слухи о том, что царевич Дмитрий жив, возникли уже на третий год царствования Бориса, а в конце 1603г. в Польше объявился человек, назвавшийся царевичем Дмитрием. И этому молодому человеку согласились помогать некоторые польские паны. В октябре 1604г. Лжедмитрий с военным отрядом вошел в московские пределы. Он распространял воззвания к народу, в которых сообщал, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов лукавого раба, Бориса Годунова, и теперь он призывает русское население принять его как законного наследника русского престола. Лжедмитрия поддержало население Северской украйны и донские казаки, недовольные царем Борисом. Из-за предательства бояр борьба Б. Годунова против отрядов Лжедмитрия была неэффективной. А когда в апреле 1605г. Борис Годунов неожиданно умирает, его войско переходит на сторону Лжедмитрия. И Москва в июне 1605г. с торжеством приняла своего законного «природного» государя царя Дмитрия Ивановича.
Новый царь оказался деятельным и энергичным правителем, уверенно сидевшим на «прародительском» престоле. Однако после свержения Годуновых боярские группировки перестали нуждаться в Лжедмитрии. Во главе заговора против него встает Василий Шуйский. Он в союзе с Голицыным сумел привлечь на свою сторону войска, стоявшие около Москвы. В ночь с 16 на 17 мая 1606г. отряд был введен в Москву. Опасаясь того, что не все горожане настроены против самозванца, заговорщики объявили о том, что они поднялись за царя, против поляков, его обижавших. Однако 17 мая Лжедмитрий был убит. Заговорщики объявили народу о том, что свергнутый царь был самозванцем, «растригой», «еретиком» и «польским свистуном». Во время этого переворота был свергнут патриарх Игнатий и убито от 2 000 до 3 000 русских и поляков.
На престол был «выкрикнут» руководитель боярского заговора Василий Иванович Шуйский. Так как Шуйский вступил на престол не законным избранием земли, а умыслом бояр, он оказался в зависимости от них и не мог проводить самостоятельную политику. Кроме этого ему необходимо было доказать стране законность замены царя Дмитрия царем Василием.
Но доказать законность своего избрания В. Шуйскому было сложно. Много было обстоятельств, мешающих народу относиться доверчиво к новому правительству. Личность нового царя не была так популярна, как личность Бориса. Новый царь захватил престол, не дожидаясь земского собора, а многие помнили, что Борис ожидал этого собрания шесть недель. Поэтому у В. Шуйского не было твердой опоры в населении.
С воцарением В. Шуйского в истории Смуты наступает перелом. Раньше Смуту создавали и поддерживали, главным образом, бояре. Теперь в нее вовлекаются широкие круги населения: средние и низшие классы общества. Начало брожения этих классов было положено на южной окрайне Московского государства, где накопилось особенно много горючего материала, и где довольно было простой случайности, чтобы он воспламенился и охватил пожаром всю землю.
Толчком к всеобщей смуте явилась смена на престоле. Убийство Лжедмитрия и воцарение Шуйского не предвещали ничего доброго ни общественным низам, ни среднему служилому классу, мелкопоместному дворянству. Для тех и других Шуйский был «боярским» царем, с программой узкосословной, и поэтому, когда разнеслась весть об очередном спасении царя Дмитрия, слух имел большой успех и многих, особенно на окраинах, сплотил вокруг имени Дмитрия.
Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий II подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушине (отсюда его прозвище «Тушинский вор»). Здесь были свои «бояре и воеводы», свои приказы и даже свой патриарх. В тушинский лагерь пришло из Москвы немало московских князей и бояр, хотя они знали, конечно, что идут «целовать крест» и служить явному обманщику и самозванцу.
Не имея сил самостоятельно справиться с Лжедмитрием II, В. Шуйский обращается за помощью к шведам, которые согласились послать ему вспомогательный отряд войск. Однако это дало повод Польше вмешаться во внутренние дела России. В сентябре 1609г. польский король Сигизмунд перешел границу с большим войском и осадил русскую крепость Смоленск.
Выступление Сигизмунда изменило ход Смуты. Тушинские поляки нашли более выгодным действовать заодно с королевскими войсками и отошли к Смоленску. Покинутый союзниками, самозванец бросил Москву и засел в Калуге (декабрь 1609г.). Но все же он продолжал грозить и оттуда. Бессилие и непригодность Шуйского становились все очевиднее. 17 июля 1610г. он был свергнут с престола.
После свержения В. Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе правительства оказалась боярская дума – «князь Ф. Мстиславский с товарищи» (так называемая «семибоярщина»). Однако, это боярское правление не могло быть деятельным и прочным. Приближение к Москве Лжедмитрия II, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех «лучших людей». Чтобы избавиться от Вора и его притязаний бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.
В сентябре 1610г. с согласия бояр Москва была занята польским войском Жолкевского. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и «торговый мужик» Федор Андронов, которые и управляли (точнее, пытались управлять) страной от имени «государя царя Владислава Жигимонтовича всея Руси».
Однако Сигизмунд, вынашивая планы своего восшествия на русский престол, не отпускал в Москву Владислава и не снимал осаду Смоленска. А шведы после призыва Владислава на московский престол из прежних союзников превратились во врагов и захватили северо-западные области и Новгород.
В декабре 1610г. Тушинский вор был убит в Калуге. Это событие стало поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще и у тех казаков, у которых жило национальное самосознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.
Во главе национально-религиозной оппозиции становится патриарх Гермоген, который обращается к населению с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и Отечества. Уже в самом начале 1611г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Весной 1611г. к Москве подступило земское ополчение и начинает ее осаду. Это ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а, во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Д. Трубецкой и казачий атаман И. Заруцкий. В результате разногласий между этими частями, первое ополчение распалось. Но вскоре в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение. Организатором ополчения становится земский староста Кузьма Минин. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» князь Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапамятной репутацией.
В октябре 1612г. Москва была освобождена от поляков. Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». Земский собор, заседавший в январе-феврале 1613г. был по составу представительства наиболее полным из московских земских соборов. На нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613г. выборные люди согласились остановиться на кандидатуре 16 летнего Михаила Романова, сына находившегося в польском плену митрополита Филарета. И 21 февраля 1613г. Земский собор единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова.