Опричнина, ее влияние на судьбу Российского государства
После смерти Василия III фактически государством управляла его жена Елена Глинская (Ивану IV было 3 года). В годы ее правления между боярскими группировками не прекращалась борьба за власть, которая расшатала систему государственного управления и ослабила центральную власть. Феодальные круги, заинтересованные в централизации власти, возлагали надежды на подрастающего Ивана IV, которого митрополит Макарий в 1547г. венчал на царство. Иван IV стал царем и Великим князем всея Руси. Изменение в титуле отражало те процессы, которые произошли в развитии общества и государства. Царский титул:
· уравнивал Ивана IV с византийским императором и восточными ханами (Астраханское, Крымское ханства);
· ставил выше европейских королей;
· означал особую роль и ответственность московского царя, как хранителя православия;
· возвышал Ивана IV над другими русскими князьями.
Эпоха становления и укрепления государства была полна противоречий и вынужденный действовать в тех условиях царь был противоречивой натурой. По мнению Г.В. Вернадского наделенный большими интеллектуальными способностями, правитель с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования.
Правление Ивана Грозного продолжалось почти полвека (1533-1584гг.). В исторических исследованиях оно традиционно делится на два периода: реформаторский (1547-1565гг.) и репрессивный (1565-1584гг.).
I период. Реформы Ивана Грозного и «Избранной Рады» (1547-1565гг.)
С помощью Избранной Рады Иван IV провел многочисленные реформы. Избранная Рада (А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, Н. Одоевский и др.) – круг приближенных к царю лиц, осознавших необходимость реформ, направленных на государственную централизацию. Члены Избранной Рады пользовались не только поддержкой, но и симпатией Ивана IV.
Особенности реформ Избранной Рады заключались в том, что они носили:
- комплексный характер, ибо затрагивали все наиболее важные стороны жизни;
- структурный характер, так как была перестроена система управления;
- компромиссный характер: в силу необычайной трудности и сложности решаемых задач, реформы были компромиссом между царем, боярами и дворянами.
Важным шагом в направлении реформ по централизации государства стал созыв первого в истории России Земского Собора (1549г.), который вошел в историю как «Собор примирения». На нем царь обвинил бояр в злоупотреблениях, а они покаялись и заявили о своей покорности. За всем этим стоял призыв царя к консолидации общества: «Отныне кладу конец бесправию и обидам великим». На основании решений Земского собора 1549г. в России начались реформы.
В первую очередь они коснулись управления и суда. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов – Судебника 1550г.
Судебное законодательство |
v Принятие Судебника в 1550г. на основе Судебника 1497г., но он был расширен и лучше систематизирован. v Ограничена власть наместников, усилен за ними контроль как со стороны центра (согласование с Москвой), так и местного населения. v Впервые введено наказание за должностные преступления, в частности за взяточничество. v Введены стадии прохождения закона – доклад царю, приговор царя, приписка дополнительных статей к основному тексту законов. v Подтверждено право перехода крестьян в Юрьев день. Усилена личная зависимость крестьян от феодалов. v Переход права сбора налогов и торговых пошлин в руки государства. v Введение единой меры поземельного налога – «большой сохи». |
Принятый Судебник действовал в течение почти 100 лет (до Соборного Уложения 1649г.). Была создана правовая база для проведения реформ в области центрального и местного управления.
Управление |
v Создание системы приказов, которые формировались по территориальному и предметному принципу: посольский, челобитный, поместный, разбойный, приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца и т.д. v Отмена системы кормлений - содержание должностных лиц за счет местного населения заменялось введением с населения налога, идущего прямо в казну. v Изменение системы местного управления: сыск, суд и другие полномочия передавались в руки губных старост, земских старост, городовых приказчиков, излюбленных голов в городах. Перед центром ответственность теперь несли не только выбранные старосты, приказчики, но и выборщики (миряне). Это было введением в местное управление начал государственной ответственности. |
Проведя эту реформу, Избранная Рада, несомненно, сделала большой шаг вперед по пути усиления государственной централизации. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Формировался слой чиновников, стоящих во главе приказов. С усложнением задач государственного управления число приказов росло (в конце XVIIв. – 50). Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.
Важное значение имели военные реформы, которые также сводились к централизации управления и ограничению тенденций местничества в этой важной сфере. Появились указы о возможности назначения на высокие военные должности наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью.
Военные реформы |
v Отмена местничества в армии. v Создание постоянного стрелецкого войска. Выплата им хлебного и денежного жалования. v Принятие устава о службе. Введение обязательной службы дворян и бояр. Дворяне и дети боярские служили с 15 лет и передавали службу по наследству. v С каждых 150-десятин земли выставлялся один воин «конно и оружно». v Прием на военную службу иностранцев (немцы, поляки до 2,5 тысяч). |
Благодаря военной реформе вооруженные силы государства приобрели некоторое единообразие. Все служилые люди делились на две категории: служилые «по отечеству» (бояре и дворяне) и служилые по прибору (т.е. наемные за деньги). Завершилось формирование военно-служилой системы в России. «Был внесен известный порядок в жизнь, службу и хозяйство служилого класса, представлявшего собой до тех пор мало дисциплинированную массу» (Платонов С.Ф.). В конце XVIв. военная сила России состояла из 100 000 конных ратников (дворянское ополчение), а также 25 000 пехотинцев стрелецких и казачьих полков и иноземных наемников. Была создана мощная военная опора централизованного государства.
Централизация коснулась и церковного управления. В 1551г. состоялся «Стоглавый церковный собор», который утвердил основные направления реформы:
ü создавался единый пантеон святых;
ü унифицированы церковные обряды;
ü уделялось внимание нравственному облику духовенства;
ü монастыри не могли получать новые земли «без доклада царю».
Как видим, в вопросе о монастырском землевладении утверждалась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.