VI. Отчет о выполнении ЧВОК стандартов по защите прав человека и государственного суверенитета

A. В дополнение к указанным выше обязанностям по регулированию деятельности ЧВОК, Межведомственная рабочая группа должна ежегодно публиковать отчет о результатах их оценки и контрактов, в котором излагаются все меры, принятые ЧВОК для обеспечения выполнения требований внутригосударственных законов и международного права по защите прав человека и государственного суверенитета.

Приложение

Достаточно сложно продемонстрировать, каким образом будет работать двойственная система классификации, поскольку государства, принимающие закон, разработают свои собственные критерии. Тем не менее, поскольку предложенная система беспрецедентна, а четкое понимание ее работы особо важно, мы включили в документ настоящее приложение, которое представляет собой общий пример для Рабочей группы.

По Контракту «A» от ЧВОК требуется обеспечить поставку и подготовку продовольствия, а также предоставить персонал для обслуживания приблизительно 5.000 дипломатических сотрудников и сотрудников служб безопасности, находящихся в хорошо укрепленной «международной зоне» на территории с нестабильной обстановкой. Охрана транспорта снабжения предусмотрена отдельным контрактом, также как строительство столовой и приобретение и техническое обслуживание оборудования для приготовления и сервирования пищи. По контракту от ЧВОК требуется лишь покупка, приготовление и раздача пищи. По причине изоляции в международной зоне, между сотрудниками продовольственной службы и местным населением не будет взаимодействия. В зависимости от того, каким образом модельный закон изменен и введен в силу в государстве, принимающем закон, а также в зависимости от существующей статистики нападений на международную зону и потерь среди гражданского населения, Рабочая группа классифицирует этот контракт как относящийся к «Уровню 3 – Уровню 5».

ЧВОК «А» – снабженческая и логистическая компания, специализирующаяся на закупке существенных объемов продовольствия, его транспортировке на значительные расстояния и распределении продовольствия большим группам населения. ЧВОК имеет собственные службы, занимающиеся приготовлением пищи и предоставлением обслуживающего персонала. Персонал обучен реагировать на чрезвычайные ситуации, связанные с работой продовольственной службы (например, способен помочь подавившемуся человеку, потушить пожар). Кроме того, он прошел информационный курс по ограничениям в пище в соответствии с религией государств нахождения. ЧВОК принимает на службу сотрудников, которые прошли строжайшую проверку, и проводит для них краткий курс по правам человека, после чего требует подписать документ, подтверждающий согласие с условиями внутренней политики ЧВОК для обеспечения соответствия минимальным требованиям Рабочей группы. В зависимости от того, каким образом модельный закон изменен и введен в силу в государстве, принимающем закон, Рабочая группа классифицирует эту компанию как относящуюся к Уровню 3 – Уровню 5.

По Контракту «B» требуется предоставить вооруженную охрану для защиты дипломатов в ходе их поездок по территории с нестабильной обстановкой за пределами международной зоны. Террористы часто нападают на дипломатический транспорт за пределами международной зоны, особенно, во время остановок транспортных средств, в заторах и на контрольных пунктах системы безопасности. Контракт требует от охраны регулярных поездок в зоне конфликта, которые подвергают персонал ЧВОК и их подопечных высокому риску ранения или смерти, а также опасности похищения или пленения. Следовательно, контракт требует, чтобы персонал обладал должной квалификацией в ведении тактического боя, а также имел соответствующее вооружение и обладал необходимыми навыками по применению различного оружия. Поскольку контракт будет полностью выполняться за пределами международной зоны, он подразумевает интенсивное взаимодействие с местным населением в зоне конфликта. Такой контракт, несомненно, будет определен как контракт Уровня 1.

ЧВОК «B» владеет учебными базами на территории отечественного государства. Она нанимает высококвалифицированных бывших военнослужащих и обеспечивает применение современного оружия и технологий. Персонал изучает обязательный курс по культуре и нормам поведения, принятым в иностранных государствах, и проходят инструктаж по общению с местным населением в зоне конфликта. Что касается предыдущих контрактов, когда возник вопрос о действиях сотрудников, ЧВОК «B» заявила о существовании «коммерческой тайны», а также отказалась представить идентификационную информацию о персонале и не стала сотрудничать с правительственными органами расследования. Рассматриваемые сотрудники были переназначены для выполнения других заключенных контрактов. При этом в отношении таких сотрудников не были применены дисциплинарные взыскания, уменьшена заработная плата, другие санкции. ЧВОК предоставляет оружие и военное снаряжение по запросу персонала без каких-либо правил. Персонал свободно использует разрывные пули (“hollow-point” или “cop-killer”), которые запрещены для использования в вооруженных силах отечественного государства. Несмотря на то, что персонал высоко квалифицирован и подготовлен к выполнению Контракта «В», недостаточное соответствие ЧВОК «В» минимальным требованиям Рабочей группы в части раскрытия информации, сотрудничества со следствием, наличия правил применения военного снаряжения и применения адекватного дисциплинарного взыскания за неприемлемые действия сотрудников приводит к тому, что она будет классифицирована как ЧВОК Уровня 3 или, возможно, 4. Таким образом, ЧВОК «В» не сможет претендовать на заключение Контракта «В».

Скорее всего, ЧВОК «В» будет признана готовой к участию в тендере на заключение Контракта «А». В этом случае компетентный орган правительства должен будет решить, обладает ли ЧВОК «В» достаточным опытом и средствами, необходимыми для надлежащего выполнения операций в рамках Контракта «А» по минимальной назначенной цене.

[1]Данный Проект модельного закона публикуется по тексту «Wisconsin International Law Society (WILS). Model Law Project. Coordinated by Jose L. Gomez del Prado with Margaret Maffai (Student Research Project Coordinator) and the following other fourteen Students of the Law School of the University of Wisconsin Madison (USA) Neeraj Agarwal, Melanie Black, Elizabeth Constable, Pauline Chow, Anuradha Chudasama, Sophy Chhun, Brian Edstrom, Steven Fioritto, Jennifer Hassemer, Nicole Kieper, Sarai King, Amy McGann, Jessica Ozalp, Anastasia Vener. 10 October 2008.» с любезного согласия и разрешения координатора студенческого научно-исследовательского проекта и члена Рабочей группы ООН по вопросу об использовании наемников как средстве нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение доктора Хосе Луис Гомез дель Прадо (Jose L. Gomez del Prado), представившего этот проект на состоявшихся в г. Москве 16 – 18.10.08. Региональных консультациях (для стран Восточной Европы и Центральной Азии) экспертов этой Рабочей группы.

[2]© Волеводз Вера Александровна (перевод на русский язык), Волеводз Александр Григорьевич (научное редактирование).

[3]© Jose L. Gomez del Prado, Margaret Maffai, Neeraj Agarwal, Melanie Black, Elizabeth Constable, Pauline Chow, Anuradha Chudasama, Sophy Chhun, Brian Edstrom, Steven Fioritto, Jennifer Hassemer, Nicole Kieper, Sarai King, Amy McGann, Jessica Ozalp, Anastasia Vener.

Наши рекомендации